Или как сегодня наука и бизнес достигают поставленной цели
Времени делегатам не хватало, хотя форум «Микроэлектроника-2024» построили с размахом: пять полных рабочих дней, а до того еще три дня Школы молодых ученых и разные предконференции…
- Просчитались организаторы? - спрашиваю приехавшего на форум не в первый раз доктора наук Бориса Середина.
- Скорее, программа насыщеннее стала, - отвечает он. - И по тематике, и по числу участников. Интересных научных секций да круглых столов столько, что хоть на части разорвись! Везде надо бы быть… Мы увиделись в зале, где Российский научный фонд организовал круглый стол «Инструменты РНФ при формировании института квалифицированного заказчика по выполнению прикладных научных исследований в микроэлектронике». Значит, возглавляемая моим собеседником в Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) кафедра «Физика и фотоника» тоже замахнулась на грант конкурса прикладных проектов? Угадав немой вопрос, профессор отвечает: «Здесь не только подававшие заявки, но и примеривающиеся. Приходим потому, что информацию подают открыто, как на ладони. С прицелом на будущее слушаем. Суперважно не только штудировать документацию, но и прояснять детали в живом общении».
Дискуссию на круглом столе открыл начальник Управления программ и проектов РНФ Игорь Проценко. Он напомнил, что с декабря 2022 года Фонду даны полномочия начать поддержку прикладных научных проектов, результаты которых имеют значимость для конкретных предприятий - квалифицированных заказчиков, тех, кто точно знает, какую проблему им на производстве надо решить и сколько они за получение новых технологий готовы заплатить. Точнее, чем в сказке: «Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что». Тут: пойди туда, не знаю куда, принеси то, знаю, что.
Незадолго до начала круглого стола в беседе с заместителем председателя Научно-технологического совета Фонда, и. о. ректора НИУ «МИЭТ» Сергеем Гавриловым я услышала, что, получив новые полномочия, Фонд оперативно разработал механизм реализации для достижения целей. Первая серия мероприятий состояла из отбора технологических предложений организации (заявок оказалось 181, из которых были выбраны 56 предложений) и конкурсного отбора проектов, сформулированных заказчиками. Фонд организовал и провел 17 конкурсов на определение исполнителей, которые взялись выполнить 83 проекта. Каждый исполнитель претендовал на ежегодную поддержку в сумме, доходящей до 30 миллионов рублей на проведение прикладных научных исследований. Но даже проигравший в конкурсе не считал себя зря старавшимся. Выиграл - не выиграл, а независимая экспертиза твоего проекта ведущими специалистами отрасли дорогого стоит. Это не просто вердикт, денег дать или нет, а подробный разбор проекта, с рекомендациями. Финансирование проектов осуществляется в форме гранта РНФ из средств Минпромторга, специально выделившего деньги на работу в целях развития производства электронной компонентной базы.
- А остальным министерствам ничего от науки не надо?
- До настоящего времени ни Минздрав, ни Минсельхоз, ни Минэнерго не приняли участие в организации подобных конкурсов, - произнес Гаврилов. - Видно, смотрят, что Минпромторг за свои деньги получит.
Судя по обсуждаемым на круглом столе сюжетам, дело движется. 1 августа Фонд объявил о начале приема заявок для участия во втором отборе технологических предложений. Собственно, обсуждению этого и был посвящен круглый стол, где собрались как сотрудники Фонда, Минпромторга, так и квалифицированные заказчики с исполнителями проектов. Проще говоря, собрались организации, стремящиеся к развитию, внедрению инноваций и укреплению своих позиций на рынке.
Время меняет приоритеты: если раньше поощрялись только инициативные проекты, направленные на познание окружающего мира («мы вот что умеем, уверены, что идея хороша, дайте денег на проверку ее состоятельности»), то теперь Фонд помогает ученым, конструкторам и технологам услышать голоса реальной экономики.
По словам С.Гаврилова, сотрудники РНФ помогают держать ход проектов (промежуточные результаты) под контролем. Вместе с заказчиком выезжают на приемки каждого этапа работы. Фиксируют как отставания от графиков работ, так и истории успеха, четкое движение по плану. И, похоже, скоро страна увидит результат нескольких пилотных проектов. Среди них - микросхемы для работы на сверхвысоких частотах - таких мощных в стране отродясь не выпускали.
Кроме того, помимо конкурсов по микроэлектронике Фонд также провел конкурс пилотных проектов. В самом начале работы по прикладному направлению члены Попечительского совета РНФ, которые представляют крупные предприятия страны, предложили около десятка тем. Научно-технологический совет Фонда провел их экспертную оценку и рекомендовал к поддержке 5 наиболее интересных проектов. Например, научный коллектив из Университета «Сириус» под руководством Романа Иванова и компания «КФР» (входит в группу компаний «Р-Фарм Холдинг») в ближайшие годы создадут отечественные субстанции препаратов для лечения редких (орфанных) заболеваний. Эта работа позволит обеспечить гарантированный доступ российских детей к жизненно необходимой лекарственной терапии.
Однако надо отдавать себе отчет: прикладные проекты не возникли сами по себе. РНФ поддерживает не инопланетян, скользнувших в наш мир по лунному лучу, а вполне конкретных упрямых тружеников. Как рассказывали И.Проценко, С.Гаврилов и представитель МИЭТ Петр Лазаренко (все трое - на фото) путь к успеху тернист и многоэтапен. Не зря Петр Иванович назвал свой доклад «Опыт перехода фундаментальных исследований в прикладные исследования в рамках поддержки РНФ». Научная группа, представляющая в настоящий момент лабораторию «Материалы и устройства активной фотоники», свой первый шаг в получении прикладных результатов сделала в 2016 году при выполнении фундаментального проекта, выигранного в рамках конкурса РНФ для молодых ученых, по которому победитель получает на два года до 4 миллиона рублей. Для науки, в которой регулярно приходится пополнять запасы материалов и комплектующих, деньги небольшие, но это - уже признание того, что решаемая коллективом задача важна и интересна для научного сообщества. Изучали ребята фазовые превращения в халькогенидных материалах, обладающих уникальной способностью быстро и обратимо изменять свои оптические свойства, что может использоваться для создания энергонезависимой оптической памяти.
Второй шаг - когда подали заявку на проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых, финансовая поддержка которых составляет 18 миллионов рублей на три года. Однако вначале результат был отрицательный. «С первого раза нам не удалось выиграть грант, - вспоминал Петр Иванович, - но зато мы получили обратную связь - результаты экспертной оценки, публикуемые РНФ для всех поступающих заявок. Это позволило нам в дальнейшем доработать заявку с учетом полученных мнений экспертов».
В результате на следующий год заявка, включающая в себя как фундаментальные задачи, так и практическую апробацию научных результатов в виде создания прототипа готового элемента, оказалась более удачной и получила поддержку.
«Пока выполняли проект, обросли внешними связами, выстроили взаимодействие с научными группами из академических институтов и университетов, опубликовали ряд статей в ведущих для нашей отрасли журналах. Дальше начали вести поиск индустриальных партнеров, в том числе через письма и встречи, на которых рассказывали о наших последних достижениях и компетенциях. В результате нами была получена поддержка индустриальных партнеров и Министерства науки и высшего образования РФ, что позволило создать лабораторию. Стали больше уделять внимания учебному процессу в вузе, это помогло нарастить кадровый потенциал, в том числе увеличить численность научной группы до 24 человек».
Тема кадрового обеспечения, судя по форуму, вот-вот превратится в насущную проблему Отечества. США прогнозируют, что к 2030 году их микроэлектронике понадобятся 200 тысяч новых профессионалов. А нам? Пока, заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, за бюджет готовят для этой отрасли 70 тысяч человек. Как бы не мало стране оказалось…
Постепенно лаборатория «Материалы и устройства активной фотоники» в МИЭТ окрепла. Появились силы на коммерческие контракты, сотрудники стали брать заказы на проведение различных разработок. Прошли путь от синтеза материалов до создания различных элементов на их основе. При этом в становлении их лаборатории, судя по выступлению П.Лазаренко, огромную роль сыграл РНФ.
Год назад Фонд объявил конкурс по направлению «Микроэлектроника». В его рамках был осуществлен сбор технологический предложений на выполнение ориентированных и прикладных научных исследований в рамках стратегических инициатив Президента Российской Федерации в научно-технологической сфере. Одним из технологических предложений, выбранных Фондом к реализации, стал комплекс работ от НПК «Технологический центр», направленный на создание технологии изготовления гибридных фотонных интегральных схем для сборки микролазеров высокой когерентности.
Ребята из МИЭТ связались с инициатором технического предложения НПК «Технологический центр». На совместных встречах обсудили основные требования, предъявляемые к итоговому результату, и приступили к написанию проекта. Сейчас лаборатория материалов и устройств активной фотоники из МИЭТ совместно с лабораторией фотонных газовых сенсоров из МИСИС - одни из участников технологического предложения и продолжают развивать свой потенциал.
Заказ на проведение прикладных научных исследований Фонд получает, когда предприятия, федеральные органы власти или субъекты РФ обращаются в РНФ с идеей нового продукта или с технологией создания импортозамещающего продукта, предоставляя ожидаемый социально-экономический эффект от его получения. По сути, Фонд берется за поддержку высокорискованных проектов до стадии, когда их реально будет передать в руки других институтов развития отрасли. В данном случае - Минпромторга.
Как выразился И.Проценко, роль РНФ - перевести участников проекта через «долину смерти». То есть убедиться, что полученная технология создания продукта с высокой долей вероятности найдет свое применение в коммерческом секторе, поскольку, согласно условиям конкурса, заказчик обязан внедрить разработку на свое предприятие. То есть нечто абстрактное, подающее надежды превращают в товар, который покупатель готов оплатить.
А пока, говоря языком РНФ, происходит формирование заявок на конкурс технологических предложений. Выигравшие его проекты со следующего года планируется финансировать в рамках субсидий Минпромторга, выделенных как раз на данные проекты по микроэлектронике. «Запрягать» в таком случае на скорую руку нельзя, все надо сверить, свести вместе, что кому нужно, какие есть экономические, социальные условия для производства предложенной продукции. Надо доработать ТЗ и по мере поступления денег от федеральных органов власти объявить конкурс среди берущихся исполнять проект.
Успехом этого этапа будет переход к мультиплицированию продукта - построению производственной линии его массового выпуска. Недавно, рассказал участвовавший в круглом столе начальник отдела развития ЭКБ Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Александр Гапонов, в министерстве состоялось заседание сразу двух комитетов в совете отрасли - Комитета по науке и Комитета по технологиям. Обсуждали необходимость и возможность создания новых дизайн-центров - как раз для передачи наработок из науки в промышленность. И самым правильным инструментом для решения этой задачи как раз сегодня и считает министерство мероприятия РНФ, которые сейчас на круглом столе обсуждали. Механизм ее собран из проверенных узлов, которые уже доказали свою работоспособность.
Тем не менее народ в зале оказался въедливым: посыпались вопросы про инструменты программы, нет ли в них изъянов, которые могут помешать взаимодействию исполнителей с технологическими квалифицированными заказчиками. Вопросы и глубоко профессиональные, и общие, с ноткой удивления: так вы за 8 лет прошли путь до взаимодействия с квалифицированным заказчиком? Дмитрий Артемов (на снимке вверху) узурпировал микрофон и один за одним сыпал вопросы. Отвечал не только П.Лазаренко, но и представители разных фирм.
Дальше к микрофону пригласили других творцов историй успеха, среди них - Вячеслав Светухин. Пару десятилетий назад мы с ним, лидером вузовской науки, беседовали в Ульяновском госуниверситете, а сейчас Вячеслав Викторович - членкор РАН, директор НПК «Технологический центр». Ему тоже пришлось раскрывать нюансы своей политики и поступков. Дмитрий Ашимов, делегат форума от компании - разработчика телекоммуникационного оборудования, например, попросил уточнить выступавших, насколько долго и кропотливо они составляли ТЗ на работы, чтобы конечный результат действительно был востребован. Закладывали ли вы вариативность исполнения и вариативность технологий? Следом интересовались: ну, а сама тематика как возникла? То есть это была ваша наработка и вы с ней пришли к заказчику, а он уже тогда по вашей инициативе сформулировал задание?
Ответ был: кто кого, так сказать, привел в Фонд? Заказчик нас или мы заказчика? Ну, скорее всего, в нашем случае заказчик - нас, но мы долго обсуждали, искали точки соприкосновения и пути решения проблем, которые не дают развиваться предприятию, а то и целой отрасли.
Пожалуй, главное, что показал этот круглый стол: взаимодействие с квалифицированным заказчиком - дело трудное, оно требует искренности, глубоких знаний, умения и желания работать в команде и времени, торить дорогу к наукоемким производствам в Отечестве, где дороги всегда были непростой проблемой, но РНФ, Минпромторг и ученые за прокладку этой дороги взялись. Успеха!
Елизавета Понарина
Фото Николая Степаненкова