Южным лесам угрожают пришельцы.
Неизменный атрибут многих городов Юга России, особенно курортных, - всевозможные хвойные растения - деревья, кустарники. Среди них немало представителей семейства кипарисовых (Cupressaceae) - туя (Thuja), разные виды можжевельников (Juniperus) и собственно кипарисы (Chamaecyparis). Вечнозеленые, некоторые с особенным смолистым запахом, они украшают скверы и улицы, нередко и личные приусадебные участки, создавая особый микроклимат. Среди таких насаждений легко дышится. Широко распространены эти виды растений и в природной среде, особенно на Кавказе.
В последние годы, однако, к хвойным пришла, а скорее прилетела заморская напасть - златка кипарисовая (Lamprodila festiva L.) - красивый, но зловредный вредитель. Ученые предполагают, что он, как и некоторые другие «нехорошие» представители фауны, появился в России в период подготовки к Олимпиаде в Сочи. Тогда из Европы для озеленения города завозили различный посадочный материал, часть которого и была заражена. Это предположение основывается на другом зафиксированном факте. В тот же период в Италии для благоустройства Олимпийской деревни были закуплены саженцы самшита, среди которых обнаружилась бабочка самшитовая огневка. Вредитель распространился по всему Краснодарскому краю, Адыгее и Абхазии, что привело к экологической катастрофе: уничтожению кавказских реликтовых самшитовых лесов.
Проблемой занимались ученые Института экологии горных территорий РАН. Более подробно об их исследованиях и выводах мы расскажем в другом материале, а сейчас вернемся к златке. Личинки, которые вылупляются из яиц, отложенных под кору жуком, в ходе своего развития и питания проделывают в древесине многочисленные туннели для пропитания. Сначала у здорового, на первый взгляд, растения желтеют ветви, потом постепенно погибает все дерево или кустарник. Примеров этого множество. Так, у меня на соседней улице аллея туй. Точно свечки выстроились они вдоль проезжей части, но на некоторых заметил характерные признаки заражения.
А в столице Северной Осетии-Алании Владикавказе проблема приобрела уже угрожающий характер. Инфицированность кипарисовой златкой достигла критического уровня. Значительная часть многолетних туй, формирующих эстетический ландшафт городских территорий, находится в состоянии активной фазы поражения. Как считает доцент факультета химии, биологии и биотехнологии Северо-Осетинского государственного университета (СОГУ) Игорь Николаев, в перспективе бóльшая часть туи в городе погибнет. Есть также опасность, что кипарисовая златка может перекинуться на можжевельники, которые растут в горах республики, и это станет экологическим бедствием.
Плохо то, что мер борьбы с «заезжим» вредителем немного. Поскольку личинки жука (черви) живут в древесине, под корой дерева, и повреждают его проводящую систему, к моменту появления видимых признаков - усыхающих ветвей и пожелтения кроны - поражено уже все растение. Удаление отдельных усохших ветвей не принесет результата. Единственная эффективная мера - полная вырубка поврежденных деревьев. Конечно, можно проводить химическую обработку, но из-за токсичности веществ высока вероятность нанесения вреда здоровью горожан. В какой-то мере некоторой профилактикой служат подкормка питательными веществами и полив, которые, по словам ученого, повышают жизненные силы растений. Правда, это возможно с культурными насаждениями, а как быть в дикой природе на сотнях гектаров?
Важно также не упустить момент вылета нового поколения златки - взрослых жуков, который происходит как раз сейчас, в летние месяцы. Обработка деревьев в это время позволит не допустить расселения вредителя и заражения новых растений.
К сожалению, златка - не единственный зарубежный «засланец». Так, в прошлом году ученые Донецкого ботанического сада обнаружили в Мариуполе жука-усача (Semanotus bifasciatus), чужеродный для Европы восточноазиатский вид, также активно повреждающий кипарисовые, в первую очередь туи и можжевельники.
Исследование проводилось в рамках научного проекта «Южный вектор национальной безопасности в условиях геополитических и климатических вызовов» при финансовой поддержке Минобрнауки России. Его результаты опубликованы в журнале «Дальневосточный энтомолог», издаваемом лабораторией энтомологии ФНЦ «Биоразнообразие» ДВО РАН и Дальневосточным отделением Российского энтомологического общества.
Жуки-усачи активны весной и летом, преимущественно в сумерках. Обитают на ветвях и стволах кипарисовых растений и откладывают яйца в трещины на коре. Личинки продолжают жить под корой, прокладывая извилистые ходы. Схожие пути заражения, не правда ли?
Это уже третий чужеродный вредитель кипарисовых, проникший в Северное Приазовье за последние годы. Ученые Ботанического сада уверены: дальнейшее распространение жука-усача нанесет серьезный вред городам, где кипарисовые используются для озеленения. Если же насекомые проникнут в Крым и на Кавказ, где этот род растений широко распространен в природе, то пострадают и естественные леса.
Основной причиной этого явления специалисты называют интенсификацию межгосударственных экономических отношений и ослабление фитосанитарного контроля. Насекомые-паразиты попадают на территорию РФ совместно с привозимыми растениями из зарубежных, прежде всего европейских, питомников. Они постепенно распространяются по территории Краснодарского края, республик Северного Кавказа. Климатические условия на большинстве территорий Юга России оптимальны для развития опасных «засланцев», и те начинают нашествие.
Сегодня контакты с европейскими странами заметно сократились, однако необходимость усиления контроля фитосанитарного состояния импортируемых видов растительного сырья никто с повестки дня не снимает, поскольку набирают интенсивность восточное и азиатское направления сотрудничества.
Станислав Фиолетов
Обложка: фото пресс-службы СОГУ


