Полупроводниковая жизнь

    Полупроводниковая жизнь

    Согласятся ли люди на бессмертие?

    С давних времен алхимики и ученые искали философский камень, пытались получить секрет бессмертия. Камень не нашли, но появились компьютеры и новые идеи - обрести вечность в цифровом виде, переведя в него сознание человека. Эксперты Пермского национального исследовательского политехнического университета в области философии и информационных технологий поделились с «Поиском» своими соображениями на этот счет.

    Разговор начался с «цифрового бессмертия». Кандидат философских наук, доцент кафедры автоматики и телемеханики ПНИПУ Вера КОЛКУТИНА рассказала, что это такое.

    - Концепция основывается на создании бессрочной компьютерной копии биологического существа, в том числе человека. Речь идет о сохранении данных, отражающих личность (воспоминаний, сознания, предпочтений), в цифровой форме и использовании их после физической смерти. Это могут быть аватары, симуляции или копии сознания, которые продолжают взаимодействовать с внешним миром, - пояснила ученая.

    По ее словам, традиционное религиозное представление о вечной жизни связано с идеей жизни души, которая существует и после смерти тела. Оцифрованное «бессмертие» фокусируется на сохранении личности или сознания в технологической среде, не предполагая существования души или иной духовной ипостаси.

    - Кстати, с развитием социальных сетей возникло понятие «бессмертие профиля» личности. Аккаунты пользователей в мировой паутине - своего рода цифровые двойники, которые «питаются» вниманием (лайками и комментариями). Когда страничка забрасывается или ее владелец умирает, она превращается в «цифровой гроб», а в Интернете растет «цифровое кладбище», - отметила В.Колкутина.

    - Сегодня интенсивно развивается искусственный интеллект. Можно ли говорить о сознании ИИ?

    - Пока нет, - подключился к беседе кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем ПНИПУ Даниил КУРУШИН. - Достаточно прочитать любую инструкцию по развертыванию той или иной «интеллектуальной» программы, чтобы понять, что никаким сознанием там и не пахнет. Это алгоритм, призванный решать определенные прикладные задачи. С другой стороны, человек склонен одушевлять неодушевленное - это в нас говорит еще первобытное представление о сути вещей. Кто ни разговаривал с компьютером, смартфоном, автомобилем? Разумеется, эти объекты сознанием не обладают. Но нам так кажется. И в этом смысле «соз-нанием» обладает и простейшая программа. Нам так удобно про нее думать.

    - То есть технологии позволяют имитировать мышление человека?

    - Мышление неотделимо от поведения. Человеком управляет мозг. Современные технологии еще далеки от полного понимания всех аспектов его работы. Не ясно, насколько допустимы вмешательство в человеческое сознание и воссоздание его в цифровой форме. Очевидны правовые и социальные барьеры: кто будет контролировать доступ к такой технологии и кто станет отвечать за ее последствия? Есть и культурное сопротивление: для многих людей такие идеи противоречат их религиозным и философским представлениям о жизни и смерти. «Субъективность человека» трудно оцифровать и держать под контролем.

    - Так нужно ли ее преодолевать?

    - Каждый из нас уникален, а если получится воспроизвести или клонировать сознание, то это поставит под сомнение неповторимость личности. Мы не знаем, сохранится ли она или появится нечто новое. Цифровая копия может «жить» самостоятельно, что изменит саму концепцию того, что значит быть человеком, - считает В.Колкутина.

    - Да, многие этические вопросы придется решить…

    - Рисков, связанных с цифровым бессмертием, много. Прежде всего речь идет о безопасности этих данных, ведь оцифрованную личность возможно несанкционированно копировать, блокировать, уничтожить или модифицировать заложенную в нее информацию, - полагает Д.Курушин.

    - Согласен ли человек на такое «воскрешение»? Каковы права и ответственность в отношении цифровой копии? Должна ли она вообще обладать правами личности? Как будет решаться вопрос с авторством на воспроизведенные воспоминания и действия? Есть также риск злоупотребления технологиями, когда цифровая копия используется в целях, не соответствующих изначальным намерениям, - поддержала коллегу В.Колкутина.

    Как отметили ученые, уже сегодня, общаясь с человеком через чат, можно не заметить его подмены искусно написанным ботом. Они привели в пример тест Тьюринга, известный с момента появления в 1960-х годах программы «Элиза». Суть эксперимента заключалась в том, чтобы человек, разговаривая с машиной и другим человеком, понял, кто есть кто. Уже тогда программа умела имитировать живую личность. Сейчас чат-боты стали продвинутее, и отличить их от человека действительно сложно. Но имитация еще не личность.

    Цифровое бессмертие способно привести к социальному неравенству. Вполне вероятно, что доступ к технологиям, позволяющим создавать и поддерживать такие копии, будет зависеть от экономического и социального статусов.

    - Это создаст новую форму привилегий, где богатые будут иметь возможность «жить вечно» в цифровой форме, в то время как менее обеспеченные не смогут позволить себе такую услугу. Возникнет вопрос сохранения культуры. Что именно будет «жить вечно» - капиталообеспечение или ценностный ряд? - рассудила В.Колкутина.

    - Вероятно, изменится и восприятие смерти?

    - Технически можно сохранить огромное количество данных, но воспоминания человека - это не просто информация. Она подвержена изменениям, переосмыслению. Это трудно передать цифровой системе.

    У нашей памяти есть опция забывать. А что хотим сделать мы, ученые? Не дать забыть. И здесь в психике человека возможен когнитивный конфликт. Рассмотрим пример. У меня ушла из жизни бабушка. Я прихожу, включаю дома экран некоего устройства, что хранит данные о ней. Бабушка ходит, печет блины, дает мне советы, спрашивает: «Как дела?» и даже отвечает мне впопад - техника настраивается. Затем я выключаю это - человека нет. Но мозг воспринимает его как то, что есть. Потеря не прожита, граница жизни и смерти размывается внутри личности. Психическим переживаниям не отведено место в памяти. В кино такие сюжеты выглядят увлекательно, в жизни вызывают ряд адаптационных вопросов, - считает философ.

    По ее мнению, цифровое бессмертие смещает акцент с окончательной потери на возможность сохранения присутствия человека в цифровом мире. А законы природы незыблемы. Парадигму «родился - умер» изменить физически нет возможности, а получить психические расстройства при наличии привязанности к цифровой копии ушедшего из жизни человека - вполне.

    - Я склонен думать, что полупроводниковая жизнь невозможна, так как ее нет в природе. Раз в ходе эволюции получилась белковая жизнь, основанная на ДНК и РНК, значит, это - оптимальное решение. По крайней мере, для условий на нашей планете, - добавляет Д.Курушин. - Поэтому цифровое бессмертие, строго говоря, неотличимо от бумажного. Булгаков, Толстой, Гомер бессмертны, потому что записаны на носителе. Неизвестный нам неандерталец, оставивший орнамент, найденный недавно в Хотылево, - тоже. Он задействовал кость мамонта, как Лукьяненко использует Интернет. Носители развиваются, но суть одна. Истинное бессмертие обретут те, кто разгадают механизм смерти и отменят ее.

    Анна БРЮХАНОВА

    Иллюстрация: photogenica.ru

    Предыдущий пост не найден
    Следующий пост не найден