Госзадание 2.0 профинансируют в рамках выделенных лимитов.
В 2025 году начнется реализация нового для бюджетных учреждений науки механизма формирования государственного задания, которое будет разрабатываться по запросам бизнес-структур. В профильном сообществе его окрестили Госзадание 2.0.
Проект был запущен во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко. Цель - совершенствование системы управления исследованиями и разработками в гражданской сфере. В поручении содержится набор мероприятий, способствующих формированию государственного задания на проведение исследований с учетом модели «квалифицированного заказчика» и применения результатов фундаментальных исследований для технологической модернизации российской экономики.
На пилотном этапе по формированию госзадания на 2025-2027 годы в проект были включены четыре направления - Арктика, авиакосмические исследования, развитие минеральных сырьевой базы и малотоннажная химия. В Минобрнауки поступили 198 технологических предложений от компаний, представивших важные для отраслей задачи, решение которых требует проведения фундаментальных и поисковых исследований. По просьбе министерства эксперты Академии наук оптимизировали эти требования, сделав их более понятными для научного сообщества.
На специально разработанном сервисе «Технологические запросы от бизнеса» в ЕГИСУ НИОКТР были размещены 120 получивших добро от РАН заявок, на которые поступили 320 откликов от потенциальных исполнителей. Представители фирм отобрали подходящие проекты, заключили с научными коллективами соглашения, и работа по их выполнению началась.
В начале декабря в Минобрнауки прошел вебинар, в ходе которого представителей подведомственных министерству организаций проинформировали о старте нового цикла Госзадания 2.0 (ГЗ 2.0) на 2026-2028 годы. Этот этап запускается по широкому спектру направлений, которые определены Указом Президента РФ от 18.06.2024 года №529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий».
На момент проведения семинара поступившие технологические запросы распределились по приоритетам НТР так: высокоэффективная и ресурсосберегающая энергетика (55), превентивная и персонализированная медицина (6), высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство (4), безопасность получения, хранения, передачи и обработки информации (6), интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, включая автономные транспортные средства (36), укрепление социокультурной идентичности российского общества и повышение уровня его образования (1), адаптация к изменениям климата, сохранение и рациональное использование природных ресурсов (9).
Как видно, среди приоритетов есть и социогуманитарные направления.
Сбор заявок от бизнеса продлится до конца декабря, после чего они будут рассмотрены экспертами РАН. Подведомственные Минобрнауки организации смогут сформировать отклики на получившие положительные заключения академии предложения, начиная с 15 февраля 2025 года. Далее пройдут отбор заказчиком потенциальных исполнителей, формирование проектов тематик, их экспертиза, заключение соглашений.
На вебинаре представители министерства, Дирекции научно-технических программ, специалисты Центра информационных технологий и систем дали разъяснения о порядке взаимодействия участников проекта в цифровом контуре ЕГСУ и ответили на вопросы участников семинара, касавшиеся организации процесса.
Наиболее часто представители институтов и вузов интересовались, будут ли на ГЗ 2.0 выделяться дополнительные бюджетные средства и деньги промышленных партнеров. «Пока нет, - отвечали организаторы. - Технологические проекты обеспечиваются исключительно в рамках доведенных до организаций лимитов бюджетных ассигнований».
В Минобрнауки понимают, что для поисковых работ под задачи заказчика институтам придется закупать специальное экспериментальное оборудование, расходные материалы, приобретать вспомогательные квалификации. Чиновники обещают изыскать дополнительные средства, но пока ничего не гарантируют. Организациям, которые решат взяться за темы ГЗ 2.0, предлагают перераспределить на них средства, выделенные на ранее начатые менее перспективные темы или ежегодно производимое приращение средств на госзадание.
Возможно ли участие в проекте без финансирования, если у организации нет незадействованных бюджетных лимитов, но она готова работать бесплатно? Как выяснилось, такой вариант не предусмотрен. В соглашении должен быть отражен объем средств на выполнение ГЗ 2.0. РАН, кроме всего прочего, будет экспертировать обоснованность финансовых затрат. При этом не исключена возможность финансирования выполнения части работ по проекту заказчиками, этот вопрос регулируется соглашением.
Были обозначены требования к квалифицированному заказчику. Он должен ставить не разовые «точечные» задачи в рамках технологического дефицита компании, а реализовывать интегрированные стратегические интересы отрасли. То есть заявка должна быть направлена на решение крупной проблемы, которая имеет общеотраслевой характер.
Кроме того, заказчик должен иметь опыт выполнения исследований и разработок (что определяется объемом внутренних затрат на НИР), а также ресурсы и производственную базу для внедрения разработок. Обязательно и обозначение перспектив, связанных с использованием полученных результатов.
Организаторы семинара подчеркнули, что ГЗ 2.0 призвано не только содействовать выводу результатов фундаментальных и поисковых исследований на один из уровней готовности технологий. Не менее важная задача - создать платформу для долгосрочного взаимодействия науки и бизнеса. После того как квалифицированный заказчик познакомится с возможностями исполнителя, он может перейти с ним на прямые договоры, которые будет оплачивать уже из своего бюджета.
На данном этапе интерес коллективов, которые решают выполнять темы по ГЗ 2.0, определяется именно этими перспективами. В обмен на выход из «зоны комфорта» ученые получат опыт проведения прикладных исследований, контакты с крупными фирмами и корпорациями реального сектора экономики, а в перспективе и контракты.
Взаимодействие промышленников и исследователей начинается уже на этапе выбора исполнителей. На специальной платформе стороны могут общаться в удобном для них режиме, уточняя необходимые технические моменты.
В соответствии с Гражданским кодексом права на результаты интеллектуальной деятельности и разработки, созданные в рамках госзадания, принадлежат исполнителям работ.
Чем исполнители ГЗ 2.0 будут отчитываться? Критерии достижения результата такие же, как для обычного госзадания, пояснили чиновники. Поскольку речь идет о фундаментальных и поисковых исследованиях как значимой основе для решения крупных отраслевых задач, в общем случае ключевым результатом должны стать научные статьи в авторитетных журналах. Однако заказчики вправе формулировать и другие требования к отчетной документации, согласовав их с исполнителями и закрепив в соглашениях о сотрудничестве.
Если на вебинаре министерства обсуждались в основном организационные моменты, связанные с механизмами формирования ГЗ 2.0, то на недавнем Конгрессе молодых ученых в Сочи спикеры, представлявшие как науку, так и бизнес, обсуждали ход работы по пилотному проекту ГЗ 2.0, а также проблемы, связанные с внедрением инноваций.
Выступая на круглом столе «Формирование государственного задания на проведение научных исследований: как учесть стратегические ориентиры и потребности экономики?», вице-президент РАН Степан Калмыков, курирующий в академии данное направление, высказался по поводу необходимости создания стимулов для организаций, решивших перейти на новую модель госзадания. По его мнению, работать с квалифицированным заказчиком значительно сложнее, чем выполнять стандартное ГЗ. Понятно, что научные коллективы берут на себя повышенные обязательства. К результатам предъявляются более высокие требования. Возможный переход к софинансированию исследований со стороны бизнеса - это, скорее, оферта - договор, не обязательный к исполнению. Поэтому для институтов, которые возьмутся решать задачки «со звездочкой», необходимо найти текущие бонусы. И тогда проект «взлетит», подчеркнул академик.
Говоря о проблемах, выявленных в ходе начавшегося в текущем году пилотного проекта, Степан Калмыков отметил, что во многих технологических запросах отчетливо прослеживается желание компаний решить за государственный счет свои текущие задачи в сфере НИОКР. В то время как речь идет о возможности заказать загоризонтные высокорисковые исследования, которые могут перерасти в технологию, изделие, модель в перспективе 3-5 лет и более.
– Мы рады, что ключевые наши промышленные партнеры это понимают, - отметил ученый.
На круглом столе «Госзадание 2.0 - Химия: от суверенитета к технологическому лидерству» Степан Калмыков обратил внимание на более сложную проблему. В химической отрасли создаваемые учеными передовые разработки зачастую оказываются экономически невыгодными для бизнеса. И проблема не в качестве результатов, а в ограниченном внутреннем рынке.
– То, что производится только для внутреннего рынка, никогда, на мой взгляд, не будет рентабельным, - подчеркнул вице-президент РАН. - Разрабатывая технологии для микротоннажной и малотоннажной химии, мы упираемся в потолок. Неизвестно, вырастет ли из всего этого реальное производство. При базовой ставке рефинансирования «20 плюс» мало какие инвестиции в науку могут быть экономически выгодными.
По мнению вице-президента РАН, в нынешних условиях, видимо, придется делать ставку на субсидирование и протекционизм с точки зрения ввозных пошлин на первичную продукцию и товары с большой добавленной стоимостью.
С ним во многом согласилась руководитель направления научно-технического сотрудничества, директор по перспективным направлениям ГК «Росатом» Екатерина Чабан. При нынешней ключевой ставке инвестиции в технологическую сферу и тем более в поисковые исследования становятся невыгодными для компаний, подтвердила она. Поэтому госкорпорации используют грантовые инструменты и выстраивают сотрудничество с инжиниринговыми центрами. С этой точки зрения, модель Госзадание 2.0 с бюджетными инвестициями на стадии НИР вполне перспективна, отметила она.
Руководитель программ блока экспертизы и функционального развития ООО «Газпромнефть НТЦ» Павел Сорокин высказал мнение, что, поскольку исследования становятся важным элементом в цепочке создания продукта, научных партнеров необходимо сразу включать в проработку механизмов интегрирования результатов в финальную экономическую модель. Это поможет ученым быстро сориентироваться и понять, чего от них ждут.
– В рамках ГЗ 2.0 бизнес не будет определять науке техзадание и календарный план, поскольку госзадание выполняется за государственные средства. Научные коллективы сами должны организовать эффективное взаимодействие с заказчиком. Софинансирование проекта на более поздних этапах возможно только, если ученые продемонстрируют высокий уровень проектного управления, - заявил представитель «Газпромнефти».
Он предложил министерству создать в помощь исследователям образовательный пакет, позволяющий развивать навыки стратегического мышления и принятия решений. Между научной и бизнес-средой существуют серьезные различия в целях и подходах к работе, культурные и коммуникативные барьеры, поэтому ученых следует готовить к взаимодействию с предпринимательским сектором, отметил Павел Сорокин. Исследователи должны уметь адаптироваться к рыночным условиям, эффективно коммуницировать с фирмами и инвесторами. Умение разрабатывать бизнес-планы, оценивать коммерческий потенциал своих результатов, защищать интеллектуальную собственность - все это становится важной частью работы современных ученых.
Директор по исследованиям и разработкам ООО «СИБУР» Сергей Тутов отметил, что новый механизм формирования госзадания может сыграть важную роль в повышении профессионального уровня научных кадров.
– Сейчас в портфеле «СИБУРа» более сорока проектов новых технологий, и в каждом из них у нас есть научный партнер, - сообщил он. - Сегодня часто используется понятие «квалифицированный заказчик». А вот нам крайне интересны квалифицированные исполнители, которые знают, как работать с нашим задачами.
Сергей Тутов рассказал о том, что самая эффективная партнерская лаборатория нефтехимической компании имеет более чем 20-летний опыт взаимодействия с международными фирмами. Сотрудники научились использовать госзадание для продвижения тематик, которые потенциально нужны бизнесу. В итоге сегодня они быстрее всех делают проекты, ориентированы на результат, имеют воронку идей, которые «СИБУР» забирает на дальних горизонтах.
– На самом деле работать в системе Госзадания 2.0 можно было всегда. Сформулируй тему, которая интересна бизнесу, и он заключит с тобой контракты на прикладные разработки. А ты натренируешь команду и получишь возможность больше зарабатывать, - подчеркнул представитель «СИБУРа».
Как выяснилось, руководители научных коллективов разделяют позиции бизнесменов и тоже высоко оценивают перспективы совместной работы по механизму ГЗ 2.0. Положительную оценку начинанию дал, например, Павел Дроговоз, проректор по науке и цифровому развитию Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, принявшего активное участие в начальной стадии проекта.
– Есть, конечно, еще пробуксовки, нестыковки, не все шестеренки зацепились друг за друга, - поделился он. - Пилотный проект не может проходить без проблем. Он и нужен, скорее, для того, чтобы выяснить не то, как надо делать, а что делать не надо. Но в будущем мы пристроимся друг другу, потому что идея абсолютно продуктивная, позволяющая университетам интегрироваться с индустрией и проходить путь между разными стадиями зрелости технологий с наименьшими потерями.
Опрос спикеров по поводу того, какую долю ГЗ 2.0 в общем объеме госзадания для науки они считают оптимальной, дал такие результаты: представители РАН и Минобрнауки высказались за 20-30%, а бизнес - за 50% и более.
Надежда Волчкова
Автор фото: Сергей Бобылев. Источник: фотохост Конгресса молодых ученых