Как СО РАН выстраивает устойчивые взаимоотношения с регионами.
Междисциплинарные проекты всегда были традицией Сибирского отделения РАН. И это самый короткий путь к технологическому лидерству, а Общее собрание - хорошая возможность сверить приоритеты. Итоги собрания комментирует председатель СО РАН, вице-президент РАН академик Валентин ПАРМОН:
– Прежде всего мы осуществили пополнение рядов. К сожалению, за время, прошедшее с последнего собрания, многие сибирские члены академии ушли из жизни. Нам удалось избрать 8 академиков и 24 члена-корреспондента. Это прекрасная команда. Уверен, что она будет эффективно работать во благо Сибирского отделения, следовательно, и РАН, и России.
Главный приоритет для СО РАН, конечно, - восстановление технологического суверенитета в тех областях, где он потерян, а по тем направлениям, в которых мы компетентны, - достижение технологического лидерства. С гордостью скажу: во многом получается. А таких результатов удается добиваться именно потому, что мы работаем командой. Принцип действия всех региональных отделений академии с момента создания: мы выступаем инициаторами и организаторами междисциплинарных работ.
В качестве примеров технологического лидерства в отчетном докладе на Общем собрании я упомянул Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов». Формально за создание синхротрона отвечают два института СО РАН - Институт катализа и Институт ядерной физики. А на самом деле работают больше десятка академических институтов и университетов, находящихся в Сибири. И свыше 90% оборудования, необходимого для установки мегасайенс, будут созданы сибирскими специалистами. Ровно то же самое можно сказать и о Национальном гелиогеофизическом комплексе РАН, строящемся в Восточной Сибири. Это крупнейший российский научный объект - более 500 радиотелескопов. И трудится огромная команда ученых.
Да, есть ответственный институт - Институт солнечно-земной физики СО РАН, но сами радиотелескопы, например, изготавливают томские специалисты. Так что Национальный гелиогеофизический комплекс - тоже в полном смысле слова междисциплинарный проект. Есть достижения не столь масштабные. скажем, созданный по новой технологии полимер - сверхвысокомолекулярный полиэтилен. Над ним тоже трудилась междисциплинарная команда сибирских, волгоградских, московских специалистов.
Надеюсь, в дальнейшем мы не утратим свои компетенции и сможем организовывать такие мультидисциплинарные проекты. Именно в этом мы видим свою основную задачу.
– То есть традиция интеграционных проектов, которые когда-то были визитной карточкой Сибирского отделения, продолжается?
– Да, продолжается, но немного в ином формате, учитывая новый статус РАН. Надеемся, те позитивные сдвиги, которые происходят в управлении российской наукой, помогут нам и дальше эту славную традицию развивать. Конечно, очень бы хотелось, чтобы были приняты более кардинальные решения: все-таки до сих пор ресурсы находятся у Министерства науки и высшего образования, а не у Российской академии. Соответственно, именно министерство и выступает основным заказчиком работ академических институтов.
– Сибирское отделение традиционно придает первостепенное значение решению региональных проблем…
– Безусловно. И лидерами в этом сегодня, как и в первые годы работы Сибирского отделения, являются наши геологи. Они определили и просчитали потенциал тех ресурсов, которые пока еще не разрабатываются, но могут послужить основой для создания горнопромышленных комплексов, не меньших, чем Норильский горно-металлургический комбинат. Подготовлены конкретные предложения. У нас налажены хорошие взаимоотношения с руководством всех сибирских регионов, поэтому, надеюсь, вопросы будут решаться оперативно.
Я традиционно завершаю свои доклады так: после 1990-х годов появилась необходимость дополнить знаменитый треугольник «наука - кадры - промышленность», предложенный основателем нашего отделения академиком Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым, еще одной вершиной - взаимодействием с региональной властью. И получился тетраэдр. Очень устойчивая, кстати, фигура.
Беседовала Ольга Колесова
Обложка: Фото Юлии Поздняковой, УППНД СО РАН


