По формуле мужества и чести

    По формуле мужества и чести

    Он спасал на войне жизни, в науке - истину.

    Он принадлежал к тому великому поколению, которое выиграло войну и не проиграло себя. Прошел огонь передовой и леденящий холод «научной оттепели». Выдающийся генетик, автор одного из крупнейших биологических открытий XX века, химического мутагенеза, Иосиф Абрамович Рапопорт (на снимке) был одним из тех, чья судьба воплощает дух Победы: сильный, свободный, непреклонный.

    Услышав доклад основателя экспериментальной биологии в СССР Николая Кольцова, студент биофака Ленинградского госуниверситета И.Рапопорт понял, что хочет пойти по его стопам. Он выбрал направление, связанное с искусственным получением при воздействии химических соединений большого числа хромосомных мутаций, результаты которых можно использовать в различных сферах: от сельского хозяйства до медицины.

    В 1938 году И.Рапопорт стал кандидатом наук, в 1941-м в возрасте 29 лет собирался защищать докторскую диссертацию. Планы сломала война. Как кандидат наук он имел право на бронь, но не воспользовался ею и добровольно ушел на фронт.

    За годы боев Иосиф прошел путь от командира взвода до начальника штаба гвардейского полка. В 1943 году, уже капитаном, его направили в Военную академию им. Фрунзе для подготовки на должность начштаба полка. Являясь слушателем ускоренных командирских курсов, он параллельно представил диссертацию на биологическом факультете МГУ и получил докторскую степень.
    Свежеиспеченный доктор наук и выпускник Военной академии с блестящей работой по тактике боя получил сразу два престижных предложения: стать преподавателем Военной академии и продолжать исследования под руководством вице-президента АН СССР Льва Орбели. Рапопорт отказался от обоих и вернулся на фронт.

    В ходе войны он получил множество наград. Трижды был представлен командованием к званию Героя Советского Союза, но так и не получил «Золотую Звезду» - по мнению современников, из-за «неуступчивого характера».

    В декабре 1944 года в боях за Секешфехервар в Венгрии он был тяжело ранен. Пуля попала в висок, задела мозг и выбила левый глаз. Но он не ушел с поля боя, пока не была отражена атака противника. Не до конца восстановившись после ранения, с одним зрячим глазом он вновь вернулся в строй.

    Во втором его представлении к «Золотой Звезде» от 13 мая 1945 года говорится: «Передовой отряд под командованием гвардии майора Рапопорта с боями прошел 83 км, очистил от врага три города и несколько сел, взял в плен 35 тысяч гитлеровцев, среди них - 8 подполковников и до 600 офицеров».

    Даже сухие строки военного документа впечатляют масштабом. А ведь за ними - огромная боевая работа, точный расчет, хладнокровие, аналитическое и стратегическое мышление ученого, позволявшее безошибочно действовать в самых драматических ситуациях. А дело было так: 7 мая 1945 года начальник оперативного отделения штаба дивизии майор Рапопорт получил приказ прорваться через порядки отступающей немецкой группировки и встретиться с американскими войсками. Он был выбран для этой операции, так как свободно владел немецким и английским языками. На пути отряд наткнулся на колонну немецких танков. Вспоминая об этом эпизоде, Иосиф Абрамович рассказывал: «Я соскочил на землю, подбежал к гигантскому “Тигру”и постучал рукояткой пистолета по броне. По-немецки приказал открывшему башенный люк танкисту разрядить орудия в воздух и очистить дорогу для нашего отряда. После некоторого колебания немцы подчинились».

    Боевая группа И.Рапопорта двинулась вперед и соединилась с американцами. На том месте, где это произошло, вблизи города Амштеттин, сейчас стоит обелиск с надписью: «Здесь окончилась вой­на».

    Демобилизовавшись, И.Рапопорт продолжил исследования в Институте цитологии, гистологии и эмбриологии АН СССР. Вскоре он уже руководил работами по химическому мутагенезу во всей стране и снабжал селекционеров супермутагенами - химическими веществами, многократно увеличивающими частоту возникновения мутаций, которые были необходимы для вывода новых сортов.

    Однако мирная работа продолжалась недолго. Фронтовику пришлось вновь ввязаться в бой - теперь против свирепствовавшего в те годы мракобесия. Как известно, сталинская поддержка псевдонаучной теории «народного академика» Трофима Лысенко привела к многолетнему гонению на классическую генетику.

    На состоявшейся в 1948 году печально известной сессии ­ВАСХНИЛ, ставшей кульминацией борьбы между научным и идеологизированным подходами к вопросам агробиологии, И.Рапопорт выступил с речью в защиту хромосомной теории наследственности. Он четко объяснил значение генетики, рассказал о своих находках, проверенных опытным путем. Завершая выступление, ученый заявил: «Считаю правильной хромосомную теорию наследственности, укладывающуюся во все принципы материалистической науки. Никогда не откажусь от своих убеждений из-за соображений материального порядка».

    Иосиф Абрамович был награжден многими орденами, о подвигах бесстрашного разведчика писали фронтовые газеты. Передовые позиции он занимал и в науке как автор прорывов в мировой генетике. Он был настолько на виду, что арестовать его не посмели, но исключили из партии, закрыли отдел, выгнали из института.

    За мужество в отстаивании научной истины пришлось заплатить высокую цену. На работу опального генетика брать боялись. Он жил на пособие по инвалидности, под чужой фамилией делал переводы для Института научной информации. В качестве сотрудника экспедиций нефтяного и геологического министерств занимался палеонтологией и стратиграфией. Разработал способ определения нефтеносных пластов, которым геологи пользуются до сих пор.

    Только в 1957 году благодаря поддержке известных академиков Рапопорт полулегально возобновил исследования по генетике в Институте химической физики АН СССР, куда был приглашен академиком Н.Н.Семеновым с тем условием, что примет активное участие в подъеме сельского хозяйства страны. Не оставляя теоретических исследований, он включился в эту работу со всей мощью своего таланта и организаторских способностей.

    На основе предложенных Рапопортом методов были выведены около 400 высокоурожайных сор­тов сельскохозяйственных культур, созданы новые эффективные медицинские препараты.
    Его выдвигали на Нобелевскую премию, но из-за отказа «вступить заново» в партию (он требовал восстановления) мировую награду он не получил.

    Впоследствии власть отметила его орденом Трудового Красного Знамени, Ленинской премией, званием Героя Социалистического Труда.

    Его судьба оставалась драматичной до конца: 31 декабря 1990 года Иосиф Абрамович Рапопорт попал под колеса грузовика и через три дня скончался от полученных травм.

    Надежда Волчкова

    Обложка: bessmertnybarak.ru

    Не sapiens, но мыслящий
    Хранители памяти