Отделять жёсткость от жестокости

    Отделять жёсткость от жестокости

    Основы российской внешней политики заложены легендарными дипломатами.

    В Дипломатической академии МИД РФ состоялось значимое событие, посвященное глубокому анализу исторического пути оте­чественной дипломатической службы. Научно-практическая конференция под названием «Историческая память российской дипломатии: от А.С.Матвеева и И.А.Остермана к современности» стала площадкой для серьезного разговора о преемственности поколений, эволюции методов и принципов внешней политики России и о государственных деятелях XVII-XVIII веков, чьи усилия заложили фундамент для становления нашей страны как великой державы.

    Мероприятие было организовано совместно с Российским центром научной информации (РЦНИ), давним и надежным партнером академии. Конференция состоялась по инициативе МИД России, в частности его Историко-документального департамента, и реализована в рамках культурно-просветительской программы, запущенной по поручениям Президента РФ В.Путина и министра иностранных дел С.Лаврова для увековечения памяти руководителей отечественного внешнеполитического ведомства разных эпох.

    Открывая мероприятие, модератор конференции проректор по экспертно-аналитической работе - руководитель Института актуальных международных проблем Дипломатической академии Олег Карпович отметил важность сохранения исторической памяти о славном прошлом и выдающихся личностях российской дипломатии. Он напомнил, что Артамон Матвеев и Иван Остерман внесли значимый вклад в становление основополагающих принципов внешнеполитического курса страны, а также в развитие дипломатической службы и стали родоначальниками многих ее направлений в России.

    Директор РЦНИ Олег Белявский подчеркнул, что проведение подобного мероприятия в стенах «легендарного научного и учебного учреждения» не случайно. Он отметил, что, несмотря на изначальную ориентацию на естественно-научную проблематику, РЦНИ сегодня считает своим долгом активно участвовать в активизации гуманитарного и исторического знания. Именно такое знание позволяет более точно и настойчиво формулировать российские интересы на внешнеполитической арене, что сейчас крайне необходимо.

    О.Белявский также констатировал, что исторические личности, которым посвящено мероприятие (А.Матвеев и И.Остерман), принадлежат к тем эпохам, когда Россия активно расширялась и прирастала территориями и могуществом. Именно эта экспансия, проводниками которой они были, во многом обусловила то, что сегодня Россия является по-настоящему великой страной в географическом плане. Директор РЦНИ подчеркнул, что нельзя забывать простую истину: «Всегда уважали и уважают великих и сильных». Он выразил надежду, что международно-правовой иммунитет и международная право­субъектность России, пострадавшие в 1990-е годы, будут восстановлены. Это, по его убеждению, возможно в том числе благодаря обращению к истории, к тем временам, когда люди, лишенные современных технологий и информации, вершили великую внешнюю политику, наследниками которой являются нынешний МИД России и Дипломатическая академия.

    Ориентиры для потомков

    Конференция была приурочена к знаменательным датам: 400-летию со дня рождения главы российского внешнеполитического ведомства и правительства Артамона Сергеевича Матвеева и 300-летию канцлера и главы Коллегии иностранных дел Ивана Андреевича Остермана. Деятельность этих выдающихся дипломатов до сих пор остается кладезем поучительного опыта.
    Чрезвычайный и полномочный посол, профессор Департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ Андрей Бакланов в своем выступлении акцентировал внимание на деятельности А.Матвеева, особенно на его работе на малороссийском (или украинском) направлении. По мнению Бакланова, перед дипломатической службой, а также перед учебными и научными заведениями сегодня стоит задача более точно описывать дипломатическую историю, выявляя успешный опыт. А.Матвеев не случайно был назначен для проведения заключительного раунда переговоров с Богданом Хмельницким по вопросу воссоединения Малороссии. Матвеев курировал это направление чрезвычайно успешно, и его рекомендации были услышаны. С 1669 года А.Матвеев возглавил Малороссийский приказ, который постепенно трансформировался из внешнеполитического во внутриполитическое ведомство с хорошо продуманными и реализованными функциями оперативного контроля за ситуацией в Малороссии.

    Это происходило в крайне сложных условиях, не менее сложных, чем сегодня, с учетом угрозы со стороны недружественных государств и внутренней нестабильности на Украине. Тем не менее Матвееву удавалось находить разумные пути для интеграции Левобережной Украины в централизованное российское государство. При нем количество сотрудников Малороссийского приказа выросло в пять раз за первый год и вдвое за второй, что свидетельствовало о приоритете этого направления и хорошем материальном стимулировании. Матвеев успешно наладил взаимодействие между местными автономными и вновь созданными центральными органами.

    Особое внимание дипломат уделял информационной подпитке центральных властей, что позволило специалистам-разведчикам и контрразведчикам считать его одним из организаторов российской разведшколы. Он эффективно использовал «командировочных» (торговых людей) и «лазутчиков», часто торговцев под прикрытием, для получения оперативной информации, что было особенно важно, так как эти направления традиционно были слабы на украинском треке.

    По мнению Бакланова, ухудшение оперативной обстановки на Украине началось с 1955 года, когда была завершена жесткая линия в отношении данного региона, причем инициатива по ее изменению пришла из Москвы, что вызвало недоумение у местных властей. При этом наследие Матвеева содержит «удивительно тонкие и четкие подсказки» о том, как вести себя на сложных направлениях с неоднозначным настроением местного населения, как сочетать политический и силовой компоненты, как получать надежную информацию и как ее подавать, чтобы к ней прислушивались в коридорах власти.

    Антон Варфоломеев, проректор по научной и инновационной деятельности Московского государственного института культуры, в своем выступлении сосредоточился на личностных качествах дипломатов, которые сегодня описываются в междисциплинарных исследованиях как «культурный интеллект». Он отметил, что оба юбиляра были высококультурными и творческими людьми. Артамон Сергеевич Матвеев собрал огромную библиотеку, покровительствовал театру.

    Иван Андреевич Остерман успешно адаптировался к инокультурной среде и проявлял выдающиеся коммуникативные навыки, будучи посланником в Швеции, умея налаживать связи с европейцами. Матвеев также умел использовать культурные особенности и коммуникативные навыки для достижения государственных целей, общаясь с иностранцами и располагая к себе собеседников. Варфоломеев подчеркнул, что «культурный интеллект» - это не просто красивая фраза, а научная концепция, получившая эмпирическое обоснование на стыке когнитивных наук, социальной психологии, лингвистики, культурологии и менеджмента. Под «культурным интеллектом» понимается способность эффективно функционировать и взаимодействовать в ситуациях, характеризующихся культурным многообразием. Матвеев и Остерман, по мнению А.Варфоломеева, являются историческими фигурами с высочайшим уровнем культурного интеллекта и служат ориентиром для новых поколений российских дипломатов и международников.

    Формула Матвеева

    Доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД России Егор Леонов уделил внимание многогранности профессиональных и личностных качеств А.Матвеева, который является «ярким примером и успешным кейсом» того, как следует готовить современных дипломатов. Матвеев был не только видным государственным деятелем, но и человеком широкого кругозора, западником (но не «прозападником»), увлекался литературой, был библиофилом и меценатом. Он организовал типографию при Посольском приказе и одну из первых аптек в стране, стоял у истоков русского театра. Также он реализовывал архитектурные проекты, такие как каменная церковь Рождества Богородицы, сохранившаяся до наших дней в Химках.

    На дипломатическом поприще Матвеев снискал уважение иностранных послов благодаря красноречию, начитанности, блестящему владению языками, умению слушать и способности отделять жесткость в отстаивании позиции от жестокости, продвигая принципы баланса, умеренности, простоты и справедливости. Он был автором «Царского титулярника» - уникального дипломатического и художественного произведения, содержащего древнейшие изображения русских правителей.

    Матвеев возглавлял Посольский приказ, фактически определяя внешнюю политику, и имел даже более серьезные полномочия, что отражалось в формулировках царских распоряжений того времени. Что касается вклада дипломата в «украинский трек», то именно Матвеев сыграл ключевую роль в переходе Малороссии в российское подданство. По собственным словам дипломата, он видел в этом «прицепление естественной ветви к ее историческому корню». Местное население ценило его за мягкость, терпимость и нацеленность на взаимодействие с народными массами, что сегодня назвали бы «низовой дипломатией».

    Матвеев предвосхитил реформы Петра I и занимал жесткую переговорную позицию по отношению к Польше. Он освоил экономическую, культурную, технологическую и религиозную дипломатию, способствовал развитию торговых связей и культурному обмену. Артамон Сергеевич уделял внимание протокольным вопросам и «пиару» для повышения престижа русского государства. Он также провел значительную работу по документальному обоснованию права династии Романовых на русский престол через родство с Рюриковичами и активно участвовал в решении внутренних государственных задач и кризисов, например, в подавлении Медного бунта и восстания Степана Разина. А его социально-экономические инициативы, такие как новая организация работы питейных заведений, приносили доходы для строительства и нужд приказов.

    Профессор кафедры всеобщей истории Государственного университета просвещения Сергей Воронин поблагодарил Дипломатическую академию за привлечение внимания к «легендарным и не широко известным» именам российских государственных деятелей, работавших на поприще дипломатии. Матвеев, по его словам, был западником, проявляя интерес к западной культуре, технологиям, медицине и театру, при этом он был глубоко патриотичным человеком.

    С.Воронин отметил, что Матвеев погиб во время Стрелецкого бунта, защищая юного Петра. Он предположил, что, если бы Матвеев стал советником царя, многие реформы Петра Великого были бы более щадящими и не нанесли бы такого удара по российскому укладу и традиционным ценностям, что, по его мнению, послужило основой для возникновения «западного либерализма» в стране.

    Особое внимание Воронин уделил малороссийскому направлению, отметив, что Матвеев говорил не только о Левобережной, но и о Правобережной Украине и убедил царя в том, что главной угрозой является Польша, а не Швеция. Он предложил назвать «формулой А.Матвеева» концепцию интереса к западным технологическим и культурным достижениям без ущерба российской традиционности. В завершение выступления С.Воронин зачитал финал стихотворения К.Рылеева, посвященного Матве­еву: «Друг истины и друг добра, горя к отечеству любовью, пал мертв за юного Петра, запечатлев невинность кровью».

    Сберечь наследие

    Третий секретарь Историко-документального департамента МИД России Надежда Воробьева представила доклад, посвященный роду Остерманов и их роли на дипломатической службе в XVIII веке. Она отметила, что в эпоху Петра I благодаря военным и дипломатическим успехам в отношениях с Турцией и Швецией Россия обрела статус морской державы и стала полноправным участником мировой политики и торговли.

    Это стимулировало активизацию внешнеполитической деятельности и установление постоянных дипломатических связей с европейскими государствами, что побудило Петра I к коренным реформам государственных учреждений и реорганизации дипломатической службы. Реформа Посольского приказа, созданного еще при Иване Грозном, началась в 1700 году и завершилась в 1720-м подписанием Петром I основного закона внешнеполитического ведомства «Определение Коллегии иностранных дел». Этот документ установил личный состав, сферу деятельности и обязанности главных лиц Коллегии. В числе восьми сотрудников Коллегии, включая президента и вице-президента, значился Андрей Иванович Остерман.

    Генрих Иоганн Фридрих Остерман, как его звали до приезда в Россию, родился в 1686 году в Бохуме (Германия) в семье лютеранского пастора. В сентябре 1702 года, будучи студентом юридического факультета Йенского университета, он был вынужден бежать в Нидерланды из-за случайного убийства сокурсника. Там состоялась его судьбоносная встреча с Корнелием Ивановичем Крюсом, одним из создателей Балтийского флота, который нанимал иностранных специалистов для русской службы.

    В 1704 году Г.Остерман прибыл в Архангельск в числе других иностранных специалистов. Благодаря широким познаниям в языках, острому уму и характеру, а также родственным связям (его старший брат Йохан Астерман был учителем дочерей царя Ивана Алексеевича, а дальний родственник Генрих Гюйсен - советником Петра I) Остерман сделал головокружительную карьеру в России. С 1705 года он начал дипломатическую службу как секретарь, с 1708-го - как переводчик латинского, немецкого, французского и голландского языков Посольской канцелярии. В 1716 году он стал первым в истории российского делопроизводства канцелярии советником.

    Н.Воробьева также рассказала о реформировании внешнеполитического управления Петром I, который начал решать основные вопросы внутренней и внешней политики самостоятельно, без учас­тия Боярской думы, через именные указы и свою личную канцелярию (Кабинет Петра I). С началом Северной войны в 1700 году при Петре I постоянно находилась Посольская походная канцелярия, которая с 1709-го, обосновавшись в Санкт-Петербурге, стала фактически главным органом управления внешними связями России. В 1720 году с учреждением Коллегии иностранных дел Остерман, уже имевший значительный дипломатический опыт, был назначен тайным канцелярии советником, став треть­им лицом в Коллегии. Ему вменялось в обязанность составление грамот чужестранным государям, рескриптов министрам, а также резолюций и деклараций, имеющих «великий секрет и важность».

    Источник: rcsi.science

    Одновременно с проведением конференции в фойе Дипломатической академии была развернута экспозиция копий документальных материалов из Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и Архива внешней политики Российской империи ­(АВПРИ), предоставленных Историко-документальным департаментом МИД. На каждом стенде были размещены QR-коды, позволяющие посетителям более детально ознакомиться с историческими материалами. В рамках мероприятия в конференц-зале была организована книжная выставка «Историческая память российской дипломатии», представляющая научные труды, изданные при поддержке РЦНИ. Экспозиция включила в себя фундаментальные работы, освещающие историю, ключевые события и наследие выдающихся деятелей отечественной дипломатической службы.

    Таким образом, научно-практическая конференция в Дипакадемии не только позволила углубиться в изучение богатого наследия выдающихся дипломатов прошлого, но и продемонстрировала его актуальность для формирования современной внешнеполитической стратегии России, а также для подготовки новых поколений дипломатов и международников.

    Бэлла Светина

    Обложка: rcsi.science

    Фотоника в миниатюре
    Искусство кройки и житья