Ориентированы на обновление
Педагогический состав ЮФУ прирастает своими выпускниками
В Южном федеральном университете все большее число выпускников после окончания вуза выбирают преподавательскую деятельность в стенах родной альма-матер. Во многом омоложению кадрового состава университета помогает участие вуза в проекте «Приоритет-2030», в рамках которого реализуется программа «Школа молодого преподавателя». О том, какие задачи решает эта структура и какими достижениями уже можно обоснованно гордиться, «Поиску» рассказал руководитель Научно-образовательного центра «Перспективные решения в образовании» ЮФУ Алексей ЛОЗОВОЙ (на снимке).
- Алексей Юрьевич, чем была вызвана необходимость создания «Школы молодого преподавателя» ЮФУ?
- «Школа молодого преподавателя» в нашем университете стартовала в 2022 году. Это первый проект, позволяющий системно решить задачу подготовки кадрового резерва университета. Суть проекта состоит в отборе наиболее мотивированных и талантливых выпускников программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, с серьезными успехами в своей предметной области и последующем обучении по специально разработанной образовательной программе. Мы сотрудничаем с теми нашими выпускниками, которые хотят построить академическую карьеру и при этом уже являются талантливыми химиками, физиками, историками и инженерами. Цель этих ребят - стать грамотными преподавателями химии, физики, истории, инженерных дисциплин. В обязанность молодых преподавателей также входит разработка своих первых образовательных продуктов.
Слушатели школы проходят интенсивную годичную подготовку, но это не просто и не столько обучение, когда им прямым методом (как это любят делать в иных «традиционных» образовательных программах) буквально «вколачивают» базовые знания по педагогике и методике преподавания, а кропотливая проектная работа. В ходе проектного обучения - ведущей образовательной практики, если угодно, несущей конструкции школы - формируются навыки молодых преподавателей. Они моделируют, разрабатывают, наполняют предметным содержанием свои первые образовательные продукты, а затем, после утверждения в Ученых советах, реализуют программы дополнительного профессионального образования, дополнительные общеобразовательные программы, отдельные модули основных профессиональных образовательных программ.
Обучение в школе носит «поддерживающий» характер, когда каждый этап работы молодых коллег сопряжен с соответствующим обучающим модулем, - именно так возможно «добрать» или усовершенствовать необходимые знания и навыки, актуализируемые в проекте.
- Какие задачи должна решить школа?
- Цель проекта - педагогическая подготовка и трудоустройство аспирантов и магистрантов для получения ими опыта преподавательской деятельности и, как я уже сказал, формирование кадрового резерва структурных подразделений ЮФУ. Перед нами стоит несколько задач. Прежде всего мы стремимся сформировать современного преподавателя высшей школы, обладающего необходимыми компетенциями и ценностными установками. Немаловажно развить у слушателей навыки педагогического проектирования. Во время обучения происходит поэтапная подготовка обучающихся в магистратуре и аспирантуре к преподавательской деятельности посредством разработки и реализации их первого образовательного продукта. И, наконец, мы стараемся обеспечить трансфер результатов научных исследований в образовательный процесс. Нами разработана последовательность кейсов, проектов и задач для реализации технологии IBL (inquiry-based learning - обучение, основанное на исследованиях).
- Преподавателей каких дисциплин вы готовите, какие специалисты наиболее востребованы?
- Благодаря тому, что наставниками команд являются опытные преподаватели различных направлений, участники проекта могут развивать свои педагогические компетенции в рамках любого направления. Но важно отметить, что ребята становятся не только преподавателями, но и полноценными разработчиками образовательных решений.
В «Школе молодого преподавателя» участвуют представители всех факультетов и институтов университета: экономического, юридического, Инженерно-технологической академии, факультета управления и Института наук о Земле. Проект объединил филологов и математиков, физиков, архитекторов и дизайнеров. Они все востребованы и сильны в предметных областях, каждый в своей, а исследования, которыми они занимаются, уже в авангарде научного поиска.
В проекте же их задача иная. Они должны, например, научиться конвертировать научный материал в учебный, наилучшим образом доносить его до обучающихся, учитывая их возрастные, личностные, гендерные, социально-культурные особенности. Необходимо также уметь спроектировать курс и подготовить сценарий урока, определить, какие формы контроля подходят учебной группе и соответствуют предметному содержанию, и т. д. Отвечая на ваш вопрос кратко, скажу: специалисты с хорошим предметным знанием и умением ему научить всегда востребованы.
- Давайте добавим деталей: какова продолжительность обучения, как оно проходит, сколько стоит программа?
- Слушатели обучаются один академический год. Для выпускников ЮФУ, делегированных в школу структурными подразделениями университета, обучение бесплатное. Кроме того, так как все участники школы избраны на должности ассистентов и преподавателей на доли ставки, они получают соответствующую заработную плату.
В течение первого семестра учебного года молодые преподаватели учатся в первую очередь по программе профессиональной переподготовки, разработанной сотрудниками университета и партнерами - представителями платформ и консалтинга в области образования. Они осваивают такие учебные модули, как «Наука и образование», «Педагогический дизайн», «Создание образовательного продукта», «Особенности разработки и реализации дополнительных образовательных программ», а также «Модуль структурного подразделения», суть которого в том, что молодые ассистенты и преподаватели вновь ненадолго вернутся на родные факультеты и в институты, но уже как педагоги, полноценные члены профессорско-преподавательского коллектива. В ходе обучения в стенах своего факультета или института слушатели осваивают основы и специфику реализации дисциплин основных образовательных программ, формирующих профессиональные компетенции в определенной предметной области.
Во втором семестре участники проекта «Школа молодого преподавателя» осуществляют привлечение и набор на программы новых слушателей, и к концу учебного года они получают первых выпускников наряду с колоссальным практическим опытом педагогической деятельности.
Именно таким образом достигаются сразу все цели проекта «Школа молодого педагога»: трудоустройство магистрантов и аспирантов ЮФУ, вовлечение их в педагогическую практику для получения практического опыта и плотная инкорпорация в мир Южного федерального университета.
- Почему молодому преподавателю важно уметь создавать программы дополнительного образования?
- Во-первых, ДПО действительно популярны и востребованы: люди готовы платить за небольшие по объему курсы, с которых они выходят с одним, но реальным и актуальным навыком. Во-вторых, и это важно в стенах исследовательского университета, в форме ДПО можно трансформировать и подать результаты актуального научного исследования. Фундаментальные предметные курсы уже заложены в классические академические программы, а в виде программы дополнительного образования можно донести до слушателей то, что, возможно, войдет в учебники только через десять лет.
- Выпускники вузов и прежде при желании становились преподавателями в альма-матер. В чем отличие вашей школы от традиционного пути (через аспирантуру, получение степени)?
- Наш проект ориентирован на практику. Его участники не просто получают возможность работы в вузе, а имеют к концу обучения в своем портфолио готовые и осуществленные образовательные кейсы. Эти кейсы - результат сплава теории и практики, они реально «работают». Программа нашего слушателя сразу же или немного погодя выводится на внешний образовательный рынок, ее востребованность там, нахождение своей целевой аудитории, людей, готовых учиться на возмездной основе, - один из главных индикаторов успешности обучения.
- Школа существует с 2022 года. Как трансформировалась ее исходная идея?
- Мы постоянно совершенствуем содержание той образовательной программы, по которой проходят обучение участники проекта. Программа развивается вместе с развитием педагогики и дидактики высшей школы. С этого года, например, одним из модулей программы будет модуль «Искусственный интеллект в образовательных процессах». Кроме того, участники проекта осваивают основы экономики образовательных программ в одноименном модуле, учатся работать с целевой аудиторией, заказчиками и заинтересованными компаниями в модуле «Успешные продажи образовательных программ: стратегии и методы».
В современном мире преподаватель - это не только лектор или организатор практических занятий, но и автор идеи, педагогический дизайнер и разработчик научно обоснованных и востребованных образовательных продуктов, понимающий их целевую аудиторию, запросы и ожидания стейкхолдеров, способный использовать эффективные образовательные технологии и инструменты оценивания, анализировать образовательные данные, рефлексировать и дорабатывать образовательный продукт на каждой новой итерации и в процессе его реализации.
- Ваш проект попал в программу «Приоритет-2030». Что это вам дает?
- Дополнительные силы, ответственность и внимание как внутри университета, так и со стороны экспертного сообщества. Участие в программе «Приоритет-2030» позволяет получить дополнительное финансирование для развития и реализации проекта и, как следствие, возможность привлечения высококвалифицированных кадров, в том числе для обмена опытом с другими участниками программы. Немаловажно и повышение узнаваемости проекта, рост конкурентоспособности и престижа школы на региональном и федеральном уровнях.
Проект уже нашел признание как одна из лучших практик по взращиванию кадров для высшей школы, к нему проявляют интерес вузы региона и юга страны.
- Подводя первые итоги, оправдались ли первоначальные надежды?
- Полностью оправдались, хотя нет предела совершенству. Мы продолжаем работать и развиваться. За два с половиной года участниками проекта были разработаны более 70 образовательных решений, программ дополнительного и дополнительного профессионального образования. Они, будучи «ученическими» по своей сути, первой пробой пера, смогли тем не менее заработать на внешнем рынке около трех миллионов рублей. И хотя финансовый показатель не главное, он говорит сам за себя. Участники проекта своими разработками усилили линейку программ дополнительного образования университета.
По итогам двух выпусков 79 слушателей, прошедших «Школу молодого преподавателя», были трудоустроены в СП ЮФУ.
Подготовила Светлана БЕЛЯЕВА
Фото предоставлено ЮФУ