Они выбрали путь

    Они выбрали путь

    Второй этап проекта «Базовые школы РАН» готовится к старту.

    Про школы РАН говорят с 2019 года. В 32 регионах страны таковых сегодня 108 (школы Москвы и Санкт-Петербурга из претендентов на это звание, а точнее, на особое внимание Российской академии наук, были исключены до недавнего времени). За прошедшее годы в этих учебных заведениях профессора РАН, членкоры и действительные члены РАН читали лекции по отдельным темам, организовывали для учащихся экскурсии в институты и научные центры, вместе с учителями пытались как можно увлекательнее проводить уроки. По сути, шефствовали. Новое придумать было сложно, если только проводить лекции онлайн, а не в актовом зале, где половина детей сидела, уткнувшись в гаджеты. Тем не менее заметили, что ряд школ РАН стал весьма популярен в регионах, родители стали переводить в них детей, задумывающихся о карьере ученого.

    Но с избранием главой РАН академика Г.Красникова опыт решили переосмыслить: президент предпочел разобраться, на какую цель работаем. Какова реальная системная связь базовых школ РАН и Академии наук? Может, логичнее из школ РАН сделать действительно базовые ресурсные центры, где опробовались бы новые методики обучения и воспитания исследователей, способных в дальнейшем, получив нужное образование, стать учеными? Причем той специализации, которая больше всего нужна их региону проживания: аграрным территориям - с уклоном в сельское хозяйство, индустриальному краю - с акцентом на развитие промышленности, школе, работающей на Крайнем Севере, - с ориентиром на освоение Арктики. Тогда можно привлечь к заботе о таких школах внимание, ресурсы региона, и получится надежный треугольник взаимодействия «школа - РАН - регион». А губернаторская команда поддержит усилия всех, помогая финансами и организационными возможностями.

    Идею стали обсуждать в Президиуме РАН, где, решив существенным образом обновить концепцию проекта «Базовые школы РАН», создали Комиссию по развитию сети «Базовые школы РАН» и их организационно-методической поддержке (далее - Комиссия), формируется научно-методический центр РАН, в который войдут ведущие педагоги-предметники. В Комиссию вошли не только сотрудники аппарата президиума, но и люди, конкретно знающие и учительские коллективы школ РАН, и даже школьников. В конце апреля на Ленинском, 14 собрались наиболее активные участники проекта во главе с вице-президентом РАН академиком С.Калмыковым. Кроме академической команды в зале присутствовали замминистра науки и высшего образования РФ О.Петрова, представитель АНО «Образовательное пространство» К.Догилев, онлайн участвовали от Администрации Президента РФ Ю.Линская, от Минпросвещения - О.Колударова и целая группа профессоров РАН, членкоров и академиков РАН - энтузиастов работы со школами. Среди них были членкор А.Наумов, профессор РАН Р.Мещеряков, высказывал свое мнение академик РАН и РАО А.Семенов.

    Открыл первое заседание нового состава Комиссии академик Степан Николаевич Калмыков, констатировавший, что «сегодня школы РАН очень разные. Где-то это просто яркая вывеска, а где-то активно работающие команды. Сейчас наша задача - наполнить проект новым содержанием. Решено отобрать пилотные десять школ, включить их в эксперимент по обновлению деятельности, создав на их базе методическое ядро для дальнейшего расширения проекта и организации реально работающей и растущей сети школ РАН. Помимо того, что они реально станут «топовыми» учебными заведениями региона, там не просто будут углубленно изучать предметы, но и знакомить ребят с исследовательским трудом, завязанным на реальном взаимодействии с научным сообществом. Причем это будут не классические “окуклившиеся” спецшколы, всасывающие ресурсы из региона и дальше направляющие выпускников в вузы Москвы и Петербурга, а реально действующие ресурсные центры, в которых постоянную поддержку получат учителя и дети региона».

    Дальше Константин Догилев рассказал о конкретных договоренностях по взаимодействию с образовательным центром «Сириус», региональными структурами ряда субъектов Российской Федерации, отдельно сконцентрировал внимание на необходимости сотрудничества научно-методического центра РАН со структурами дополнительного профессионального образования учителей, возможностями организовывать летние школы преподавателей-предметников, встречи с членами, например, Всероссийской ассоциацией учителей-химиков. На таких форумах люди обмениваются опытом вовлечения детей в науку, проведения экспериментов на уроках.

    Все это становится возможным, когда власти региона, научные институты, вузы этих территорий объединяют усилия с учеными из крупных центров науки - Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока. Взаимодействие обогащает всех участников проекта, а заодно и те коллективы, которые только задумываются рискнуть представить себя базовой школой РАН.
    Особое внимание уделили тому, что к проекту стоит подключить тематические отделения РАН, их знания, взгляд на историю, развитие стран, исследований. И непременно надо взаимодействовать с командами, которые ведут экспертизу школьных учебников, организуют популяризацию науки.
    Обсуждение шло более-менее гладко, пока не был оглашен список лидеров - той самой десятки школ, что становятся пилотными на ближайшие года два.

    – А как будет учитываться мнение директора школы? - подал голос ветеран образования Исаак Калина. - И еще возможно ли войти в проект негосударственной частной школе? Пока их в списке нет.

    Заместитель председателя Комиссии, начальник Управления научно-информационной деятельности РАН и взаимодействия с научно-образовательным сообществом Евгений Голубев поддержал необходимость тесных контактов с директорами школ, и такая возможность уже предусмотрена обновленной концепцией, а по поводу вхождения в проект частных учебных заведений заметил, что это реально в рамках взаимодействия с формируемыми ресурсным центрами на базе школ РАН. Двери ни для кого не закрыты.

    Кому участвовать в очередном этапе проекта, решали региональные структуры, знающие возможности своих школ. Он сообщил, что пока они отобраны из списка регионов, согласованного с Минпросвещения на старте второго этапа проекта. И еще честно добавил, что выбранным завидовать не стоит, скорее, их можно «пожалеть»: ближайшие два-три года они будут идти по пересеченной местности эксперимента, собирая в одну действующую команду учителей, региональных функционеров, весьма самостоятельно мыслящих ученых (другие с детьми обычно не возятся) и школьников - самую подвижную, растущую категорию участников проекта, с которыми все делается раз и навсегда. Повторить не удастся - они уже повзрослеют. И именно эта «десятка» будет методическим ядром для последующего расширения проекта, в который в конечном итоге войдут все 89 регионов страны.

    Дальше по поводу отобранных школ из 7 регионов стали поднимать руки и те, кто участвовали онлайн, и те, кто находились в зале президиума. Кажется, Роман Мещеряков спросил совета, как объяснять губернаторам, почему их школу не выбрали в экспериментальную команду. Андрей Наумов интересовался, неужели прахом пойдут усилия школ, проводивших всякие викторины по физике, чемпионат по написанию сочинений, олимпиады по сельскому хозяйству…

    – Нет, никого не вычеркнем, - заверил вице-президент Степан Калмыков. - Все существующие школы РАН останутся в сфере нашего внимания, но особый спрос будет к избранной «десятке».
    Ей придется, по сути, на этом этапе работать и за себя, и за остальных коллег, чтобы проект получил реальное развитие и стал действительно всероссийским. Тяжелая системная работа только начинается.

    Елизавета Понарина

    Обложка: фото Николая Степаненкова

    Спасая детей
    Начало положено!