Характер академика Ржанова сформировала военная разведка.
Выросший в семье военного студент Анатолий Ржанов с июня 1941 пытался уйти на фронт добровольцем, несмотря на то, что у него был белый билет по состоянию здоровья. Ранее он полностью освоил курс общевойсковой подготовки на военной кафедре института, но офицерское звание ему получить не удалось - не прошел медицинское освидетельствование по причине отслоения сетчатки из-за давней травмы. Анатолий пробовал попасть на флот, но не прошел медкомиссию.
В июле 1941 года подал заявление в добровольческие части, был зачислен в дивизию народного ополчения в Ленинграде, там быстро стал командиром взвода, предполагалось его назначение командиром роты. Однако для командного состава требовалось обязательное медицинское освидетельствование, и по результатам медкомиссии А.Ржанова отчислили из состава батальона. После этого он оставался в блокадном Ленинграде, сконцентрировавшись на досрочной защите дипломной работы.
Его отец Василий Михайлович Ржанов прошел всю Первую мировую войну, имел чин капитана императорской армии, а в 1918-м, когда начала формироваться Красная Армия, был зачислен в нее как военспец. В январе 1939 года полковник В.Ржанов стал начальником строевого отдела военно-морского факультета при Первом Медицинском институте им. академика И.С.Павлова, а в мае 1940-го - начальником курса Военно-морской медицинской академии ВМФ.
В июле 1941 года его назначили начальником штаба отдельной курсантской бригады военно-морских учебных заведений, в чью задачу входила охрана ближних подступов к Ленинграду от возможных действий диверсантов и воздушных десантов. С 26 сентября 1941 года В.Ржанов командовал 2-й отдельной бригадой моряков, которая в ноябре 1941-го была включена в состав Приморской оперативной группы Ленинградского фронта, а 30 августа 1942 года - переименована в 48-ю отдельную морскую стрелковую бригаду.
Именно в эту бригаду направили Анатолия в январе 1942 года после защиты диплома. Отец и сын Ржановы воевали вместе в 1942-1944 годах, а мать Анатолия Елена Викторовна служила в финансовой части писарем.
В составе этой бригады краснофлотец Ржанов закрепился на Ораниенбаумском плацдарме - важнейшем участке обороны Ленинграда.
На фронте ему пригодились навыки военной подготовки, полученные в институте. Он обучал командный состав бригады, разрабатывал разведывательные операции.
В воспоминаниях Анатолий Васильевич особо отмечал, что в деятельности разведчика «важно одно, и на этом я хочу заострить внимание, что действительно труда - очень тяжелого, систематического, изнуряющего - в этой деятельности больше всего. Конечно, если говорить об Ораниенбаумском пятачке и моих собственных впечатлениях, то очень много здесь было связано с конкретной обстановкой. А ее особенность заключалась в двух обстоятельствах - очень большой протяженности фронтовой полосы бригады, которая занимала 24 километра, и в том, что во многих местах наши позиции были отделены от немецких очень большими труднопроходимыми, летом во всяком случае, болотами. И, наоборот, была сравнительно небольшая часть этой фронтовой полосы, где позиции достаточно были близки друг к другу, несколько, а то и две-три сотни метров. Но были и участки, где ничейная земля простиралась до 10 километров. Чуть ли не ежедневные походы групп наших разведчиков за 10, а то и 20 километров по болотам, а потом многочасовое лежание в том же болоте, для того чтобы провести глазомерную или инструментальную съемку немецких позиций и просто наблюдение за поведением немцев, являлись, конечно, настоящим подвигом, хотя и не тем, который изображается в кино и в романах».
Летом 1943 года в ходе разведки боем А.Ржанов получил контузию, из-за этого полностью ослеп на левый глаз и был впоследствии демобилизован. В Институте им. Гельмгольца в Москве А.Ржанову пришлось перенести операцию по удалению левого глаза. Выписавшись, он увидел объявление, что из эвакуации возвращается Физический институт им. П.Н.Лебедева АН СССР, успел за десять дней подготовиться к экзаменам и поступил в аспирантуру.
Началась научно-исследовательская деятельность Анатолия Васильевича Ржанова в лаборатории физики диэлектриков, которую возглавлял член-корреспондент АН СССР Бенцион Вул. Но война так просто не хотела отпускать будущего ученого. В начале суровой зимы он решил съездить в родную часть и раздобыть хотя бы шинель и ботинки, которых лишился при отправке в госпиталь. Бригада морпехов, в которой ранее служил А.Ржанов, воевала под Нарвой, принимала участие в прорыве блокады Ленинграда, понесла тяжелые потери, и Ржанов в трудную минуту взял на себя командование сводной ротой.
«Мне пришлось взять на себя командование, до приказа, разумеется, бывшей моей родной разведротой, объединенной с ротой автоматчиков. Остатки этих рот прикрывали наш обратный переход на правый берег реки Нарвы, а когда уже перебрались, то попали под очень сильный минометный огонь, и я снова был довольно тяжело контужен и ранен несколькими мелкими, правда, осколками в бедро правой ноги».
До конца 1945 года шло долгое, изнурительное лечение, выйдя из госпиталя лишь в начале 1946 года, А.Ржанов снова отправился в Москву, чтобы стать, наконец, аспирантом ФИАНа. Несмотря на тяжелое состояние здоровья (А.Ржанову пришлось много месяцев провести в госпиталях, открылись старые раны), 22 июня 1949 года он защитил кандидатскую диссертацию.
Дальнейший научный путь академика Ржанова хорошо известен. С 1962 года он - директор-организатор Института физики полупроводников СО АН СССР. Ученый открыл пьезоэффект поляризованных керамических образцов титаната бария, что совершило революцию в гидролокации и других областях, создал первый в стране германиевый транзистор. В 1984-м А.Ржанов был избран действительным членом АН СССР. К его многочисленным наградам за доблестный труд следует добавить боевые ордена Отечественной войны I и II степеней, а также медали «За отвагу» и «За оборону Ленинграда».
Участие в боях, разведка в тылу врага, тяжелые ранения сформировали характер будущего академика. И в жизни, и в профессии он действовал, как на передовой: ему приходилось сталкиваться с высочайшим уровнем неопределенности, создавать новое знание с нуля, формировать команду единомышленников, идти на риск, зачастую без права на ошибку.
Игорь Неизвестный, член-корреспондент РАН,
Александр Латышев, академик РАН, Институт физики полупроводников СО РАН,
Надежда Дмитриева
Обложка: А.В.Ржанов (крайний справа) с отцом и матерью. Семья воевала вместе. Фото предоставлено пресс-службой ИФП СО РАН


