Деликатные проблемы решают в Национальном центре колопроктологии.
От лаборатории с сотней коек до научной школы мирового уровня - это путь, за которым стоят научная интуиция, верность выбранному пути, смелость, талант. Сегодня Национальный медицинский исследовательский центр колопроктологии им. А.Н.Рыжих - ведущая клиника Минздрава России - определяет стандарты в своей области. Там спасают жизни, создают новые медицинские направления, внедряют технологии, которые еще вчера казались фантастикой.
О главных достижениях, вызовах и перспективах центра говорят его директор член-корреспондент РАН Сергей АЧКАСОВ и научный руководитель, в течение двенадцати лет возглавлявший это учреждение, академик Юрий ШЕЛЫГИН.
Лечат, учат, масштабируют
– В чем уникальность центра? Какова роль основателя в его формировании? Как все начиналось?
Сергей Ачкасов:
– Уникальность нашего центра в том, что он монопрофильный - полностью посвящен колопроктологии. Это единственное такое учреждение в стране. Статус Национального медицинского исследовательского центра - высшая ступень в системе медучреждений. НМИЦ работает в трех ключевых направлениях: оказание медицинской помощи, научные исследования и образовательная деятельность.
Основатель школы Александр Наумович Рыжих был человеком редкого стратегического видения. Он одним из первых в стране осознал, что проблемы колопроктологии невозможно эффективно решать в рамках общей хирургии. Это обширная и сложная область, требующая глубокой специализации.
История центра началась с небольшой научно-исследовательской лаборатории, открытой в 1965 году на базе 102 коек соседней городской больницы. В этом году мы отмечаем 60-летие центра.
Юрий Шелыгин:
– Хочу добавить, что Александр Наумович был инициатором проведения специальной коллегии Минздрава СССР, посвященной помощи пациентам с заболеваниями толстой кишки. Именно на коллегии созрела идея создания головного специализированного учреждения, которое должно сформировать систему колопроктологической помощи в стране. Благодаря усилиям профессора Рыжих было построено отдельное здание со всей инфраструктурой для нашего центра, введенное в эксплуатацию в 1969 году. Увы, поработать в нем он не успел, к тому времени уже ушел из жизни.
По сути, Александр Наумович не просто основал центр - он создал новую медицинскую специальность и сформировал научно-клиническую школу общенационального значения.
– На каких заболеваниях сфокусирована ваша клиническая работа?
Сергей Ачкасов:
– С самого начала выделились три главных направления: лечение колоректального рака, ведение пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника и помощь при общепроктологических заболеваниях, таких как геморрой, анальные трещины, свищи. Это большой массив деликатных проблем. Недостаточное знание тонкостей анатомии этой области приводит к серьезным осложнениям и снижению качества жизни. Наша узкая специализация позволяет такие ошибки предотвращать.
– Какое место центр занимает сегодня в системе здравоохранения? Как реализуется завет основателя «помощь в масштабах всей страны»?
– Центр координирует колопроктологическую помощь в регионах и оказывает им методическую поддержку. Наша цель - добиться, чтобы помощь была одинаково высококачественной и основывалась на единых стандартах, клинических рекомендациях и современных научных достижениях. Если мы разрабатываем новую методику и подтверждаем ее эффективность, следующая задача - масштабировать ее на всю страну.
Наши специалисты выезжают в регионы, включая новые территории, для анализа состояния службы, консультаций в сложных случаях. В особо тяжелых ситуациях пациентов направляют к нам.
– Как организовано еще одно направление вашей работы, связанное с обучением?
– Мы проводим специальные курсы, на которых знакомим коллег с новейшими технологиями. Особый интерес вызывают такие методы, как эндоскопическая подслизистая диссекция - малоинвазивное удаление новообразований и раннего рака, а также трансанальная эндоскопическая микрохирургия (ТЭМ) - способ удаления доброкачественных и ранних злокачественных опухолей прямой кишки через задний проход с помощью специальной платформы. Мы были первыми, кто начал активно внедрять ТЭМ в России, и делимся всеми тонкостями процесса.
Помимо краткосрочных курсов действует двухгодичная ординатура с возможностью в дальнейшем поступления в трехгодичную аспирантуру. На базе центра работает кафедра колопроктологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования под руководством академика РАН Ю.А.Шелыгина. Большой поток пациентов ускоряет обучение молодых врачей, позволяя им быстро перенимать опыт ведущих хирургов.

Фото предоставлено НМИЦ колопроктологии им. А.Н.Рыжих
«Мозговые центры» рождают открытия
– Насколько глубоко интегрированы в клинику научные исследования?
– Формально это отдельное направление, но на деле граница между наукой и клиникой размыта. Наши исследования рождаются из практических задач: столкнулись со сложной проблемой пациента - ищем решение. Разработки сразу проходят проверку в реальных условиях.
Исследования проводятся по целому ряду ключевых направлений - от совершенствования хирургических методик до разработки схем безоперационного лечения. Роль «мозговых центров» играют наши лаборатории - генетики, микробиологии, патофизиологии и др. Это гибридные структуры, совмещающие диагностику и фундаментальные исследования.
– Какие прорывные работы там были сделаны?
– Коллегам впервые в мире удалось обнаружить и описать более 100 патогенных вариантов в различных генах-супрессорах опухоли. Из них 62 патогенных варианта уже включены в международные базы данных.
В нашей области много таких. Поэтому крайне важно обследовать семьи из групп риска, где уже обнаружен «измененный» ген, и предупреждать их о возможной его передаче следующим поколениям. И, конечно, подходы к лечению должны отличаться в зависимости от того, какой именно патогенный вариант выявлен и как он проявляется.
Здесь мы работаем на самом переднем крае науки: наши статьи охотно принимают ведущие зарубежные журналы.
– А как вы оцениваете перспективы роботизированной хирургии?
– Позитивно. Робот частично компенсирует ограничения человеческой моторики, например, снижает влияние тремора рук хирурга, обеспечивает большую свободу манипуляций по сравнению с лапароскопией, дает превосходную 3D-визуализацию.
Хотя пока в колоректальной хирургии робот не показал радикального превосходства, мы убеждены: будущее за гибридными системами с искусственным интеллектом. Поэтому приобретен роботический комплекс da Vinci последнего поколения, врачи и курсанты активно осваивают эту технологию.
ИИ в хирургии - это не фантастика: уже сегодня он может подсвечивать опасные зоны, строить карты рисков и даже предотвращать неверные движения хирурга. Толстая кишка тесно взаимодействует с соседними органами, поэтому такие помощники особенно важны. При внедрении новых технологий мы всегда ставим безопасность пациента на первое место.
– Есть ли проблемы с оборудованием в условиях санкций?
– Ситуация непростая, но рабочая. Колоноскопы японских производителей нам доступны. Создаются отечественные аналоги - пока не цифровые, но закрывающие часть потребностей. Мы тестировали один из таких образцов и дали положительное заключение.
Наша патофизиологическая лаборатория разработала несколько отечественных приборов и электродов. У нас нет своих производственных мощностей, поэтому мы выполняем роль генераторов идей, консультантов и испытателей.
Не подарок, а победа
– Говорят, к юбилею центра вам подарили поликлинику.
– Это, мягко говоря, неточная формулировка. Мы добились ее получения огромными усилиями.
История вышла захватывающая. Ранее планировалось возвести новое здание, примыкающее к нашему корпусу. Этот проект запустил академик Владимир Дмитриевич Федоров, видя, что центру тесно. В 1988 году коробка здания была готова, но в 1990-е годы строительство заморозили, и объект передали городу. Там разместили бизнес-центр. Мы всегда с сожалением смотрели на это здание, осознавая, что нам критически не хватает этих площадей. Поток пациентов растет: сегодня через стационар проходят около 14,5 тысяч человек, а через клинико-диагностическую базу - порядка 75 тысяч.
Однажды мы увидели объявление на ЦИАН: первые два этажа и цокольный этаж (2500 м²) этого здания продаются. Стало ясно, что это наш шанс: бизнес-центр соединен с нашим корпусом заблокированным переходом.
Министр здравоохранения Михаил Альбертович Мурашко нас поддержал. Предстояло решить непростую проблему: покупку недвижимости в федеральную собственность, передачу Минздраву и далее центру. Был найден сложный нормативно-финансовый механизм: проект включили в федеральную адресную инвестиционную программу и выделили средства как на покупку, так и на капитальный ремонт. Сегодня он почти завершен.
После приемки здания у нас будет современная просторная поликлиника, соединенная переходом с основным корпусом. Там будут размещены диагностические службы, центр телемедицины, комфортные зоны ожидания, удобные санузлы, что немаловажно для наших пациентов. Мы гордимся, что смогли реализовать этот проект.
Колоноскопия спасает жизнь
– Знаю, что ваша главная боль - профилактика. Люди избегают колоноскопии, которая позволяет своевременно диагностировать проктологические заболевания.
– Да, это так. В нашей стране активно внедряется программа скрининга колоректального рака, который устойчиво занимает третье место в мире по распространенности в онкологии и второе - по смертности. Очевидно, что ранняя диагностика радикально повышает выживаемость.
Наш центр проводит совместные скрининговые проекты с регионами и крупными предприятиями. Увы, люди редко откликаются, даже понимая пользу процедуры. В этом году мы провели проект в Астрахани. Колоноскопия была показана 244 участникам, а прошли ее только 174, несмотря на предварительные лекции и разъяснения.
Ранее в других регионах у 46% участников наших проектов выявлялись доброкачественные новообразования, а у 2% - рак. В новом проекте, где применялась разработанная нами инновационная платформа, показатели выросли до 58,6% и 2,7% соответственно.
Пожалуйста, донесите до ваших читателей: рак кишечника "не болит". Людям от 40 до 64 лет необходимо сдавать иммунохимический анализ кала на скрытую кровь раз в два года, после 65 - ежегодно. При положительном результате обязательна колоноскопия.
– Какой вы видите свою область через 20 лет? Изменится ли что-то принципиально? Как будут работать врачи? Что ждет пациентов?
– Двадцать лет - большой срок, особенно в медицине, которая развивается революционными темпами. Так что изменений будет очень много. Когда я 40 лет назад заканчивал институт, мы с восхищением обсуждали первую на Западе лапароскопическую холецистэктомию. Сегодня это рутинная операция.
Юрий Шелыгин:
– Еще немного о том, какой невероятный рывок сделала медицина в нашей области. Я работаю здесь с 1976 года, сразу после института попал в отделение онкопроктологии. Тогда во время операций при раке прямой кишки нормой считалась кровопотеря 500-1000 мл.
Сегодня благодаря современным инструментам и методикам мы заказываем донорскую кровь только пациентам с исходно выраженной анемией.
Раньше практически всегда приходилось полностью удалять прямую кишку. Сейчас с помощью сшивающих аппаратов и более деликатной хирургической техники в подавляющем большинстве случаев мы сохраняем замыкательный аппарат прямой кишки, формируем анастомоз, восстанавливаем непрерывность кишечника и избегаем формирования постоянной стомы.
Сергей Ачкасов:
– Я убежден, что в ближайшие десятилетия серьезно изменится подход к лечению колоректального рака. Он в большинстве случаев будет лечиться консервативно - с помощью высокоэффективных противопухолевых препаратов и вакцин. Хирургия останется, но в основном для осложненных форм. Часть функций хирурга будет «протезирована» робототехническими системами. В нашей области это установка троакаров, этапы мобилизации, формирование анастомоза.
Одновременно мы столкнемся с новыми вызовами. Наверняка продолжится рост аутоиммунных воспалительных заболеваний кишечника. Если 40 лет назад тяжелые формы встречались эпизодически, то сегодня наблюдается их всплеск. Вероятные причины - экология, особенности питания, нерациональное применение антибиотиков.
В общем, отрасль ждут серьезные перемены. И наш центр уже готов к ним научно, технологически и профессионально.
Надежда Волчкова
Обложка: фото предоставлено НМИЦ колопроктологии им. А.Н.Рыжих


