На стратегической сессии правительства определили формулу научного прорыва.
Новая модель развития науки вышла на первый план масштабной стратегической сессии, которую в конце июня провел председатель Правительства России Михаил Мишустин.
Открывая дискуссию, премьер четко обозначил главную цель обновленного курса страны: «Важно, чтобы все наши фундаментальные заделы получили развитие и позволили сформировать новые отрасли и новые рынки. Особенно остро это необходимо сейчас, когда перед страной возникает большое количество вызовов. По всем ключевым направлениям нужно больше новейших, практически ориентированных решений, произведенных на собственной базе».
Поставленные перед наукой задачи напрямую вытекают из обновленной Стратегии научно-технологического развития и указа о национальных целях, утвержденных Президентом РФ. Теперь правительству в тесном диалоге с учеными предстоит найти эффективные механизмы их решения.
Конкретные шаги на сессии предлагали ведущие представители научной сферы, высокотехнологичного бизнеса, федеральных ведомств и регионов. Ключевым спикером выступил президент Российской академии наук Геннадий Красников. Он сформулировал стратегические предложения РАН по ускоренному формированию нового вектора развития науки, нацеленного на обеспечение технологического лидерства России.
– На сессии обсуждались роль Российской академии наук, ее участие в формировании научного ландшафта страны, - сообщил Геннадий Яковлевич в комментарии для «Поиска». - Задача РАН - обес-печить развитие науки «широким фронтом». Очень важно, чтобы наши ученые принимали участие во всех направлениях исследований. Соответственно, необходимо, чтобы и в госзадании учитывались все векторы развития науки, востребованные темы. Для этого тематические отделения РАН должны совместно с заинтересованными ведомствами утвердить направления научных исследований для научных институтов и университетов.
Не менее важно, по мнению президента РАН, и развитие кадрового потенциала.
– Сегодня готовить ученых становится все сложнее. Считаем, что для решения этой задачи оптимальным вариантом может стать программа поддержки базовых кафедр наших научных институтов. И, конечно, необходимо усовершенствовать систему оплаты труда в сфере исследований, чтобы в профессию шли мотивированные, талантливые, целеустремленные специалисты, - подчеркнул глава РАН.
Прозвучавшие на сессии инициативы - по выстраиванию системы приоритетов в государственных расходах на науку и технологии, повышению их эффективности, а также по созданию инструментов стимулирования внебюджетных инвестиций - получат конкретное воплощение в готовящихся поручениях председателя правительства. Судя по комментариям участников в прессе и проектным документам, сферу науки ожидают глубокие структурные изменения.
Основой этой новой модели решено сделать национальные проекты. Их ключевым результатом должны стать конкретные наукоемкие продукты и прорывные технологии, созданные с учетом запросов отраслей экономики и реального сектора и готовые к внедрению в производство.
Правительство четко осознает: ускоренная смена парадигмы научного развития, требующая переориентации на практические результаты, достижение технологического суверенитета неизбежно повлекут за собой серьезные, но необходимые инвестиции.
Премьер-министр недвусмысленно подтвердил решимость не только выполнить задачу, поставленную указом Президента РФ, довести к 2030 году затраты на науку до уровня не менее 2% ВВП (в том числе за счет двукратного наращивания инвестиций частного бизнеса и других внебюджетных источников), но и в перспективе увеличить эти показатели. В планах власти - обозначить конкретные меры финансовой защиты: запланированные расходы на прикладные исследования гражданского назначения получат надежную гарантию от перераспределения и секвестирования. Дополнительно будет профинансировано обновление материально-технической базы исследовательских организаций. Ответственные структуры разработают схему целевого финансирования на создание и эксплуатацию установок класса мегасайенс.
Для объединения ресурсов государства и бизнеса предложен комплекс стимулов. Инвестиционную активность компаний планируется подстегнуть путем существенного расширения и повышения отдачи от налоговых льгот и преференций для компаний, занимающихся поддержкой исследовательской деятельности. Рассматриваются и меры принуждения, такие как включение в программы инновационного развития госкомпаний и компаний с государственным участием жестких показателей по приросту расходов на научные исследования и разработки.
Принципиально важный блок поручений посвящен эффективному вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и преодолению разрыва между лабораторией и рынком. Планируется наладить трансфер технологий и РИД из оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор. Правительство РФ получит полномочия по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие федеральным государственным учреждениям, а Роспатент - право на создание и ведение сервиса расчета среднеотраслевых ставок лицензионных платежей.
Ключевую роль в новой модели отводят регионам. Субъектам Российской Федерации будут активнее делегировать полномочия, например, в пилотном режиме предоставят право участвовать в формировании тематики государственного задания на НИОКТР. Параллельно их привлекут к развитию исследовательской и опытно-экспериментальной инфраструктуры вузов и НИИ, а также к совместной с Минобрнауки РФ работе по созданию привлекательной среды для закрепления научных работников на территории.
В арсенале мер для решения острой кадровой проблемы - предложения по расширению системы мотивации ученых. Особый упор сделан на развитие сети молодежных лабораторий, увеличение масштабов программы жилищных сертификатов и существенное усиление стипендиальной поддержки молодых исследователей.
Значительное внимание на сессии уделили развитию медицинской науки - краеугольному камню повышения качества жизни граждан. Эксперты выдвинули конкретные инициативы, включая: упрощение разработки и применения инновационных генотерапевтических препаратов, оптимизацию закупок фармацевтической и медицинской продукции, произведенной госучреждениями и их филиалами, расширение сети и усиление роли ведущих национальных медицинских исследовательских центров, где передовые исследования неразрывно связаны с клинической практикой.
Стратегическая сессия под руководством М.Мишустина стала не просто дискуссионной площадкой, а отправной точкой для глубокой трансформации российской науки. Понятно, что принятые на ней решения - лишь начало пути. Впереди выстраивание устойчивых институтов, механизмов и финансовых моделей, позволяющих не просто декларировать приоритет науки, а реализовать его в повседневной практике.
Надежда Волчкова


