Миссии под вопросом

    Миссии под вопросом

    Что происходит с космической отраслью США?

    Космос всегда был дорогим, сложным и политически чувствительным направлением. В США при каждой смене власти меняется политический курс, а с ним и приоритеты космической отрасли. Сегодня NASA - знаменитое американское агентство, высадившее людей на Луну в 1969 году, - переживает один из самых нестабильных и противоречивых периодов в своей истории. Даже при выделенном новой властью бюджете стабильность не гарантирована. Что же происходит с космической отраслью в Соединенных Штатах? Попробуем разобраться.

    Руководители NASA традиционно приходят и уходят вместе с президентами. В 2000-х годах Джордж Буш-младший запус­тил амбициозную программу Constellation: вернуть американцев на Луну к 2020 году, а потом рвануть на Марс. Но уже при Обаме программа была признана «неэффективной и слишком дорогой». В 2010-м ее закрыли, а фокус сместился на более отдаленные, но «бюджетные» цели - астероиды и пилотируемый облет Марса в 2030-х годах. При этом началась новая эра: частные компании впервые стали частью пилотируемых программ. SpaceX Илона Мас­ка вошла в историю как первый частный перевозчик грузов на МКС, а позже и людей.

    Когда в 2017 году к власти пришел Дональд Трамп, акценты снова сместились. Луна вернулась в повестку. Новая лунная программа Artemis должна была доставить американцев на ее поверхность уже в 2024 году. NASA пришлось в спешке переделывать планы: тяжелая ракета SLS и корабль Orion, оставшиеся от закрытой Constellation, вновь стали основой для лунной архитектуры. Появился проект окололунной станции Gateway. Однако сроки «поплыли». Реализация оказалась трудной: бюджетные ограничения, технические сложности и отсутствие скоординированной стратегии тормозили проект.

    Пандемия, нехватка запчастей, уход специалистов на пенсию, пересмотры требований и новые регуляции еще больше замедлили темпы выполнения лунной программы. Президент Джо Байден, заняв пост в 2021 году, назначил новым главой NASA ветерана - бывшего сенатора и астронавта Билла Нельсона, при котором программа Artemis продолжилась, но уже с более реалистичной датой: 2025-2026 годы для первой высадки.

    Ключевой проблемой Artemis стала ракета Starship компании SpaceX. Именно она по контракту с NASA должна доставить астронавтов на Луну. Однако Starship все еще в разработке, и ее первый крупный тест в 2023 году закончился взрывом. Это вызвало панику: у NASA нет альтернативы - второй посадочный модуль от Blue Origin будет готов не раньше 2029 года. То есть либо Маск уложится, либо высадки не будет.

    Сегодня между NASA и компанией Маска отношения сложные. С одной стороны, это партнерство, давшее США независимость от российских «Союзов» и позволяющее запускать астронавтов с американской земли. С другой, это практически монополия. И.Маск - фигура харизматичная, но непредсказуемая. Его публичные выходки, политические заявления и нестандартный стиль управления вызывают напряжение у осторожного NASA.

    На фоне этого появляется еще один игрок - миллиардер Джаред Айзекман. Он оплатил гражданскую миссию Inspiration4 в 2021 году, а в 2024-м стал первым непрофессиональным астронавтом, вышедшим в открытый космос. В какой-то момент даже обсуждалось его назначение главой NASA при Д.Трампе. Это стало бы символом полной приватизации космоса. Но позже сам же Трамп отозвал эту кандидатуру. Вероятно, в том числе и после конфликта с Маском.

    Тем временем в агентстве бушуют бюджетные бури. Администрация Трампа, вернувшись в 2025 году, предложила урезать финансирование научных программ NASA на 50%.

    Речь шла о 25 миллиардах долларов и 18 тысячах сотрудников. Под угрозой оказались не только исследования далеких планет, но и климатические спутники, мониторинг Земли и поддержка старых миссий вроде Voyager. В кулуарах до сих пор бушуют страсти. Ученые не знают, какие гранты профинансируют, а какие заморозят.

    Например, каждый запуск в рамках лунной программы Artemis стоит NASA более 4 миллиардов долларов. Это цена, которую все труднее объяснять на фоне доступных и частично многоразовых решений SpaceX. Проверки Счетной палаты регулярно выявляют проблемы: завышенные сметы, отсутствие конкуренции, зависимость от старых подрядчиков вроде Boeing. Эксперты опасаются, что SLS может стать «летающим динозавром» прошлого века, тогда как рынок уже живет по другим правилам.

    На международной арене тем временем разворачивается новая космическая гонка. Китай стремительно наращивает присутствие в космосе. Уже построена орбитальная станция «Тяньгун», начата разработка тяжелой ракеты и корабля для полета на Луну. В плане высадка китайских астронавтов к 2030 году. Глава NASA Билл Нельсон прямо говорит о риске: «Если мы не поторопимся, они первыми высадятся на южном полюсе Луны и скажут: “Это наше”».

    В 2023 году в США успешно завершилась первая миссия программы Artemis: корабль Orion в беспилотном режиме облетел Луну и вернулся. Это был важный шаг. Но следующие миссии - с экипажем, высадкой, со строительством окололунной Gateway - все еще под вопросом. Задержки с разработкой скафандров, переносы испытаний, технические проблемы с Orion делают график крайне неустойчивым.

    Еще одна больная тема - миссия Mars Sample Return. Изначально планировалось вернуть образцы грунта с Марса к 2031 году. Теперь же говорят о 2035-м, а то и 2040-м.

    Причиной стали сложность архитектуры, стоимость, меняющиеся партнеры. NASA пересматривает план: возможно, заменят ровера на дронов, а марсоход Perseverance выполнит двойную задачу. Но пока ясности мало.

    Не стоит забывать и про МКС. Она служит с 1998 года и стареет. NASA вкладывает в станцию 3-4 миллиарда долларов в год и хочет передать эстафету частным станциям к 2030-му. Уже есть проекты частных станций Axiom, Blue Origin и др. Но существует риск: если старую станцию выведут раньше, чем новые заработают, США останутся без платформы на орбите, что фатально для всей пилотируемой программы.

    На фоне всех тревог есть и хорошие новости. Телескоп James Webb работает стабильно, давая ученым снимки далеких галактик и атмосфер экзопланет. Аппарат DART впервые в истории человечества изменил траекторию астероида. Марсоход Perseverance продолжает исследования. Запущен зонд Psyche к металлическому астероиду. В разработке миссия Dragonfly - ядерный дрон-вертолет на Титан.

    Однако даже самые успешные миссии проходят через долгие мучения. James Webb запустили с опозданием на 14 лет. Стоимость Mars Sample Return выросла в нес­колько раз. Запуски новых телескопов и научных спутников то замораживаются, то возвращаются в план.
    В ближайшие годы NASA мечтает реализовать многое. Например, облет Луны с экипажем (Artemis II) и высадку на поверхность спутника (Artemis III), запуск телескопа Roman, отправку Dragonfly… Все это должно случиться до конца десятилетия. Но при определенных условиях: стабильное финансирование и отсутствие новых политических зигзагов.

    NASA балансирует между прош­лой славой, текущими проблемами и мечтами о будущем. Это агентство, которое изменило историю освоения космоса, теперь борется за свое место в новой эпохе. И пусть политика иногда (или часто) мешает, а бюджет режут, у NASA все еще есть шанс сделать невозможное.

    Марат АЙРАПЕТЯН

    Обложка: photogenica.ru

    Самолеты станут легче
    Логика трибологии