Методом проб

    Методом проб

    Что нам несут современные тренды развития образования.

    Высшая школа - в процессе очередной трансформации. Продолжается переход на новую модель высшего образования, увеличивается число льготников, поступающих в вузы в облегченном порядке, государство взяло курс на регулирование платного обучения. Не приведет ли все это к снижению доступности высшего образования для обычных граждан, не обладающих льготами? Каковы выгоды и риски новой образовательной политики? Накануне Дня знаний на вопросы корреспондента «Поиска» отвечает директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина АБАНКИНА.

    – Ирина Всеволодовна, сейчас в пилотном проекте по апробации нововведений в рамках перехода на отечественную систему высшего образования, внедряемую взамен Болонской системы, участвуют шесть вузов. Были сообщения о том, что их число будет расширяться, но пока решение об этом не принято. Первоначально планировалось, что уже с этого года вузы перейдут на новую модель. Почему так медленно идет реформа?

    – Чтобы всерьез, не на бумаге, перейти на другую систему, нужны новые федеральные государственные стандарты (ФГОСы). Они сейчас в процессе разработки - по каждому направлению подготовки и по каждой специальности. ФГОСы будут более гибкие, позволяющие возможность переходов в процессе обучения, а также одновременного обучения по двум направлениям или специальностям. Расширение пилотного проекта означает включение в него большего числа вузов, покрывающих практически все направления подготовки и специальности. Предполагается, что высшие учебные заведения, работающие по собственным стандартам, сохранят это право и дальше, но в соответствии с новой моделью должны будут внести в них определенные изменения. Первый, базовый, уровень высшего образования - от 4 до 6 лет. Слово «бакалавриат» из обихода уйдет - в дипломе укажут только название программы обучения с направлением подготовки или специальностью. По окончании все студенты будут иметь право продолжить образование в магистратуре, а кто учился пять лет и более, могут сразу поступать в аспирантуру или ординатуру - на бюджетной или платной основе.

    – Как бы вы обозначили основные современные тренды развития образования в России?

    – Во-первых, концентрация государственной политики на приоритетных направлениях подготовки кадров, список которых был принят правительством. Туда вошли технические, технологические, инженерные, медицинские специальности. Возможно, этот список будет расширен за счет специальностей, связанных с креативными индустриями, но пока этот вопрос только на стадии обсуждения. Именно по этим направлениям идет расширение числа бюджетных мест, причем в отдельных областях оно весьма значительное.

    Во-вторых, упор на практикоориентированность обучения. В том числе и на целевую подготовку, с обязательной отработкой на производстве после окончания учебы. Заработали платформы, где работодатели выкладывают информацию о возможностях дальнейшего трудоустройства: там можно выбрать, как и с кем оформить договор на целевое обучение. Сайт «Поступи Онлайн» интегрировал информацию с сайта «Работа в России», связал ее с вузами, колледжами, специальностями и программами. Здесь нет фильтра по работодателям, но в каждом предложении он указан. Также сайт предлагает в фильтрах поиск по городу, вузу, типу предложения, форме обучения, специальности. На портале Федерального кадрового центра оборонно-промышленного комплекса опубликован список организаций и предоставлена информация об учебном заведении, специальности, форме обучения, регионе трудоустройства и отрасли будущего целевика.

    – Большинство приоритетных специальностей связано с точными науками. Но известно, что физику в качестве ЕГЭ выпускники сдают, скажем так, крайне неохотно. Как и профильную математику. Однако без знания этих предметов освоить программу того же технического вуза весьма затруднительно.

    – В этом году впервые прием шел в соответствии с прошлогодними рекомендациями Минобрнауки. В частности, на инженерных направлениях физика стала обязательной, ее уже нельзя заменить на информатику, как раньше. Обязательной стала также математика на специальности «Государственное и муниципальное управление». Произошли изменения в правилах приема на педагогических направлениях: абитуриент, который собирается стать учителем-предметником, должен теперь обязательно сдавать ЕГЭ по этому предмету. Раньше такого не было. Школы сейчас насыщают современным оборудованием, нужны учителя, которые умеют на нем работать. Взят курс на то, чтобы заинтересовать детей наукой как можно раньше, чуть ли не с начальных классов.

    В Санкт-Петербурге, например, есть лицеи, которые предлагают интереснейшие программы с погружением в мир современных исследований для школьников, начиная с 1-2 классов. Поэтому требования к подготовке учителей возросли. И, думаю, этот тренд будет усиливаться, так как пока действительно не удалось заметно увеличить число ребят, которые в качестве ЕГЭ выбирают физику, химию, биологию.

    photogenica.ru

    – Какие еще новшества в высшей школе вступают в силу с 1 сентября? Кажется, главное изменение, которое все обсуждают, - это планируемое ограничение со стороны государства платного обучения.

    – Действительно, раньше возможности поступить на желаемое направление не ограничивались: не проходишь на бюджетное место - бери льготный образовательный кредит и иди на платное, ориентируясь на свои интересы, а не на пожелания государства. В этом году ситуация начала меняться: вузы уже не имели права, как раньше, увеличивать число платных мест прямо во время набора, если желающих поступить на них оказывалось много. А на будущий год изменения войдут в полную силу: число платных мест на некоторых направлениях государство ограничит изначально, ориентируясь на свои приоритеты, оценку качества подготовки специалистов и соответствие их требованиям рынка труда. Образовательный кредит можно будет получить только для обучения по приоритетным специальностям.

    – Ограничение платного приема у многих вызывает обеспокоенность. Из заявлений представителей Минобрнауки понятно, что в первую очередь сократят места на таких популярных у абитуриентов направлениях подготовки, как экономика, менеджмент и право. Чиновники считают, что подобных специалистов высшая школа готовит с избытком. Сократить прием по этим направлениям собираются и в частных вузах. Добавим к этому, что расширяется система льгот: для победителей олимпиад, участников СВО и членов их семей и т. д. Значит ли это, что у обычных школьников возможность получить высшее образование заметно снижается? Особенно тревожно за гуманитариев. Людей этот вопрос очень волнует.

    – Давайте разбираться. Для тех, кто выбирает приоритетные направления, ограничений практически нет. Число бюджетных мест здесь расширяется, особенно в регионах. Программы качественные, они обновляются, налаживаются интенсивные связи с работодателями, во многих регионах предприятия нуждаются в кадрах. Словом, проблемы я тут не вижу. К тому же есть альтернатива - среднее специальное образование.

    А вот для гуманитариев совсем другая ситуация, поскольку здесь нигде, кроме педагогического направления, увеличения бюджетных мест нет, и число платных снизилось уже в этом году. И это при том что, например, по экономическим специальностям бюджетные места составляли всего 10-12% всего набора. Все остальные студенты учились за счет семей.

    – А среднее профессиональное образование разве пользуется таким же спросом, как высшее? Если школьник доучился до одиннадцатого класса, наверное, он в первую очередь нацелен на вуз?

    – Сейчас очень активно привлекают ребят на программы СПО. Так, весьма вероятно, что всем девятиклассникам страны уже в следующем году облегчат поступление в техникумы и колледжи. После девятого класса для того, чтобы продолжить обучение в старшей школе, надо будет сдать четыре экзамена (ОГЭ): два обязательных и два по выбору. А чтобы перейти в учреждение СПО - только два обязательных (русский и математику). Такой эксперимент в 2025 году провели в Москве, Санкт-Петербурге и Липецке. Сдавшим два экзамена девятиклассникам гарантировали поступление в колледжи своего региона. В какие и по какой специальности, каждый регион решал по-своему.

    В столице, например, ребятам предложили очень широкий выбор и учебных заведений, и профессий (среди них были не только рабочие), и тут заявления на сдачу двух ОГЭ подал в итоге каждый третий девятиклассник (34,5% от общего числа - даже больше, чем предполагалось). В Санкт-Петербурге же список был ограничен в основном рабочими профессиями, и школьники ими не очень вдохновились. Эту траекторию выбрали всего 7,7% выпускников девятого класса. Какой именно вариант предпочтут в масштабе всей страны, пока не ясно.

    Программы среднего профессионального образования были открыты во многих университетах, они пользуются спросом у ребят не только после девятого, но и после одиннадцатого класса. Во многих регионах, например, старшая школа после девятого класса теряет лучших ребят: они идут на программы СПО по IT-специальностям.

    Еще в этом году было апробировано совмещение сроков подачи документов и зачислений в университетах и колледжах. Теперь, если по рейтингу не попадаешь даже на платное место в вуз, есть возможность продолжить образование в колледже. Раньше это было невозможно.
    И надо отметить, что колледжи сейчас активно развиваются, они, как и вузы, получают федеральные субсидии на переоборудование, программы повышения квалификации, развитие общежитий…

    Конечно, все равно сохраняется уверенная когорта ребят, ориентированных на высшую школу, университеты, выбирающих линейную траекторию образования, как мы ее называем. Но вместе с тем популярны и альтернативные треки. Выпускники 11 класса идут и в вузы, и в колледжи, и на программы СПО в высших учебных заведениях.

    – Из-за ограничения платного набора конкурс, особенно на гуманитарные специальности, повысится?

    – Доверять данным о конкурсах на платные места и в разные вузы очень сложно. Как и на программы СПО. В среднем профобразовании ограничений вообще нет, можно подать документы в любое количество колледжей и направлений. Поэтому подают везде, на всякий случай. В вузах в этом году было не 15, а 25 потенциальных возможностей поступить (в пять вузов на пять специальностей). Тоже подавали документы везде. Поэтому мы видим какие-то колоссальные конкурсные цифры. Реальный конкурс может быть на порядок меньше. В этом году итоги пока не подведены.

    – В экономике, как известно, жесткое регулирование рынка приводит к дефициту. А на рынке высшего образования как? Просчитаны ли последствия ограничения приема на платные специальности с точки зрения и экономики вузов, и вообще перспектив насыщения рынка нужными специалистами? Не получится ли так, что через несколько лет мы столкнемся с острой нехваткой экономистов?

    – Я не сторонник регулирования ни объемов подготовки за счет семей, ни тем более регулирования цен на этих направлениях. Наша сфера образования в состоянии готовить этих специалистов: есть потенциал, кадры, инфраструктура. Ограничение на самом деле несет гораздо больше рисков, чем выгод. Контрольные цифры приема (КЦП) устанавливает государство, оно и рискует в значительной степени. При определении КЦП учитывается статистика, строятся прогностические модели, и тем не менее случаются ошибки и перекосы. Яркий пример - мы много лет не можем справиться с дефицитом учителей в школах, хотя из года в год увеличиваем число бюджетных мест на педагогические специальности. Выпускники просто не идут в школы, подготовка позволяет им найти другие сферы деятельности.

    За платное образование риски несут сами семьи, это их выбор, и он выгоден государству! Это все-таки вклад в развитие человеческого капитала, в результате мы получаем образованную молодежь. Очень многие люди сегодня ориентированы именно на менеджмент и экономику. После школы сразу уйти в бизнес не получается - в школе нет соответствующих предметов. Освоение программ по экономике, менеджменту, финансам, инвестициям - хорошая подготовка для предпринимателя, для работы в сфере частного малого и среднего бизнеса. Поэтому мне кажется неубедительной позиция ограничивать в этой сфере подготовку кадров. Тем более если она идет за счет средств семьи.

    На мой взгляд, и ограничивать возможность получения образовательного кредита тоже не стоит. Ведь льготы, установленные на такие кредитные продукты, - в основном за счет банков. Да, у государства субсидиарная ответственность, но это для него незначительные расходы. Студента же обучение в кредит дисциплинирует, воспитывает в нем ответственность, он учится строить свою жизнь и карьеру, грамотно планировать финансы.

    Но самый большой риск такой политики вижу в том, что ребята, которые не будут иметь возможность обучаться предпочитаемой специальности или получить образовательный кредит, уедут из страны. Это угроза потери человеческого капитала в условиях дефицита на рынке труда.

    Надеяться переориентировать молодых людей на другие области знаний, тем более в столь сжатые сроки, - рискованная стратегия. Тем более что мы все-таки не просто поднимаем экономику за счет развития военно-промышленного комплекса. Мы поддерживаем развитие гуманитарной экономики, ориентированной на распространение наших ценностей, нашего образа жизни через проекты в сфере культуры. Очень надеюсь, что ограничения, которые министерство намерено ввести в следующем году, будут направлены на отсечение только тех программ, подготовка по которым не соответствует современным требованиям.

    – А как вы относитесь к взглядам на эту проблему председателя Ассоциации негосударственных вузов России, ректора Российского нового университета члена-корреспондента РАО Владимира Зернова? Он не раз предлагал: «Введите квалификационный экзамен, и сразу будет видно, каких специалистов готовит тот или иной частный вуз».

    – Стопроцентно поддерживаю мнение Владимира Алексеевича! Демонстрационный экзамен как итоговая аттестация уже несколько лет существует в колледжах. Так давайте пойдем по этому пути и в университетах! Первые шаги делаются: уже сейчас можно защищать диплом в виде стартапа, проекта, даже коллективного. Но надо еще, чтобы этот экзамен принимали реальные работодатели. Тогда мы сможем судить о качестве подготовки не по отчетам о трудоустройстве выпускников, как принято сейчас в мониторинге эффективности вузов, а реально, по результатам квалификационного экзамена.

    Беседовала Наталия БУЛГАКОВА

    Обложка: photogenica.ru

    Время атома
    Космическая биология: новый виток