Курс на баланс

    Курс на баланс

    Какой быть российской высшей школе.

    Будущее российского высшего образования и итоги приемной кампании - центральные темы последнего заседания Российского Союза ректоров (РСР). Президент РСР ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий и министр науки и высшего образования Валерий Фальков, выступившие с основными докладами, затронули самые актуальные проблемы, которые волнуют сегодня не только ректорское сообщество.

    Новое старое

    Как отметил президент РСР, предыдущая встреча ректоров в июле была посвящена обсуждению проекта Стратегии развития образования до 2036 года, а буквально накануне встречи нынешней на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы образования представленный проект стратегии был принят за основу. В.Садовничий подчеркнул, что в нем было учтено большинство предложений ректоров. «Сейчас идет работа над планом реализации стратегии, и наша совместная задача - принять активное участие в формировании перечня его ключевых мероприятий и показателей», - заявил президент РСР.

    Один из главных вопросов, волнующих сегодня ректорское сообщество, - нормативное оформление новой модели высшего образования. Вопрос о недостатках Болонской системы, по словам В.Садовничего, неоднократно поднимался на заседаниях РСР. Задача вернуть традиционную для России подготовку специалистов с высшим образованием была поставлена Президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в 2023 году. В мае того же года президент подписал соответствующий указ, инициировав переход на новую модель высшего образования. А в июле 2024-го на съезде РСР уже состоялось обсуждение первых пилотных проектов. Начиная с весны этого года министерство на разных площадках организовывало обсуждения того, какие изменения нужно внести в Закон об образовании.

    – Мы считаем необходимым, чтобы в этом законе были закреплены ключевые принципы национальной системы образования: фундаментальность, междисциплинарность, практикоориентированность, гибкость, - подчеркнул президент РСР. - С их учетом должны быть разработаны новые федеральные государственные стандарты. Еще мы считаем, что квалификацию специалистов с высшим образованием в рамках новой модели, со сроком обучения не менее пяти лет, нужно законодательно приравнять к квалификации магистра по международной шкале.

    Среди того, что должен гарантировать Закон об образовании, В.Садовничий назвал также преемственность уровней образования и согласованность квалификаций, исключение дублирования, обеспечение возможности вертикальной мобильности студентов… Конечно, нужно закрепить в законе и права тех студентов, которые сейчас обу­чаются (или обучались раньше) по программам бакалавриата. По словам В.Садовничего, с этими предложениями он выступал на Парламентском часе, и депутаты их поддержали.

    Президент РСР также высказал претензии ректорского сообщества к сложившейся системе переподготовки кадров: «Как можно, например, стать клиническим психологом за полгода переподготовки, если у человека нет базового образования в этой сфере? На наш взгляд, проблема кроется в том, что за годы реформ был утрачен контроль за программами дополнительного профобразования. А ведь до 2010 года мы имели четко выстроенную систему непрерывного образования, которая быстро реагировала на запросы рынка труда». В.Садовничий призвал вернуться к успешному опыту и пересмотреть государственные требования для получения дополнительной квалификации, в том числе и требования к предыдущему образованию.

    Пилотный проект по апробированию новой системы высшего образования третий год идет в шести университетах. Валерий Фальков отметил, что ни у абитуриентов, в том числе иностранных, ни у старшего поколения нет никакой настороженности или беспокойства по отношению к новой модели обучения, как это прогнозировалось. «Поэтому мы будем просить президента страны расширить эксперимент до нескольких десятков университетов», - заявил министр. По его словам, вузов, желающих принять в нем участие, немало. Критерием отбора станет, в частности, активное участие университета в различных государственных программах («Приоритет», «Передовые инженерные школы» и т.п.). Но главное - его готовность меняться.

    Есть дефицит или нет?

    Бóльшую часть своего выступления Валерий Фальков посвятил приему в вузы, который, по его словам, должен стать важнейшим элементом формируемой новой системы образования. Речь идет о самых разных аспектах, начиная с определения контрольных цифр приема.

    – Мы по факту формируем новую модель высшего образования, и важнейшим элементом этой новой модели должна стать другая приемная кампания, с совершенно другим подходом к платному приему, к работе с абитуриентами с разного рода особыми правами - а их у нас становится все больше, - заявил министр.

    Начал он, по собственному выражению, «с прописных истин». По его словам, обществу сегодня «навязывается тезис о недоступности высшего образования: якобы у нас сокращается количество бюджетных мест, при этом опережающими темпами растет стоимость обучения».

    – Наша общая задача - не реактивно, а вдумчиво и спокойно вести большую разъяснительную работу, - обратился к ректорам глава ведомства. - Количество бюджетных мест мы не снижаем, а, напротив, в последние годы только увеличиваем. Даже в 2025 году по отношению к 2024-му было пусть и небольшое, но увеличение. Эти данные есть в открытом доступе.

    Однако дьявол кроется, как известно, в деталях. «Навязанный тезис» возник не на пустом месте: где-то кому-то бюджетных мест действительно не хватает. Министр объяснил, что при распределении контрольных цифр приема (КЦП) министерство вынуждено «всегда держать баланс», разумный баланс между столичными городами и регионами. Отдав больше КЦП в регионы (или в некоторые из них), можно, конечно, полностью удовлетворить их спрос на бюджетные места, однако там зачастую нет возможности обеспечить качество образования. «С другой стороны, крупные московские университеты способны как минимум на 20-30% принимать больше абитуриентов и обеспечивать высокое качество, но будет ли это справедливо по отношению к территориальному развитию страны? - задал риторический вопрос министр и подчеркнул: Найти этот баланс - наша общая задача».

    По его словам, механизм распределения контрольных цифр приема то и дело реформируют, и никогда он не считался абсолютно справедливым. Не было конкурса между вузами - говорили, что много субъективности в распределении КЦП. Ввели конкурс - сегодня тоже есть что подкорректировать. «Попробуйте в Уральском федеральном округе выиграть конкурс у УрФУ по целому ряду направлений! Понятно, что Курганский университет в этом смысле будет проигрывать по машиностроению. Но он единственный в своем городе готовит по целому ряду инженерно-технических специальностей. А там есть предприятие. Как бы вуз ни выглядел в конкурсе, мы вынуждены давать туда бюджетные места и решать другие задачи: например, выстраивать его сетевое взаимодействие с Бауманкой», - рассказал В.Фальков.

    Важным трендом, который наверняка будет развиваться, министр назвал использование суперсервиса «Поступи в вуз онлайн»: «В целом, эта информационная система работает удовлетворительно, мы будем ее совершенствовать… болезни роста поправим».

    Мнение о том, что высшее образование становится менее доступным, базируется также на том, что с каждым годом увеличивается количество абитуриентов, имеющих преимущества при приеме в вузы. Но и здесь тоже ситуация неоднозначная. В.Фальков обратил внимание на то, что по закону на поступление по отдельной квоте отводится не менее 10% бюджетных мест. Однако если посмотреть по стране, то практически нигде эта квота полностью не использована. Хотя, конечно, и тут есть вузы-передовики. Так, решением своих ученых советов 328 университетов установили квоту больше 10%. Безусловным лидером стал Забайкальский госуниверситет, определивший для поступающих по квоте почти 30% бюджетных мест. Глава ведомства отметил, что с 2022 по 2025 год заполняемость квоты ежегодно росла и, если предположить, что такая же динамика роста сохранится, становится понятно, что «механизм распределения квот нуждается в совершенствовании». Проблема не в том, что квоты в целом не хватает, подчеркнул он, - «ее не хватает, во-первых, по отдельным направлениям подготовки и специальностям, во-вторых, по отдельным регионам и отдельным вузам». Есть примерно 10-12 университетов («в основном, в Москве»), испытывающих дефицит бюджетных мест, куда стремятся поступить по квоте многие абитуриенты, хотя в их родном регионе квота на те же программы не заполнена.

    Цифры впечатляли. Так, если на каждое место в ведущие педвузы Москвы и Санкт-Петербурга (для получения педобразования с двумя профилями) претендовали в этом году порядка 40 человек, поступающих по квоте, то в Карачаево-Черкесии или Мелитополе не набиралось даже одного человека на место (в рамках квоты оставались вакантные бюджетные места). Аналогичная картина - с программами по информатике и вычислительной технике.

    В.Фальков рекомендовал ректорам вузов оперативно сформулировать свои предложения и найти решение, «которое будет наиболее справедливым, с учетом точки зрения и абитуриентов, и университетов».

    Вместе с тем министр поблагодарил ректорское сообщество, отметив: «Все, что касается отдельной квоты, мы отработали очень достойно».

    Взаимно и разумно!

    Что же касается целевого набора, то Валерий Фальков признал, что пока не удовлетворен его качеством: на данный момент использовано меньше половины (порядка 43%) целевых квот.

    Правда, справедливости ради, отметил он, это больше, чем в прошлом году, и «все-таки движемся неплохо, особенно в части медицины, образования, педагогических наук». Однако зачастую работодатели запрашивали квоту, но никого на целевое обучение не находили. «Считаю, что все должно быть взаимно и разумно, поэтому собираемся на 2026/2027 учебный год установить полностью детализированную квоту и усилить ответственность работодателя. Именно так и прописали в проекте приказа», - сказал министр. И напомнил, что хотя сейчас сервис «Работа в России» и позволяет заранее информировать абитуриентов о целевых местах, тем не менее для того, чтобы целевой прием состоялся, необходима совместная работа университета с работодателями, которую надо вести в течение всего года.

    Без суеты и спешки

    Конечно, министр, выступая перед ректорами, не мог обойти вниманием вопрос государственного регулирования платного приема. Ключевая мысль была выражена недвусмысленно: «Мы перейдем от разговоров к конкретным действиям в ближайшее время». Если раньше ведомство ограничивалось увещеваниями и рекомендациями, то теперь, похоже, готовится к довольно жестким решениям. В первую очередь это коснется двух самых популярных направлений - «Экономика и управление» и «Юриспруденция», которые, по данным министра, непропорционально широко представлены в непрофильных вузах.

    В.Фальков напомнил, что на всю страну выделено всего 17 тысяч бюджетных мест по экономике и управлению. Вместе с тем эти направления сегодня есть едва ли не в каждом университете (даже в тех, где бюджетного набора по ним нет). Министр вспомнил Санкт-Петербургский государственный технологический университет, в котором недавно побывал. «Ну разве нормально, что в технологическом, по сути, институте, который славился подготовкой специалистов по широкому кругу инженерно-технических кадров, сегодня 41,5% программ - это экономика и управление?» - спросил он. При этом средний балл ЕГЭ поступающих на эти программы абитуриентов - 63, что для города на Неве более чем скромно. Зато стоимость обучения - одна из самых высоких. И такая ситуация, когда вуз, известный подготовкой инженеров, больше чем на треть занят выпуском экономистов, типична для многих региональных технических и аграрных вузов.

    Однако если одномоментно сократить прием на эти популярные специальности, за которые люди готовы платить, что произойдет с финансово-экономической моделью этих университетов? «Суеты и спешки специально не допускаем, здесь надо решить задачу, а не отрапортовать. Вопрос сокращения платного приема - это еще и вопрос финансово-экономической стабильности вуза», - заметил В.Фальков. В ближайшее время, по его словам, при министерстве начнет работать большая межведомственная комиссия, которая совместно с представителями других учредителей отдельно по каждому университету будет принимать решение о предельном количестве мест. В первую очередь, на две упомянутые группы специальностей. «Хотя и не только по ним», - добавил министр.

    Проект распоряжения правительства об утверждении перечня направлений подготовки, по которым будет регулироваться платный прием, уже готов. Что важно, в него не включены социально значимые, дефицитные направления, например, связанные с медициной и образованием.

    При определении предельного количества платных мест комиссия, по словам министра, будет внимательно смотреть, насколько университет, какого бы он ни был профиля, зависим от внебюджетного приема на направления из перечня. А кроме того, учитывать три основных критерия. Во-первых, отраслевую направленность вуза. Во-вторых, средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших на договор (пока еще обсуждается, какой балл принять за критический, ниже которого качество обучения в принципе обеспечено быть не может). В-третьих, трудоустройство выпускников. Также комиссия примет во внимание количество платных мест за последние три года. Пока регулирование коснется платного приема только на бакалавриат и специалитет.

    Особое внимание министр уделил негосударственному сектору образования. В частности, он отметил существующий риск «эффекта домино»: «Пока мы тут боремся с экономикой и юриспруденцией, у нас может рынок псевдообразования вырасти на другом направлении, и все повторится с точностью до… Мы видим в частном секторе, с одной стороны, тенденцию к сокращению приема экономистов, менеджеров и юристов, с другой - увеличение приема на IT-специальности». Второй год, по его словам, в вузах страны растет прием на инженерно-технические направления, в том числе и на внебюджет. И негосударственный сектор отреагировал на это расширением линейки инженерно-технических программ и увеличением приема. Такие процессы, считает министр, надо правильно отрегулировать с самого начала.

    Наталия БУЛГАКОВА

    Обложка: фото Ильи Грехова/ пресс-служба МГУ

    Сибирь как дело жизни
    Попробуйте представить