Транспортная отрасль страны требует развития с учетом современных вызовов.
На очередном заседании Президиума Российской академии наук обсудили Концепцию научно-технологического развития транспортной отрасли страны на период до 2035 года. Ее представил министр транспорта Роман Старовойт, сначала рассказав о том, какой потенциал имеется для реализации столь объемной задачи.
Министр отметил, что в системе Минтранса сегодня действуют 39 научных школ, 38 диссоветов на собственной базе, четыре научно-исследовательских института. В девятнадцати транспортных вузах работают более тысячи докторов наук и свыше 4 тысяч кандидатов наук. Ведомство традиционно тесно сотрудничает с РАН, Институтом проблем транспорта им. Н.С.Соломенко, НИИ Роспотребнадзора и другими организациями.
По словам докладчика, экосистема транспорта и науки формировалась не одно столетие. В 2024 году отмечали 215-летие единого транспортного ведомства и транспортного образования страны.
– Новая концепция призвана дать новое содержание и импульс развитию отрасли, - рассказал Роман Владимирович. - Она рассчитана до 2035 года, но по факту определяет повестку работы на гораздо больший период, направлена на создание эффективной системы управления научными исследованиями и разработками на транспорте, а методологическое и методическое обеспечение будет осуществляться при участии РАН.

Правовую основу концепции составляют Стратегия научно-технологического развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года и Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, ряд отраслевых и национальных проектов. 15 мая ее положения были рассмотрены на научно-техническом совете Министерства транспорта и получили поддержку. В документе впервые дается определение транспортной науки: «междисциплинарная область знаний, изучающая принципы организации, функционирование и развитие транспортных систем, а также их взаимодействие с экономикой, экологией, обществом и технологиями».
Министр сделал небольшой экскурс в историю, рассказав, что в 30-е годы прошлого века на индустриализацию страны и глобальное техническое перевооружение транспортной системы именно наука ответила фундаментальными исследованиями в области материаловедения, энергетики, механики. Это позволило создать принципиально новые системы, перейти на современные виды тяги двигателей, выпускать новую технику, ускорить строительство в этой области.
– Академия наук СССР дала мощный ответ на вызовы времени в сооружении системы научных и учебных заведений транспорта. Сегодня его роль в научной сфере недооценена, поэтому важно задуматься, каково стратегическое видение отрасли на горизонте до 2050 года. Убежден, только Российская академия наук, синергетически связывая научные знания, способна дать компетентный ответ на этот вопрос, - подчеркнул Старовойт.
По словам Романа Владимировича, впервые в документе стратегического уровня заложены актуальные вызовы и факторы, содержащие научно-технологическое развитие отрасли. Это санкционные ограничения, влияющие на логистический и транзитный потенциал страны, зависимость транспорта от импортных технологий. Возросли и климатические риски, которые требуют пересмотра подходов к содержанию и строительству автомобильных дорог и речной инфраструктуры и комплексов в районе многолетней мерзлоты.
Министр отметил дефицит трудовых ресурсов, который должен нивелироваться внедрением так называемых безлюдных технологий, искусственного интеллекта и автоматизации.
Концепция впервые дает перечень основных направлений в фундаментальных исследованиях - видение отечественных отраслевых научных школ (всего их 39). К стратегическим приоритетам транспортного комплекса, требующим научного осмысления и научной поддержки, относятся скорость движения, новые материалы, связь, навигация, искусственный интеллект и т. д. Предстоит найти ответы на вопросы, как на транспорт будут влиять экономика, социальная сфера, климат, в чем проявятся зависимость и обратное влияние. Требуется продолжить исследования в области транспортной медицины для минимизации того, как скажутся поездки на здоровье человека.
«Работать нам предстоит со всеми учеными страны», - подчеркнул министр, добавив, что важной стороной концепции, которая делает ее инструментом для органов власти, научных и образовательных учреждений и бизнеса, является наличие механизмов достижения заявленных целей. Формируется система управления исследованиями и разработками, которую возглавит НИИ транспорта Российского университета транспорта. Будет создана опорная сеть центров научно-технологических компетенций.
Концепция предусматривает формирование источников и механизмов финансирования.
Р.Старовойт отметил, что повышение вовлеченности учащейся молодежи, стимулирование творчества и состязательности в науке должны помогать удерживать планку динамично развивающейся и привлекательной научной отрасли. «Рассчитываем на поддержку академиков в этом вопросе», - подчеркнул он.
По мнению министра, нельзя отказываться от международного сотрудничества и выявления передовых трендов и технологий в области транспорта. Важно использовать возможность участия в международных конкурсах по линии Российского научного фонда.
Крупные российские компании тратят на науку внушительные суммы, рассказал Старовойт и привел статистику. Так, например, РЖД за четыре года инвестировала в поддержку вуза (НИИТ) более 9 миллиардов рублей, «Аэрофлот» за 5 лет - свыше 11 миллиардов, «Совкомфлот» - почти полмиллиарда. Многие организации в условиях закрытия зарубежных рынков передовых технологий занялись собственными разработками, стали выходить с заказами на исследования. Например, группа компаний S7 сейчас создает учебно-тренировочное воздушное судно из композитных материалов и собственный двигатель. Транспортные компании вкладываются в науку, имеют свои программы и научные советы, отметил министр.
Результаты привлечения транспортными вузами средств на научные исследования и разработки из внебюджетных источников самые высокие среди учебных заведений страны. Это говорит о востребованности со стороны реального сектора экономики и способности вузов ответить на такой запрос. Так, за прошлый год, из почти 3,5 миллиардов рублей, привлеченных вузами на НИИР и НИОКР, в 80% случаев пришлись на внебюджетные источники.
Министр с гордостью отметил, что четыре транспортных вуза вошли в число научных центров мирового уровня, а Российский университет транспорта в прошлом году впервые попал в международный рейтинг издания «Таймс».
– Все наши планы могут быть реализованы только в партнерстве с наукой, заключил Р.Старовойт, приветствовав решение РАН о создании научного совета «Окружающая среда и транспорт» при Отделении наук о Земле.
Министр попросил членов академии поддержать Концепцию научно-технологического развития транспортной отрасли, рассмотреть возможность создания в структуре РАН «соответствующей организационной модели, которая дала бы синергетический эффект, а также принять участие в формировании плана исследований, оценить источники финансирования и необходимость включения исследовательских задач в национальный проект “Эффективные транспортные системы”».
Об участии Российской академии наук в реализации приоритетов транспортной отрасли рассказал вице-президент РАН Сергей Алдошин, отметив, что отделения Академии наук и институты, находящиеся под ее научно-методическим руководством, активно работают над реализацией стратегических задач.
– По всем указанным приоритетам в РАН уже ведутся фундаментальные и прикладные исследования, - сказал он. - В том числе во многом в сотрудничестве с организациями, вузами и институтами Министерства транспорта. Основные - климат, экология и природные опасности.
В частности, в Институте физики атмосферы им. А.М.Обухова РАН под руководством академика Семенова совместно с НИИ железнодорожного транспорта выполнен международный проект «Тройка»: был создан уникальный вагон-лаборатория, позволяющий получать высококачественные данные о составе атмосферы над Россией. Всего в результате совместных исследований Минтранса и РАН были проведены 13 экспедиций с севера на юг (от Мурманска до Кисловодска) и с запада на восток (Санкт-Петербург - Владивосток).
Сегодня создается модульный автоматизированный комплекс мониторинга состава атмосферы и метеорологических характеристик для проведения непрерывных распределенных наблюдений на железнодорожной сети РЖД.
– Такого комплекса нет нигде в мире. Он позволит получать уникальные данные о состоянии окружающей среды, об антропогенном воздействии на атмосферу, даст возможность проведения высокоуровневого моделирования и выявления источников загрязнения атмосферы, - подчеркнул С.Алдошин.
Под руководством академика Касимова в Московском университете вместе с Российским университетом транспорта ведутся работы по созданию измерительного комплекса для оценки влияния транспорта на загрязнение атмосферы Москвы.
Кроме того, С.Алдошин предложил создать межведомственный центр для координации работ РАН и Минтранса. «В этом случае удастся реализовать непрерывную цепочку от квалифицированного заказчика, которым будет выступать Минтранс. Функцией центра будут координация научно-технического сотрудничества отделений РАН и институтов, находящихся под ее научно-методическим руководством, с научно-исследовательскими подразделениями Минтранса, реализация мероприятий в рамках национального проекта “Эффективные транспортные системы”», - пояснил академик.
Со стороны Российской академии наук в области научной координации потребуются организационные усилия по привлечению всех инструментов поддержки исследований, в том числе государственных заданий, грантов и договорных работ, отметил, в свою очередь, вице-президент РАН Сергей Чернышев. Он высказался за проект концепции. «Это шаг к системному подходу в развитии транспортной науки и в целом научно-технологического развития страны», - сказал ученый.
Его поддержал заместитель председателя научного совета «Окружающая среда и транспорт» член-корреспондент РАН Игорь Розенберг, добавив, что новая концепция должна в кратчайшие сроки заменить устаревшую модель создания и внедрения технологических инноваций на основе импорта.
Игорь Наумович рассказал о том, что за период работы совета удалось организовать по ключевым научным направлениям взаимодействие ведущих институтов и ученых РАН с научно-образовательным комплексом Минтранса (более 20 тысяч человек профессорско-преподавательского состава и около 250 тысяч студентов и аспирантов).
Выполняется утвержденный план научного совета РАН и ведутся исследования отраслевых ученых и специалистов РАН по ключевым направлениям: созданы и создаются совместные отраслевые лаборатории.
По мнению И.Розенберга, развитие транспортного комплекса страны требует самых различных междисциплинарных исследований. «Здесь могут быть эффективны только совместные команды ведущих научных центров и транспортных технологов», - сказал он, отметив, что научный совет поддерживает проект транспортной концепции и что она «требует связи результатов фундаментальных исследований институтов РАН с прикладными исследованиями в университетах и отраслевых НИИ, чтобы в дальнейшем передавать готовую конструкторскую документацию по новейшим системам для промышленного изготовления технологических систем и устройств».
Все выступавшие подчеркивали, что в концепции определены ключевые вызовы, основным из которых является уникальное географическое положение РФ.
– В целом мы одобряем документ, но есть предложения, которые были озвучены на заседании. Их нужно учесть, - резюмировал президент РАН Геннадий Красников.
Андрей СУББОТИН
Обложка: photogenica.ru


