Как выстроить мосты?

    Как выстроить мосты?

    Междисциплинарность с трудом приживается в школе.

    Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее», главными организаторами которого традиционно выступили МГТУ им. Н.Э.Баумана и Российское молодежное политехническое общество, завершился. Он собрал более тысячи самых перспективных и талантливых юношей и девушек, имеющих собственные достижения в науке и инженерном деле. На протяжении недели с участниками форума работали ведущие ученые и специалисты из 14 научных центров мирового уровня и 13 элитных российских университетов. Работы участников обсуждались на 55 научных секциях и на выставке (см. «Недетские игрушки», «Поиск» №13), для них открыли двери научные лаборатории и инженерные центры.

    Казалось бы, представленные экспонаты демонстрировали успехи российского образования. Однако многие выступления, прозвучавшие на состоявшейся в дни работы форума Международной конференции «Образование будущего и будущее образования» (ICMED’2025), официальном мероприятии Десятилетия науки и технологий в РФ, свидетельствовали, наоборот, о неблагополучии. На одной из дискуссионных площадок - философском факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова - была затронута, в частности, проблема формирования научного мировоззрения у школьников.

    Слушая доклад доцента кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ Галины Новиковой, я вдруг вспомнила, как в 1991 году на Фестивале новых школ в Крыму один молодой директор учебного заведения, горячо отстаивая свою точку зрению перед коллегами, в запале выпалил: «Меня не устроит, если по моей школе будет ходить счастливый ребенок, не знающий таблицу умножения!».

    Г.Новикова, выпускница мехмата МГУ и кандидат психологических наук, назвала свое выступление «Современный междисциплинарный подход к формированию научного мировоззрения учащихся».
    – Я работаю сейчас в Первом университетском лицее им. Н.И.Лобачевского, который находится в Усть-Лабинске и является филиалом МГУ, - рассказала она. - Из 420 педагогов, с которыми я провела собеседования за последние три года, только 20 оказались у нас в коллективе. Почему? В частности, потому, что на вопрос, что для них главное в учебном процессе, отвечали, что главное - комфорт для учеников и учителей.

    А вот другой факт. Некоторые студенты-третьекурсники РГГУ, которым она преподает «Математические методы в психологии», при работе со статистическими таблицами не могли сравнить два числа. «А ведь это начальная школа, - напомнила докладчик. - На какой же основе строилось дальнейшее обучение?»

    Связь между самоощущением ребенка в школе и уровнем усвоенных им знаний все же представляется не столь прямой, но в любом случае ситуация в образовании не радует. По данным руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, приведенным в докладе, 35% российских школьников не успевают по одному или нескольким предметам. В развитых странах таких учащихся - 3-5%.

    – Личностно ориентированная концепция образования, на мой взгляд, сейчас уже перестает быть актуальной, - считает Г.Новикова. - Нужный ориентир - формирование понятийного, то есть научного мышления.

    Оно складывается, когда школьники усваивают программу, что происходит за счет повторения. И уже с этим проблема, потому что и учителя, и программы сильно перегружены. Когда понятийные основы в рамках отдельных предметов сформированы, наступает время выстраивания «мостов» между дисциплинами. Но, как правило, учителя не объединяют и не сравнивают идеи из разных областей знаний. Это особая интеллектуальная работа, требующая и времени, и педагогически правильного оформления в соответствии с возрастом школьников.

    О том, что в принципе такое образование возможно, говорит, в частности, опыт Первого университетского лицея МГУ в Усть-Лабинске, где старшеклассникам предлагаются на выбор четыре междисциплинарных профиля: физика - химия, математика - физика, математика - информатика, химия - биология. Цель - научить мыслить системно, проявлять качества критического мышления.

    Пожалуй, самая распространенная форма выстраивания междисциплинарных связей в школе - проектная деятельность учеников. Но общеизвестно, что в старших классах все силы они направляют на подготовку к Единому государственному экзамену, проект зачастую становится формальностью или… дополнительной головной болью для родителей.

    В подтверждение сказанного кто-то вспомнил, что говорил по этому поводу руководитель программы «Шаг в будущее» Александр Карпов, выступая на утренней секции этой же конференции (кстати, он тоже «междисциплинарник» - доктор философских наук, кандидат физико-математических наук). Да, в рамках федеральных образовательных стандартов проектная деятельность предусмотрена как часть учебного процесса, особенно в старших классах. Однако проекты, выполняемые в школе, очень часто требованиям научности не соответствуют, что выясняется, когда ребята подают заявки на участие в программе «Шаг в будущее».

    «Но ведь нельзя из неученого сделать ученого, из неконструктора - конструктора, - среагировал другой участник дискуссии, преподаватель из МАДИ. - Зачем же всех запихивать в проектную деятельность? Если школьник не может сделать проект, за него будут делать родители. А нам из кого выбирать? Желательно, чтобы проектами дети занимались добровольно, тогда они будут мотивированы. И оценивать эти проекты надо отдельно, включать в портфолио и потом учитывать при поступлении в вуз».

    В ходе дискуссии прозвучало и довольно революционное предложение от молодого ученого из Института биоорганической химии: изменить сам дизайн образовательных программ. Сейчас междисциплинарность понимается как движение от частного к общему: «есть отдельные предметы, и мы пытаемся их как-то состыковать. Но не рациональнее ли будет понять сначала, какую общую картину мы хотим сформировать, и от нее уже переходить к предметам?». Чтобы, например, химия вытекала из физики напрямую, а не была отдельной дисциплиной в принципе.

    Г.Новикова назвала вопрос «совершенно закономерным», но напомнила, что существующая образовательная система дает некоторую свободу в выборе методов, форм, средств обучения, но не в целях. Подход «от общего к частному» (как, по сути, в той же проектной работе) используется сегодня во внеурочной деятельности, которая в современной школе сильно коммерциализирована. Очень редко осуществляются групповые проекты с участием предметников, как, например, в Курчатовской школе. Что же касается основной части образования, теоретической, то предлагаемые изменения упираются в «педагогическую реальность» - федеральный базисный учебный план.

    Может быть, для вопросов, поднятых на конференции, пока просто не существует ясных и простых ответов, но задуматься они точно заставляют.

    Наталия Булгакова

    Иллюстрация: photogenica.ru

    А ты попробуй!
    Выходим на новую орбиту?