Как прежде не будет?

    Как прежде не будет?

    Каких перемен ждать в научно-техническом сотрудничестве с США.

    В декабре истекает срок действия заключенного в 1993 году межправительственного соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Россией и США, которое ранее неоднократно продлевалось. Возникает вопрос, каким это сотрудничество может быть после той паузы, на которую оно было поставлено с началом СВО на Украине в связи с введением антироссийских санкций?
    В заявлении по этому поводу, сделанном в июне 2022 года руководством Управления научно-технической политики Белого дома (OSTP), было отмечено, что запреты распространяются на проекты, финансируемые из средств федерального бюджета с участием научных организаций и ученых из России, «связанных с российским правительством».
    Последние недружественные шаги со стороны США были продемонстрированы весной 2024 года, когда американским ученым федеральные власти рекомендовали «воздержаться от визитов для участия в проходивших в России международных научных мероприятиях».
    Между тем имели место разъяснения тех же властей о возможности продолжения российско-американского сотрудничества в областях, на которые «распространяется международное право». К их числу OSTP относит сов­местное с Россией (и еще более чем 30 странами) участие в международном проекте ITER на юге Франции, а также использование российскими исследователями ряда находящихся в ведении министерства энергетики США аналогичных объектов научной инфраструктуры класса мегасайенс, в том числе участие в международном проекте DUNE (Глубокий подземный нейтринный эксперимент) на недавно введенной в эксплуатацию уникальной установке в Южной Дакоте.
    В базе данных Национального научного фонда США (NSF) продолжают числиться десятки финансируемых им активных проектов с российским участием, отобранных и начатых главным образом по линии двусторонней Президентской комиссии, относящихся к исследованиям в области здравоохранения, защиты окружающей среды и информационных технологий.
    В феврале 2024 года на слушаниях в Конгрессе США обсуждался вопрос готовности NASA продолжать до 2030-го сотрудничество с Роскосмосом по использованию Международной космической станции.
    Присутствовавший на них представитель NASA официально заявил о готовности продолжить это взаимодействие и после окончания указанного срока.
    Несмотря на приостановку сотрудничества в рамках Арктического совета, в США остается понимание важности его возобновления со страной, на которую приходится более половины длины береговой линии Арктики и численности ее коренного населения, особенно в аспекте деградации зоны вечной мерзлоты и трансформации полярных экосистем.
    По образному выражению одного из работающих в университете Аляски американских геофизиков, изучать вечную мерзлоту без данных о российской части Арктики - все равно что «пытаться вести автомобиль, удалив с него пару колес».
    В американских СМИ отмечались факты, что федеральные власти не проконсультировались с ними, принимая решение о приостановке сотрудничества с Россией в рамках Арктического совета. По заявлению представителя Госдепа США американскому изданию Science Insider, сделанному в августе 2024 года, «США рассматривают научные исследования отвечающими национальным интересам и не намерены изолировать Россию. В наших интересах работать вместе с Россией».
    Вопрос о будущем научно-технического сотрудничества между США и РФ возникает не только в связи с со скорым истечением срока действия регулирующего его межправительственного договора 1993 года.
    В июне 2022-го в ответ на вопиющие факты несоблюдения соглашения со стороны США нотой МИД России было объявлено о приостановке его выполнения и российской стороной. Вопрос о дальнейшей судьбе, режиме и масштабах научного сотрудничества между двумя странами, в особенности на основе значительного числа ранее заключенных в его развитие межведомственных соглашений, в том числе между РАН и Национальной академией наук США, становится как никогда актуальным.
    В частности, для Российского центра научной информации, выступающего правопреемником РФФИ, заключившим ранее соглашения о сотрудничестве с ведущими научными организациями США: бессрочное - с Национальным научным фондом и автоматически возобновляемое каждые пять лет - с Национальными институтами здоровья (NIH).
    Прогнозу выхода из возникшей неопределенной ситуации могло бы помочь ее экстраполирование на то, как выстраивается в последнее время научное сотрудничество США с Китаем в аспекте геополитического соперничества этих двух стран.
    В декабре прошлого года на брифинге Госдепартамента США было объявлено о продлении действовавшего с 1979 года и возобновлявшегося каждые пять лет договора о научно-технологическом сотрудничестве между Китаем и США.
    Подписан его пересмотренный вариант, который имеет более узкую сферу применения, поскольку распространяется только на сотрудничество между государственными учреждениями двух стран. Было заявлено, что новое соглашение «модернизировано со встроенными мерами защиты», проверку выполнения которых в отношении совместных с Китаем исследований будет осуществлять с учетом интересов национальной безопасности Госдепартамент, а также «другие государственные агентства во главе с Белым домом».
    В отличие от прежнего, нынешний текст исключает из сферы сотрудничества разработку «критически важных и новых технологий», к которым в США, испытывая острую конкуренцию со стороны Китая, обычно относят исследования в области искусственного интеллекта, информационных технологий и полупроводников.
    В число допустимых совместных с Китаем проектов, как предположил представитель Госдепа США, входят исследования, посвященные климату, океанографии, геологии, сбору данных о гриппе и качестве воздуха.
    В соглашении отсутствует какое-либо упоминание сотрудничества между китайскими и американскими университетами и частными научными учреждениями, давно ставшими основными участниками двустороннего научного сотрудничества. Для них потребуются дополнительные регуляторные меры. Соглашение включает формулировку, обязывающую стороны обмениваться данными, быть открытыми и прозрачными.
    В одном из приводимых новостным бюллетенем журнала Nature комментариев указано: «Похоже, все вычистили и начали с нуля». Другой эксперт констатирует, что соглашение «демонстрирует прагматичный, хотя и ограниченный, подход к поддержанию научного сотрудничества в условиях геополитического соперничества».
    Отмечается также, что в прошедших переговорах Китай был «пассивной стороной», поскольку опасения по поводу прежней версии соглашения исходили от США с учетом не только достигнутой к настоящему времени экономической и военной, но и научной мощи Китая.
    «Поиск» неоднократно писал о перипетиях научного сотрудничества США с Китаем, пережившего запущенную в 2018 году скандальную «китайскую инициативу», формально направленную на защиту американских лабораторий и предприятий от «научного шпионажа», а фактически вылившуюся в уголовное преследование почти 150 работающих в них сотрудников китайского происхождения.
    Ситуация отнюдь не исчерпывается принятым в 2022 году Законом «О микрочипах и науке» (Chips&Science Act), призванным усилить научно-информационную безопасность, основной угрозой которой назначен Китай. «Как прежде не будет» - девиз, с которым США намерены выстраивать с ним свое научное сотрудничество. И, видимо, не только с ним.

    Александр ШАРОВ, советник администрации РЦНИ

    Дарвин прав, но…
    Что в фундаменте?