Как стимулировать развитие Дальнего Востока.
Люди - главный ресурс. Именно они приводят в движение экономику. Так что не случайно пресловутый кадровый вопрос так или иначе затрагивался едва ли не на каждой сессии недавно прошедшего во Владивостоке Восточного экономического форума. А одна из сессий - «Синхронизация рынка труда и профессиональных образовательных организаций» - была целиком посвящена теме кадров. Недостаточное количество рабочей силы представляет собой сегодня один из ключевых рисков в развитии Дальнего Востока.
– Буквально несколько цифр, - открыл сессию модератор, исполнительный директор по социальному развитию Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Гасан Гасанбалаев. - Благодаря инвестиционным проектам - а их у нас много! - создано 170 тысяч новых рабочих мест. Но заполнено из них 110 тысяч. Это означает, что предприятия работают не в полную силу, а бизнес зарабатывает не все, что мог бы заработать.
В перспективе, по его словам, цифры «еще более громкие»: для реализации инвестпроектов потребуется уже 230 тысяч рабочих мест. При этом безработица на Дальнем Востоке, как, впрочем, и во всей стране, сегодня «на колоссально низком уровне» - чуть больше 2%. «Поэтому, наверное, на текущий ресурс рынка труда сложно рассчитывать или нужно с ним что-то делать», - заметил модератор.
Что делать?
Состав приглашенных спикеров позволял взглянуть на извечный русский вопрос со всех сторон: с точки зрения университетов, бизнеса, законодателей, институтов развития.
Начали с бизнеса.
Для танго нужны… многие!
Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) - один из крупнейших холдингов в стране: это более 40 компаний, в том числе и на Дальнем Востоке. «Естественно, мы чувствуем колоссальную нехватку кадров и чувствовали ее всегда - это не какая-то новая вводная», - признался заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти УГМК Михаил Юрчук. При этом горизонт планирования в металлургическом горном бизнесе, по его словам, составляет как минимум 35 лет. «Успешное развитие Дальнего Востока и, в принципе, России невозможно без создания самообновляющейся системы подготовки кадров, которая может мгновенно реагировать на запросы крупных компаний, и мы как холдинг давно этим занимаемся», - заявил заместитель гендиректора УГМК. Подготовка будущих сотрудников начинается со школьной скамьи.
Проект «Инженерная школа УГМК» для учеников 7-10 классов охватывает сегодня 24 города 11 регионов страны, где присутствуют компании холдинга, он реализуется при поддержке и на базе Технического университета УГМК (кстати, это первый в стране частный инженерный вуз горно-металлургического профиля).
Основная цель - повысить уровень знаний школьников, показать им массу возможностей для развития и карьерного роста именно в УГМК. А также «ликвидировать разрыв между теорией и практикой»: школьники, абитуриенты, учащиеся технического колледжа УГМУ, студенты знакомятся с техникой, на которой им потом предстоит работать. Благодаря этому в компанию после вуза приходит «полноценный боевой сотрудник, который четко знает свой сегмент работы».
Пользуясь случаем, М.Юрчук пригласил к сотрудничеству технологических партнеров («для танго нужны… многие!») и предложил бизнесу и регионам активнее использовать потенциал корпоративных частных вузов. «За счет такой синергии частных и государственных вузов и колледжей мы получаем очень эффективных, качественных сотрудников», - заметил он.

Источник: photogenica.ru
Моржелоги и другие
Развитие Дальнего Востока кроме проблем с кадрами сдерживают также инфраструктурные ограничения, их надо снимать, уверен Владимир Боровцев, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), крупнейшего вуза этого профиля на востоке России. «Современный транспортный университет становится интегратором пространственного развития, в частности, здесь, на Дальнем Востоке», - подчеркнул ректор.
Несколько сессий на ВЭФ-2025, по его словам, были посвящены развитию платформенной экономики - виртуальных экономических площадок, объединяющих между собой производителя, продавца и покупателя (OZON, Wildberries, «Авито» и др). Однако между виртуальной моделью и фактической доставкой лежит физическое пространство, которое необходимо преодолеть, выстроить логистику. Появился спрос на выпускников с более широким набором компетенций.
Если раньше в ДВГУПС готовили железнодорожных логистов, а в Морском государственном университете им. адмирала Г.И.Невельского - морских, то теперь эти вузы совместно на основе сетевых образовательных программ готовят морских железнодорожных логистов (шутя называя их «моржелогами»), и такие специалисты очень востребованы. Вместе с Wildberries ДВГУПС создал Высшую логистическую школу. Упомянул ректор и проект «Приоритет-2030. Дальний Восток», нацеленный на достижение синергетических эффектов при объединении усилий образовательных учреждений разных форм: в частности, сокращаются сроки подготовки кадров, растет их практикоориентированность. Все это в целом работает на повышение транспортной доступности Дальнего Востока. «Таким образом, я считаю, мы отвечаем на главный вопрос нашей сессии о синхронизации рынка труда и профессиональных образовательных учреждений», - заключил ректор.
Бесшовные маршруты
В горнодобывающей отрасли, одной из ключевых в экономике Дальнего Востока, к 2030 году прогнозируют появление 20 тысяч новых рабочих мест. И тоже отмечается дефицит кадров. Сергей Журавлев, вице-президент по работе с государственными органами компании ПАО «Полюс», лидера российской золотодобычи, назвал четыре фактора, повлиявших на формирование этого дефицита: демографическая яма, фактор территории (золото залегает в холодных труднодоступных районах, где плотность населения меньше, жизнь тяжелее - бывает, нет ни дорог, ни электричества).
Третий фактор - непопулярность рабочей профессии в золотодобывающей отрасли (что, отметил докладчик, связано, возможно, с архаичным представлением об отрасли, основанном на романах Джека Лондона; на самом деле современные карьеры и шахты «соответствуют последнему слову техники»). Качество подготовки кадров - на четвертом месте. «Мы фиксируем, что зачастую учебные программы отстают от потребностей бизнеса на 3-5 лет, - рассказал С.Журавлев. - Нам требуются специалисты по искусственному интеллекту, работе с большими данными. И вузы должны этому вызову соответствовать».
Он отметил, что «нужна непрерывная стыковка на всех этапах обучения и подготовки, чтобы помочь будущему сотруднику, потенциально интересному для компании, получить в ней рабочее место». Что может делать бизнес? Со школы заниматься отбором способных ребят и «доводить» их до ЕГЭ по предметам, которые требуются для поступления на профильные специальности. В средних и высших учебных заведениях предлагать стажировки и программы практического обучения. Заботиться о социальной среде: «Очень важно, чтобы у человека были комфортное жилье, доступная медицина, досуговые и спортивные инфраструктуры». Создавать возможности для дальнейшего развития сотрудников (переподготовка, повышение квалификации, выбор различных трудовых треков и т. д.).
– «Полюс» старается сформировать «бесшовный» маршрут человека от школы до компании, а точнее - от школы до пенсии, - рассказал вице-президент «Полюса». - В школах ряда регионов (Красноярском крае, Иркутской области, Хабаровском крае) вместе с Тихоокеанским государственным университетом компания открыла «Полюс-классы». Есть совместные программы с техникумами и университетами в Красноярске, Якутске, Иркутске - уже пять выпусков подготовлено по различным востребованным в компании специальностям. Недавно была запущена программа совместного обучения с одним из ведущих китайских университетов. Ребята учатся сначала в российском вузе, потом уезжают на длительное обучение в Китай и возвращаются уже с международным опытом, востребованным компанией. Кроме того, действует собственный профессиональный центр подготовки «Полюс-резерв», где получают профессиональную переподготовку взрослые люди.
– Со школами, вузами, колледжами вы работаете, однако дефицит кадров есть, - резюмировал модератор. - Давайте за что-нибудь поругаем систему образования. Что не устраивает?
С.Журавлев ругать систему отказался.
– Я не считаю, что наше образование хуже какого-то другого, - ответил он. - Я даже уверен в обратном. А то, что ему приходится нас догонять, - это процесс естественный. Так, создатели антивируса в IT-индустрии всегда догоняют создателей вируса. Единственная просьба - побыстрее реагировать на запросы от нас.
Я в деле!
Депутат Государственной Думы Сардана Аксентьева отметила, что ее партия «Новые люди» уделяет большое внимание профессиональному образованию.
– В январе 2022 года мы запустили очень интересный партийный проект «Я в деле», - рассказала она. - Сначала было трудно заходить в вузы, добиваться понимания и той самой синергии, о которой сегодня много говорится. Но на сегодняшний день в 72 регионах страны 537 вузов вместе с нами реализуют эту программу. Количество участников - 123 тысяч человек, количество бизнес-идей, которые команды студентов вместе со своими менторами доводят до готового продукта, - более 11 тысяч. Наши наработки легли в основу той модели высшего образования, которая полноценно заработает уже в следующем учебном году.
Большую часть своего выступления С.Аксентьева посвятила планируемым изменениям в системе среднего профобразования. Также она обратила внимание на то, что федеральный проект «Профессионалитет» (создание образовательно-производственных и образовательных кластеров СПО) затрагивает примерно треть колледжей. Ребята, которые не проходят в них по конкурсу, идут в малые колледжи. «И, что греха таить, как правило, отсрочка от армии - основной мотивирующий элемент в выборе учебного заведения, и это, конечно, совершенно не та мотивация, которая нам нужна», - заметила депутат. Она поддержала предложение, высказанное на Питерском экономическом форуме: внести в «меню» выбора выпускника школы и другие варианты обучения (кроме профессиональной подготовки в вузе или колледже). Например, разрешить осваивать профессию в непосредственной деятельности на рабочем месте, а теоретическую часть проходить в онлайн-режиме. Некоторые предприятия уже создают свои цифровые платформы, на которых дообучают сотрудников. В конечном итоге, считает депутат, это могло бы помочь решать проблему дефицита кадров.
От фигур - к фону
Есть такие забавные картинки, смысл которых зависит от того, на чем сосредоточить взгляд, что считать фигурой, а что фоном. Ректор Сахалинского государственного университета Александр Самардак переключил внимание слушателей с позитивных примеров на общую тревожную ситуацию, оттолкнувшись от цифр, названных модератором в начале сессии.
– Проблема заключается в том, что мы до сих пор не знаем, как управлять рынком труда, - заявил ректор. - Нет федерального прогноза рынка труда. Регионального на самом деле тоже нет: то, что регион прогнозирует, не соответствует действительности. Он опирается на данные, предоставленные вузами. А вузы боятся потерять направления, по которым много лет работают. И круг замыкается.
Формировать такой прогноз, считает А.Самардак, должно экспертное сообщество. Новые программы, конечно, появляются, но специалиста готовят 4-5 лет, а бизнесу он нужен сегодня. Статистика по целевому приему показывает: из 145 тысяч мест по стране второй год закрывается меньше половины. Бизнес не готов брать на себя обязательства давать дополнительные стипендии и социальные гарантии, чтобы получить специалиста только через пять лет.
Ректор также раскритиковал разрешение студентам старших курсов преподавать в школах - мера, понятно, вынужденная, но она еще больше усугубит проблему (на что модератор мягко возразил, что будущий физик в качестве учителя физики все-таки предпочтительнее, чем учитель физкультуры, «а такие практики тоже есть»).
А.Самардак считает, что нужно «не искать заплатки, а думать более глобально», перекраивать систему образования. Для выпускников техникумов, поступивших в вуз, он предложил разработать более короткие программы. Сейчас они учатся те же четыре года. Восемь лет на подготовку профессионала! За это время и ситуация в экономике изменится.
Еще одна проблема, которую, по словам спикера, недавно подняли «несколько ректоров очень мощных университетов»: 40% всех поступивших в вузы не доходят до выпуска. То есть в среднем на каждом курсе ежегодно теряются 10%. «Куда уходят эти люди? Как рынок труда их отслеживает? Никак. Если же после каждого курса человек будет получать определенную квалификацию и подтверждающий ее документ, даже если он вылетит из вуза на середине пути, то выйдет на рынок труда не с пустыми руками. Тогда сто процентов выпуска вузам будет обеспечено, но не в той системе, в которой мы работаем сейчас», - считает ректор СахГУ.
Ректор ДВГУПС во многом согласился с коллегой: «Я рассказывал об опыте работы с госкорпорацией, с монополией РЖД. Мы можем синхронизировать наши стратегические планы развития. Но если говорить о региональной экономике, здесь действительно картина плачевная. Спрос на инженерно-технические кадры растет, а воспроизводство их падает. Какой выход? Черная картина, конечно, всегда впечатляет, но нужно жить, что-то делать с этим. Что именно? Я здесь вижу прежде всего повышение роли региона как координатора, который призван организовать взаимодействие бизнеса, науки и образования. Именно на этом уровне должны быть синхронизированы планы потребности в трудовых ресурсах».
Не тушить, а предупреждать
Михаил Иванов, заместитель комитета РСПП по среднему профессиональному образованию, профобучению, профессиональной ориентации, заметил, что на самом деле прогноз рынка труда уже несколько лет как существует: с подачи правительства его готовит Минтруда. По данным прогноза на пять лет, в экономику до 2029 года должны прийти около 11 миллионов человек, это примерно 2-2,5 миллиона новых сотрудников ежегодно, причем 70% из них - со средним профессиональным образованием. Система СПО, даже наращивая свои мощности, сможет покрыть не более 80% этой потребности.
Инструментов для того, чтобы решить свои кадровые вопросы, у крупных компаний не так много: либо готовить сотрудников для себя через систему государственного и корпоративного образования, либо «хантить» их у других предприятий. Профпереподготовка, по словам спикера, - отличный тренд, она дает определенный резерв, но все потребности до конца тоже не закроет.
– К сожалению или к счастью, но мы вынуждены говорить об иностранных работниках, - заявил эксперт. - Но это тоже сфера, которую надо регулировать. Сейчас мы, грубо говоря, тушим пожары, то есть решаем вопрос здесь и сейчас. И не факт, что получаем тех специалистов, каких хотим. Поэтому мы выступаем за то, чтобы Минобрнауки включилось в проект «Экспорт профессионалитета». Нам нужно «партнерить» наши лучшие образовательные учреждения с образовательными учреждениями дружеских государств. Например, Индии: там самое большое в мире население и 8% безработицы. Если соотнести цифры, увидим, какое количество молодежи у них в принципе готово обучиться, получить квалификацию и приехать трудиться к нам.
Также М.Иванов напомнил о том, что имеет значение не только количество, но и качество специалистов, и призвал представителей бизнеса активнее работать над улучшением, а точнее - постоянным обновлением профстандартов, под которые подстраиваются стандарты образовательные. Тогда бизнесу будет проще получать от системы образования нужных специалистов.
Наталия БУЛГАКОВА
Обложка: фото Николая Степаненкова


