Как гуманитарии защищали прошлое ради будущего Отечества.
В пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» состоялся видеомост Москва - Санкт-Петербург - Симферополь - Екатеринбург на тему «Как спасали шедевры. История сохранения музейных коллекций в годы Великой Отечественной войны». Сотрудники нескольких музеев рассказали о том, как и куда были эвакуированы собрания, как обеспечивалась безопасность экспонатов в местах размещения; о людях, спасавших уникальные ценности от фашистских захватчиков, сохранивших, по сути, нашу культуру, наш культурный код.
Старший научный сотрудник отдела «Хора Херсонеса» Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» Валентин Дорошко рассказал о том, как это происходило в Крыму.
В первый же час войны
Херсонес, как и Севастополь, оказался в зоне нападения 22 июня 1941 года, а уже на третий день боев электромагнитная мина весом в полтонны рухнула и взорвалась во дворе музея. Были выбиты стекла в экспозиционных зданиях, повреждены другие строения комплекса. Нужно было действовать быстро.
Сотрудники свернули всю экспозицию и спрятали в подвалы. В скором времени встал вопрос и об эвакуации - на фронте противник получил выход к Черному морю. 5 августа началась героическая оборона Одессы, 16 августа был захвачен Николаев, а 19-го - Херсон. Летом 1941 года из музейных работников стали формировать добровольческие бригады. Некоторые сотрудники записались на фронт, в том числе и директор Херсонесского музея Иван Данилович Максименко. Но вскоре его вернули, и благодаря его кипучей энергии началась подготовка к эвакуации.
Сначала хотели перепрятать экспонаты где-то на территории полуострова, но, учитывая ситуацию на фронте, решили перевезти их в Свердловск. В итоге собрали восемь тонн груза. Все это поместили в 108 ящиков - монастырские сундуки, продуктовую тару с местных складов (51 из них был занят археологическими предметами, в остальных - архив и библиотека).
Сопровождать коллекцию назначили Станислава Стржелецкого - выдающегося историка и археолога Крыма, «питомца» Севастопольского музея краеведения. В Херсонесском музее он возглавлял Античный отдел. Предстояло вывезти бесценные коллекции на Урал. 18 сентября 1941 года экспонаты и коллекции Древнего Херсонеса погрузили на судно «Волга». Путь до Свердловска занял долгих три месяца, наполненных тяготами, лишениями и невероятными сложностями. Все перипетии той дороги описаны в рукописном отчете Станислава Францевича, составленном не без юмора, который читается на одном дыхании. А на самом деле это путешествие было полно опасностей: в любой момент могли погибнуть и ученый, и ценнейший научный материал, который он сопровождал в одиночку.
В Баку, например, похитили ящик с ценнейшими фотонегативами: злую роль сыграли этикетки из-под масла на таре. Ученый добился, чтобы ящик нашли. 23 декабря 1941 года изголодавшийся, грязный и оборванный хранитель коллекции Стржелецкий прибыл к месту назначения, не потеряв в пути ни одного экспоната. Коллекцию разместили в областном музее краеведения.
Уже после войны Станислав Францевич защитил кандидатскую диссертацию «Клеры Херсонеса Таврического», был организатором объединенных экспедиций в древний город Херсонесского музея Харьковского, Уральского и Ленинградского университетов. До конца своих дней ученый пользовался абсолютным авторитетом среди коллег и последователей.
К началу Великой Отечественной штат Херсонесского музея составлял 43 человека. Война застала его в момент подъема. В отделе античной истории только что завершился ремонт, залы готовы были принять посетителей в обновленной экспозиции, выстроенной в соответствии с новыми требованиями музейной работы. Внедрялись в практику тематические экскурсии, велись занятия со школьниками и студентами. В музей пришли трудиться молодые перспективные научные сотрудники. Археологические исследования, в рамках которых было выделено несколько приоритетных направлений, носили планомерный характер. Продолжались раскопки на Северном берегу городища, в некрополе… Кроме местных ученых экспедиции вели сотрудники Государственного Эрмитажа, Ленинградского отделения Института истории материальной культуры.
Когда началась война, вся обычная музейная работа была немедленно приостановлена, постоянные выставки свернуты, ценности в кратчайшие сроки подготовлены к эвакуации. В те годы экспозиция состояла из двух частей, византийской и античной, каждая из которых насчитывала по 1,5 тысячи предметов, добытых в ходе раскопок, которые велись уже более ста лет. Археологические памятники, где в тот момент шли работы, сфотографировали, подробно описали и законсервировали.
Для поддержания боевого духа севастопольцев широко проводилась просветительская деятельность среди гражданского населения. В музее открыли несколько временных выставок, основная из которых - «История Херсонеса на материалах массовых и второстепенных, взятых из фондов музея». Организованы были также и тематические экспозиции, имевшие военно-патриотическое содержание, а именно: «Били, бьем и будем бить» (основанная на материалах Херсонесского музея и Дома Черноморского военно-морского флота), «Героическое прошлое русского народа» (при участии Севастопольского отделения кинопроката) и др. Большим успехом среди воинских частей пользовались лекции на военно-исторические сюжеты, которые читали научные сотрудники музея.
В ноябре 1941 года по специальному распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР Херсонесский музей был закрыт, штат был распущен. Вчерашних музейщиков отправили в тыл - работать и помогать фронту. Одни ушли на заводы, другие - в санчасти, кто-то остался на территории музея и продолжал обеспечивать его деятельность. Оставленные материалы были помещены в убежища, вырубленные глубоко в материковой скале и обеспечивавшие сохранность материалов даже при самой жестокой бомбардировке.
Заведующая научно-архивным отделом Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Прохорова, в свою очередь, уточнила, что в Свердловск удалось вывезти более 11 тысяч единиц хранения фондовых коллекций, более 500 дел научного архива, порядка 600 единиц чертежного фонда, почти 8 тысяч негативов различного времени и 3500 книг научной библиотеки.
После освобождения Севастополя от немецко-румынской оккупации последовало длительное, вплоть до середины 1950-х годов, восстановление музея.
Татьяна Александровна также рассказала о запланированных мероприятиях ко Дню Победы и анонсировала две новые выставки. Одна из них, «Восточный эшелон. История спасения коллекций древнего Херсонеса», уже открылась в Музее истории Екатеринбурга. Вторая («Далекое эхо великой войны») начнет работать в Херсонесе 6 мая.
– Раскопки прошлого года подарили нам сенсационную находку: предметы, которые немецкие оккупанты использовали в качестве строительного материала, были обнаружены на городище, - рассказала Прохорова в ходе видеомоста.
Сенсационные открытия были сделаны возле одного из зданий с экспозицией античной истории: немцы устроили из музейных экспонатов заградительную стенку, которую и обнаружили археологи. По словам Т.Прохоровой, новость о сенсационной находке потрясла историков и археологов, «привела в состояние дрожи».
– Когда археологи стали доставать из стенки-кладки вещи с фондовыми номерами, то появилось светлое ощущение, что история возвращает нам ту цену, которую пришлось заплатить нашим предшественникам, нашему культурному наследию. Более 200 предметов наконец-таки вернулись в фонд музея, они будут атрибутированы и проверены по учетной документации, которая сохранилась в архиве. И часть из этих вещей мы хотим показать севастопольцам и гостям нашего города, - уточнила Татьяна Александровна.
Между Европой и Азией
Свердловск (ныне - Екатеринбург) стал одним из центров сохранения культурного наследия в годы войны и местом, которое фактически превратилось в культурную столицу. И Омск, и Тюмень принимали в это время ключевые культурные экспозиции, но Екатеринбург был одним из самых крупных центров.
– Свердловск к 1941 году - флагман советской индустриализации, город промышленный, - отметил директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев (на снимке). - Центр научно-технической мысли. Всего на территорию Урала с западных регионов страны были перемещены 832 предприятия. Свердловская область из всего этого количества приняла на себя 212. Это огромный объем перемещенных грузов. Более 5 миллионов вагонов понадобилось, чтобы доставить на Урал все необходимые грузы и людей.
Здесь производились самоходные артиллерийские установки, бронекорпуса Т-34. На «Уралмаше» размещались мощности ижевских и кировских предприятий. На момент последнего предвоенного 1940 года Свердловск насчитывал 436 тысяч жителей, в 1944-м их было уже 543 700 человек. Свердловск в годы войны фактически прирос тремя новыми районами, где группировались предприятия и было выстроено жилье для прибывших в регион людей.
Стал Свердловск и центром культурной эвакуации. В период 1942-1944 годов здесь находился Президиум Академии наук СССР, сюда были вывезены отраслевые институты. В Свердловск эвакуировались члены Союза писателей, МХАТ, Центральный театр Красной Армии…
На Урал вывозились сокровища Эрмитажа. В Свердловске до 1945 года хранились коллекции в составе 1 миллиона 117 тысяч экспонатов. Основной точкой хранения Эрмитажных коллекций стало помещение на улице Вайнера, д. 11. Сейчас там расположен культурно-просветительский центр «Эрмитаж - Урал».
За время эвакуации в актовом зале Свердловского государственного университета им. А.М.Горького сотрудниками Эрмитажа были даны 1156 лекций. Их великолепные экскурсы в историю живописи собирали огромное количество людей, буквально яблоку негде было упасть.
С точки зрения продовольственного обеспечения Свердловск находился в куда более лучшей позиции, нежели блокадный Ленинград. Тем не менее карточная система в Свердловске была введена уже в начале сентября 1941 года. Норма выдачи хлеба на человека колебалась от 40 до 600 грамм. По карточкам на человека можно было получить две пачки макарон в месяц. В общем, условия были тяжелыми. Городское руководство старалось облегчить эвакуированным стесненное состояние. В центре города были разбиты огороды (эрмитажные - на пересечении нынешних улиц Карла Либкнехта и Малышева).
– В годы войны были сохранены многие музейные коллекции, сейчас очень важно сохранить память, проводить исследования, нужно рассказывать об этих исследованиях современной молодежи, потому что то, что совершили хранители музеев, - настоящий подвиг, он часть Победы, - резюмировал Игорь Евгеньевич.
Андрей СУББОТИН
Обложка: Свердловск


