Как аграрная наука защитила страну.
«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - писал поэт. Нарком земледелия Иван Бенедиктов, выступая на сессии Всесоюзной академии сельского хозяйства им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ) в декабре 1942 года, высказался не менее сильно, заявив, что хлеб по своему значению приравнен сейчас к боевому оружию. Ученые-аграрники делали все, что было в их силах, чтобы обеспечить фронты и тыл продовольствием. Их деятельности была посвящена прошедшая недавно научная конференция «Сельскохозяйственная наука в годы Великой Отечественной войны. Вклад в Победу». Участников приветствовал глава РАН Геннадий Красников. Обзорный доклад сделал академик Александр Петрик, директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова.
Условия, в которых работали ученые, можно назвать поистине экстремальными. Война внесла кардинальные изменения во всю экономику. Многие научные предложения, ценные для мирного времени, теперь не находили применения. На первое место выдвинулись прикладные задачи. Между тем ресурсы сократились. В оккупированных западных областях страны гитлеровцы полностью уничтожили 137 научно-исследовательских учреждений - около трети их общего числа в стране. Были разрушены 176 инкубаторских и 14 селекционных станций. Последние снабжали колхозы высококачественными семенами сельскохозяйственных культур. Как недавно стало известно, Гитлер создал специальную команду СС для захвата вавиловской коллекции семян, и по мере оккупации подразделения этой команды захватывали небольшие фонды семян на западе СССР.
Многие научные сотрудники добровольцами ушли на фронт или в народное ополчение, были мобилизованы на оборонные предприятия. В научно-исследовательских институтах ВАСХНИЛ из утвержденных правительством академиков (51) осталась половина (25). Примерно вдвое сократилось и количество научных работников (выбыли 55%). Их численность начала восстанавливаться только к концу 1945 года. Наконец, много сложностей создала эвакуация, а затем возвращение научных учреждений. Например, ВНИИ животноводства вместе с племенными животными в 1942 году находился в 11 населенных пунктах.
Докладчик отметил, что в 1930-е годы сельскохозяйственная наука в России добилась выдающихся успехов, однако к началу войны ее потенциал был ослаблен репрессиями: начались гонения на генетику, были арестованы Николай Вавилов, аграрники-экономисты Александр Чаянов и Николай Кондратьев и их сподвижники, закрылись все пять аграрно-экономических исследовательских институтов. Целые направления науки были убиты или заморожены.
И все равно даже в этих жестких условиях сельскохозяйственная наука СССР в 1930-е годы была на подъеме.
А дальше - война. «Перед учеными-аграрниками, как и перед всем советским народом, стояла одна задача: победить. Но решалась она не с оружием в руках, а на опытных делянках и в лабораториях, в работе по научному обеспечению сельского хозяйства», - подчеркнул А.Петрик.
Были оперативно приняты необходимые меры по перестройке существования научных организаций в условиях военной экономики. Буквально на следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, Президиум АН СССР принимает решение об эвакуации научных учреждений в восточные районы страны. А уже через неделю были пересмотрены основные направления научных исследований с учетом требований военного времени.
Главные задачи сельскохозяйственной науки были определены наркомом И.Бенедиктовым. Прежде всего разработка агротехнических мер, позволяющих получать высокие урожаи при экономном расходовании всех ресурсов. Важнейшее направление деятельности - оценка текущих условий и разработка рекомендаций для директивных органов. Ни один значимый документ Наркозема не принимался без экспертного участия ВАСХНИЛ.
Практически все институты работали на обеспечение нужд Красной Армии и обороны. Всероссийский НИИ механизации сельского хозяйства (ВИМ) производил комплектующие для «Катюш», ремонтировал танки и артиллерийские тягачи. Ветеринарные научные учреждения и вузы обеспечивали лечение и безопасность фронтовых лошадей. Всероссийский институт гидротехники и мелиорации занимался использованием оросительных систем в целях обороны, созданием водных заграждений, мелиорацией аэродромов. Ученые Ленинградского физико-технического института совместно с Всесоюзным институтом сельскохозяйственной микробиологии создали препарат для лечения газовой гангрены. Сотрудник Московского химико-технологического института мясной и молочной промышленности академик Н.Беленький разработал метод получения заменителей плазмы крови человека на основе переработки крови животных, а заведующий кафедрой технологии продуктов животноводства Тимирязевской академии Р.Давидов - метод замораживания и использования плазмы крови. В Физико-агрономическом институте создали метод ускоренной выгонки витаминной овощной продукции для снабжения военных госпиталей Ленинграда.
Районы сельскохозяйственного производства были перемещены в Казахстан и Среднюю Азию, поэтому важнейшим направлением деятельности ВАСХНИЛ стала экспертная оценка сельскохозяйственного потенциала этих районов. Но экспертизой дело не ограничивалось. Ученые разработали технологии выращивания озимой пшеницы, картофеля, сахарной свеклы в условиях жаркого климата. Дефицит традиционных продуктов питания вызвал потребность в заменителях. Во Всероссийском институте растениеводства (ВИР) нашли способы получения сахаросодержащих продуктов из топинамбура, каротина - из крапивы, препарата танина (для лечения ран) - из скумбрии. Особым направлением стал поиск альтернативных источников энергии, ведь топливо в первую очередь шло на нужды фронта. ВИМ, например, занимался разработкой газомоторных двигателей и ветроустановок.
Беспрецедентный научный и гражданский подвиг - сохранение в блокадном Ленинграде собранной Николаем Ивановичем Вавиловым и его соратниками коллекции семян культурных растений. На начало войны она насчитывала 250 тысяч образцов. История сохранила драматические примеры того, как ученые умирали от голода рядом с семенами, которые могли бы спасти им жизнь. Свидетель тех событий Вадим Лехнович писал: «Ходить было трудно, невыносимо трудно вставать каждое утро, руками-ногами двигать, а не съесть коллекцию трудно не было нисколько, потому что съесть ее было невозможно».
Наконец, в годы войны не прекращалась селекционная работа. Были выведены перспективные сорта яровой и озимой пшеницы, озимой ржи, высокомасличные сорта подсолнечника… И именно в то трудное время во Всесоюзном исследовательском центре животноводства (ВИЖ) ученые задумались над способами повышения эффективности воспроизводства стад. На базе этих исследований в первые послевоенные годы впервые в мире была доказана способность сперматозоидов сохранять живучесть при низких температурах. Сегодня метод криоконсервации - основа крупномасштабной селекции в животноводстве.
В последующих выступлениях основные темы, затронутые в докладе А.Петрика, были рассмотрены более подробно. А в фойе была развернута выставка о вкладе ученых в Победу, подготовленная Архивом РАН.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова


