Новосибирские археологи впервые нашли стоянку бугровщиков.
Иногда столетия, отделяющие нас от предков, становятся тонкой, местами просвечивающей пеленой. Летом 2024 года, проводя в Венгеровском районе Новосибирской области раскопки саргатского, как они считали, кургана эпохи раннего железа, новосибирские археологи наткнулись на стоянку бугровщиков.
– О сибирских грабителях курганов написано много, - рассказывает заведующий отделом археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик РАН Вячеслав МОЛОДИН. - Что скрывать, вся знаменитая петровская коллекция древностей сформирована из их добычи, причем с территории Приишимья и Прииртышья происходит немало высокохудожественных предметов из золота, серебра, других драгоценных металлов. О широком распространении грабительского промысла свидетельствуют российские законы XVIII века. Это подтверждают и находки в данном районе более удачливых коллег. Скажем, команде омского профессора Владимира Матющенко посчастливилось наткнуться на непотревоженные погребальные комплексы. Сколько там было высокохудожественных предметов из золота и местного производства, и китайского завоза!

Предметы со стоянки бугровщиков
О бугровщиках ученым хорошо известно, ранее археологи натыкались на следы их деятельности, например, на выброшенную керамику, но стоянок никто никогда не находил.
– В конце сезона 2023 года мы законсервировали до следующего лета замечательный саргатский, как мы полагали, курган, явно принадлежавший представителю знати. В верхней части захоронения нашли примечательный предмет - верхнюю створку большого каменного жернова, поэтому с нетерпением ждали следующего сезона, подчеркивает В.Молодин.
Летом 2024-го раскопкам непрерывно мешала стихия: ливневые дожди заливали поминальные рвы, окружавшие центральное захоронение. И как раз в поминальном рву археологи обнаружили следы балагана бугровщиков, где те жили, неспешно прокапывая шурф в центральную могилу.
Злосчастный курган, как выяснилось, грабили по меньшей мере четыре раза. В шурфе были обнаружены выброшенная керамика, ружейный кремний, остатки упряжи из железа, а один наш предок в пылу грабежа даже оставил во рву бронзовый мужской нательный крест, что подтвердило версию о национальности и вероисповедании бугровщиков.

Нательный крест
– В Венгеровском районе находится одно из старейших русских поселений - Старый Тартас, чуть ли не первый форпост периода освоения Западной Сибири, - продолжает Вячеслав Иванович. - Русские землепроходцы, закончив страду, собирались в ватаги человек по двести и шли грабить курганы. А заодно и границу охраняли, ведь с юга постоянно угрожали кочевники. Найденная стоянка бугровщиков крайне интересна с этнографической точки зрения. Мы уже подготовили статью в солидный журнал.
Четырежды грабленый курган таил в себе немало загадок. Могила оказалась достаточно большой - пять на шесть метров и два в глубину.
– Сохранились останки главного погребенного, и их положение для саргатской культуры было нетипичным, - поясняет академик Молодин. - Несмотря на «подвиги» грабителей, нас ждали удивительные открытия. Например, удалось найти два великолепных берестяных туеса. Это редкостная удача: береста сохраняется только в обожженном виде, и дошли туеса с орнаментом до нас только потому, что в погребальную практику входило сожжение склепа. В нетронутом разбойниками уголке захоронения нашли также огромное блюдо из рога гигантского оленя.
Палеозоологи полагают, что такие гиганты водились в Барабе в эпоху голоцена. И эти находки, и керамика позволяли сделать вывод, что элитный курган принадлежит пришельцам с юго-запада, с территории современного Казахстана. Еще очень интересный сюжет: обнаружили более десятка просверленных когтей медведя. Видимо, ими был обшит подол шубы. Радиоуглеродный анализ установил, что захоронение относится к самому раннему периоду эпохи железа - VII веку до н. э. И это будет прекрасным материалом для монографии, которую мы готовим по данному периоду.
А параллельно продолжаем исследовать огромный могильник Тартас-1. Мы уже выпустили книгу по результатам раскопок на нем, готовим вторую. Считали, что исследования закончили, но Тартас-1 нас не отпускает: заложили проверочные раскопы и… нашли еще около десятка захоронений в местах, не отмеченных геофизиками. Причем некоторые, похоже, неграбленые. Будет чем дополнить второй том.
Казалось бы, на материальное воплощение своих фундаментальных идей могут рассчитывать, скорее, представители естественных наук. Но археологу Молодину сказочно повезло - его ученица нашла подтверждение, если можно так выразиться, «в камне» результатов 50 лет раскопок Вячеслава Ивановича в Барабинской степи.
– Когда я начинал здесь работать, мало что было известно о памятниках Барабы, исследовались в основном погребальные комплексы, хотя существовали и поселенческие. За годы экспедиций я разработал хроностратиграфию - от палеолита до позднего Средневековья, но оставалось немало вопросов о генезисе культур и их связи с окружающим миром, да и сама периодизация нуждалась в уточнении, - комментирует академик Молодин. - А моя ученица Марина Нестерова мечтала найти культурный слой в пойме, потому что там прекрасно сохраняется органика. Надо сказать, у нее легкая рука, что для археолога важно. Мы вели раскопки рядом со знаменитым ритуальным святилищем, где была найдена резная голова лося. Но заложили шурф не внизу, а сделали разрез с самого верха пологого склона. И далее - в пойму. Есть ли культурный слой внизу, осталось загадкой, поскольку из шурфа мгновенно пошла вода. Но по склону группа М.Нестеровой обнаружила великолепную стратиграфию: культурные слои были не только четко выражены, причем именно так, как я и предполагал в своих теоретических выкладках, но содержали и керамику (а это для археолога как паспорт), и кости животных, позволяющие с большой точностью провести геохронологический анализ и датировать слой. Такую удачу было трудно себе представить, эта находка дает возможность обобщить хронологию смены культур в Барабе от эпохи конца плейстоцена практически до наших дней. Причем найденная стратиграфия на редкость яркая и наглядная: слои отделены один от другого белыми пустыми прослойками. Как в учебнике.
Первым археологическим исследованием в истории Российской академии наук было «изыскание всяческих раритетов», которое начал в Сибири Даниэль Готлиб Мессершмидт, немецкий медик и ботаник на русской службе. А к изданию указа об экспедиции Мессершмидта Петра I, очевидно, подтолкнули драгоценные находки грабителей древних курганов, положившие начало Сибирской коллекции, ныне хранящейся в Эрмитаже.
Ольга КОЛЕСОВА
Обложка: Курганный могильник Тартас-2. Сложная система рвов. Фото предоставлено В.Молодиным


