Глазами гения

    Глазами гения

    В Кунсткамере открылась постоянная экспозиция «Академический зал. Музей Ломоносова»

    Нет в России места, более тесно связанного с Академией наук, чем легендарная Кунсткамера (ныне - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН). Не только потому, что она на 10 лет старше созданной во многом на основе ее фондов и ресурсов Академии наук и художеств. Связь эта глубинная, ценностная: всемирно известный академический музей стал символом петровского просвещения и самопознания России, его слава не стареет, подтверждая стойкость традиций отечественной науки. Кроме того, Кунсткамера - единственное сохранившееся до наших дней здание Петербурга, где работал один из первых российских академиков, гениальный ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов, который - лучше Пушкина не скажешь - «все испытал и все проник». В день его рождения, 19 ноября, на третьем этаже знаменитой башни состоялось торжественное открытие новой экспозиции «Академический зал. Музей Ломоносова». Событие, приуроченное к 310-летию Кунст­камеры, 300-летию Академии и 75-летию Музея Ломоносова, созданного по инициативе президента АН СССР С.И.Вавилова в трудные послевоенные годы, обращает нас к разным страницам истории отечественной науки, но прежде всего - к личности великого русского ученого, изрядно обросшей мифами и домыслами. Достоверность ее оценки, что дорогого стоит, достигается исключительно музейными средствами. В экспозиции представлены немногие уцелевшие раритеты: личные вещи М.В.Ломоносова, мозаичные портреты, созданные им в его мастерской в Усть-Рудице, уникальные научные приборы и инструменты XVI-XIX веков, академический стол, за которым он писал диссертацию и дискутировал с коллегами.

    Когда же аутентичных музейных предметов не хватает, на помощь приходят мультимедийные, интерактивные технологии. Так возникают зримые образы трудившихся в Академии европейских светил Н. и Д.Бернулли, Ж.-Н.Делиля, Г.Ф.Миллера, Л.Эйлера. Заполняющие смысловые лакуны видеоролики отражают разные этапы жизни и деятельности Ломоносова, города и веси, где он бывал, отрасли знаний, в которых он подвизался. При этом, как подчеркнул директор МАЭ РАН член-корреспондент РАН Александр Головнев, четко соблюден приоритет оригинала: «Все то, что подлинно, задокументировано, должно быть в витринах. В виртуальный формат переведена скрепляющая экспозицию сюжетность. Но важно, что медиа­продукты мы тоже создавали, опираясь на подлинники, ничего не придумывая. Так, мы не вправе нарисовать портрет ученого, если он не сохранился, как в случае с портретом Миллера».

    Органичное сочетание музейной классики и современности рождает эффект присутствия - посетителя в эпохе Ломоносова (так, по словам генерального директора Эрмитажа академика РАН Михаила Пиотровского, уже принято называть конкретный период российской истории) и реального М.В.Ломоносова - в экспозиции академического зала. Посетитель погружается в атмосферу дискуссий «о происхождении имени и народа российского», о поэзии и ценностях русского языка, о географии и пределах России («сошлась ли Азия с Америкой»), о перспективах освоения Арктики (навигации в Ледовитом океане), о минералах и недрах России, об астрономических наблюдениях, анатомических, физических, химических экспериментах, сохраняющих актуальность диалогов Ломоносова с выдающимися современниками. Этот эффект усиливается благодаря расположению экспозиции in citu - в том зале, где проводились первые академические опыты и наблюдения; в нее включен тот «стол конференцский», за которым шли подчас непримиримые дебаты с участием Ломоносова. И возникает ощущение, что мы смотрим на мир науки XVIII века его глазами.

    Музейщики всерьез утверждают, что у вещей есть память. Вот и этот стол помнит, как в 1749-1750 годах Академия заседала более 30 раз, обсуждая важнейший для самоопределения и самосознания России вопрос о том, «откуда есть пошла земля русская». Главными оппонентами в споре по «варяжскому вопросу» были два маститых академика - М.В.Ломоносов и Г.Ф.Миллер. По мнению М.Пиотровского, этот спор никогда не закончится, это часть ДНК нашей науки и культуры, которой «мечены» разные поколения ученых. Он напомнил, что первый директор Эрмитажа Степан Гедеонов отстаивал идею славянского происхождения варягов. А рядом с ним в музее работал сторонник норманнской теории академик Арист Куник. Острота полемики не помешала Кунику заняться после смерти Гедеонова публикацией его трудов. Их тексты интересны и сегодня, когда в Кунсткамере нашли способ впервые рассказать о сути научной «сшибки» Ломоносова и Миллера музейными средствами.

    По словам М.Пиотровского, экспозиция впечатлила его сдержанной красотой и гармоничностью, скажем, тем, как стихи Ломоносова сочетаются с его мозаиками, которые, что важно отметить, Академия наук спасла и сохранила для потомков. Президент Союза музеев России признал, что опыт Кунсткамеры по отображению выдающейся личности на фоне эпохи поучителен для музеев страны и мира, в частности, возглавляемого им Эрмитажа: «Будем изучать опыт коллег, обобщим и обсудим».

    Для А.Головнева этот разносторонний гений (по Пушкину, «первый наш университет») - прежде всего человек искусства, поэтому наука в экспозиции одухотворенная, рифмуется с поэзией: «Разве не поразительно, к примеру, что, изучая свойства стекла, Ломоносов писал о нем восторженные стихи?!»

    Прологом к презентации «Академического зала» стал осмотр экспозиций Кунсткамеры, открытых в 2022-2024 годах: «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний»; «Имперский зал: многонародная Россия»; «Николаевский зал: народы Южной Азии». Собственно, с них началась структуризация исторического пространства Кунсткамеры, сподвигнувшая коллектив музея к осмыслению мировоззренческой революции, совершенной в России Петром Великим. Роль царя-реформатора состояла в трансляции европейского стиля мышления и научных изысканий на русскую почву, синтезе академических и народных знаний. Творческую миссию посредника, переводчика наук с латыни и немецкого на русский как раз и суждено было выполнить помору М.В.Ломоносову, соединявшему в себе русский характер и европейскую ученость. Так возникли чисто российские области исследований, например, выросшее в ходе академических экспедиций по стране народоведение.

    В течение 75 лет экспозиция Музея М.В.Ломоносова неоднократно обновлялась. Новое прочтение этого музея в музее А.Головнев рискнул даже назвать «омоложением» Кунст­камеры, при сохранении пиетета перед подлинниками. Процесс будет продолжен: «Мы уже запускаем реэкспозицию обсерватории, пронизанную духом ее создателя и первого директора, астронома и картографа Жозефа-Никола Делиля, а этажом выше расположен знаменитый Готторпский глобус, он станет главным героем Кунсткамеры в следующем году».

    Ломоносовская реэкспозиция выполнена при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий». Старейший музей России выиграл его в соревновании с гораздо более молодыми соискателями.

    Аркадий СОСНОВ

    Фото пресс-службы СПбО РАН

    В преддверии января
    Не вырубишь топором