В Кунсткамере открылась постоянная экспозиция «Академический зал. Музей Ломоносова»
Нет в России места, более тесно связанного с Академией наук, чем легендарная Кунсткамера (ныне - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН). Не только потому, что она на 10 лет старше созданной во многом на основе ее фондов и ресурсов Академии наук и художеств. Связь эта глубинная, ценностная: всемирно известный академический музей стал символом петровского просвещения и самопознания России, его слава не стареет, подтверждая стойкость традиций отечественной науки. Кроме того, Кунсткамера - единственное сохранившееся до наших дней здание Петербурга, где работал один из первых российских академиков, гениальный ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов, который - лучше Пушкина не скажешь - «все испытал и все проник». В день его рождения, 19 ноября, на третьем этаже знаменитой башни состоялось торжественное открытие новой экспозиции «Академический зал. Музей Ломоносова». Событие, приуроченное к 310-летию Кунсткамеры, 300-летию Академии и 75-летию Музея Ломоносова, созданного по инициативе президента АН СССР С.И.Вавилова в трудные послевоенные годы, обращает нас к разным страницам истории отечественной науки, но прежде всего - к личности великого русского ученого, изрядно обросшей мифами и домыслами. Достоверность ее оценки, что дорогого стоит, достигается исключительно музейными средствами. В экспозиции представлены немногие уцелевшие раритеты: личные вещи М.В.Ломоносова, мозаичные портреты, созданные им в его мастерской в Усть-Рудице, уникальные научные приборы и инструменты XVI-XIX веков, академический стол, за которым он писал диссертацию и дискутировал с коллегами.
Когда же аутентичных музейных предметов не хватает, на помощь приходят мультимедийные, интерактивные технологии. Так возникают зримые образы трудившихся в Академии европейских светил Н. и Д.Бернулли, Ж.-Н.Делиля, Г.Ф.Миллера, Л.Эйлера. Заполняющие смысловые лакуны видеоролики отражают разные этапы жизни и деятельности Ломоносова, города и веси, где он бывал, отрасли знаний, в которых он подвизался. При этом, как подчеркнул директор МАЭ РАН член-корреспондент РАН Александр Головнев, четко соблюден приоритет оригинала: «Все то, что подлинно, задокументировано, должно быть в витринах. В виртуальный формат переведена скрепляющая экспозицию сюжетность. Но важно, что медиапродукты мы тоже создавали, опираясь на подлинники, ничего не придумывая. Так, мы не вправе нарисовать портрет ученого, если он не сохранился, как в случае с портретом Миллера».
Органичное сочетание музейной классики и современности рождает эффект присутствия - посетителя в эпохе Ломоносова (так, по словам генерального директора Эрмитажа академика РАН Михаила Пиотровского, уже принято называть конкретный период российской истории) и реального М.В.Ломоносова - в экспозиции академического зала. Посетитель погружается в атмосферу дискуссий «о происхождении имени и народа российского», о поэзии и ценностях русского языка, о географии и пределах России («сошлась ли Азия с Америкой»), о перспективах освоения Арктики (навигации в Ледовитом океане), о минералах и недрах России, об астрономических наблюдениях, анатомических, физических, химических экспериментах, сохраняющих актуальность диалогов Ломоносова с выдающимися современниками. Этот эффект усиливается благодаря расположению экспозиции in citu - в том зале, где проводились первые академические опыты и наблюдения; в нее включен тот «стол конференцский», за которым шли подчас непримиримые дебаты с участием Ломоносова. И возникает ощущение, что мы смотрим на мир науки XVIII века его глазами.
Музейщики всерьез утверждают, что у вещей есть память. Вот и этот стол помнит, как в 1749-1750 годах Академия заседала более 30 раз, обсуждая важнейший для самоопределения и самосознания России вопрос о том, «откуда есть пошла земля русская». Главными оппонентами в споре по «варяжскому вопросу» были два маститых академика - М.В.Ломоносов и Г.Ф.Миллер. По мнению М.Пиотровского, этот спор никогда не закончится, это часть ДНК нашей науки и культуры, которой «мечены» разные поколения ученых. Он напомнил, что первый директор Эрмитажа Степан Гедеонов отстаивал идею славянского происхождения варягов. А рядом с ним в музее работал сторонник норманнской теории академик Арист Куник. Острота полемики не помешала Кунику заняться после смерти Гедеонова публикацией его трудов. Их тексты интересны и сегодня, когда в Кунсткамере нашли способ впервые рассказать о сути научной «сшибки» Ломоносова и Миллера музейными средствами.
По словам М.Пиотровского, экспозиция впечатлила его сдержанной красотой и гармоничностью, скажем, тем, как стихи Ломоносова сочетаются с его мозаиками, которые, что важно отметить, Академия наук спасла и сохранила для потомков. Президент Союза музеев России признал, что опыт Кунсткамеры по отображению выдающейся личности на фоне эпохи поучителен для музеев страны и мира, в частности, возглавляемого им Эрмитажа: «Будем изучать опыт коллег, обобщим и обсудим».
Для А.Головнева этот разносторонний гений (по Пушкину, «первый наш университет») - прежде всего человек искусства, поэтому наука в экспозиции одухотворенная, рифмуется с поэзией: «Разве не поразительно, к примеру, что, изучая свойства стекла, Ломоносов писал о нем восторженные стихи?!»
Прологом к презентации «Академического зала» стал осмотр экспозиций Кунсткамеры, открытых в 2022-2024 годах: «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний»; «Имперский зал: многонародная Россия»; «Николаевский зал: народы Южной Азии». Собственно, с них началась структуризация исторического пространства Кунсткамеры, сподвигнувшая коллектив музея к осмыслению мировоззренческой революции, совершенной в России Петром Великим. Роль царя-реформатора состояла в трансляции европейского стиля мышления и научных изысканий на русскую почву, синтезе академических и народных знаний. Творческую миссию посредника, переводчика наук с латыни и немецкого на русский как раз и суждено было выполнить помору М.В.Ломоносову, соединявшему в себе русский характер и европейскую ученость. Так возникли чисто российские области исследований, например, выросшее в ходе академических экспедиций по стране народоведение.
В течение 75 лет экспозиция Музея М.В.Ломоносова неоднократно обновлялась. Новое прочтение этого музея в музее А.Головнев рискнул даже назвать «омоложением» Кунсткамеры, при сохранении пиетета перед подлинниками. Процесс будет продолжен: «Мы уже запускаем реэкспозицию обсерватории, пронизанную духом ее создателя и первого директора, астронома и картографа Жозефа-Никола Делиля, а этажом выше расположен знаменитый Готторпский глобус, он станет главным героем Кунсткамеры в следующем году».
Ломоносовская реэкспозиция выполнена при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий». Старейший музей России выиграл его в соревновании с гораздо более молодыми соискателями.
Аркадий СОСНОВ
Фото пресс-службы СПбО РАН