Ученые предотвратят угрозу нового разлива мазута в Черном море.
Российская академия наук приняла активное участие в ликвидации последствий крупного разлива нефтепродуктов в Черном море, произошедшего в результате крушения танкеров. По оценке вице-президента РАН Степана Калмыкова, этот проект стал одним из наиболее сложных с точки зрения комплексных экологических и экономических последствий. РАН осуществляла постоянное научно-экспертное сопровождение работ в рамках специально созданной госкомиссии. Как подчеркнул С.Калмыков, ни одно заседание оперативного штаба по ликвидации аварии не проходило без детального доклада представителей академии, особенно на критически важном этапе формирования плана действий.
Особое значение имела разработка научно обоснованных решений по подъему затонувших частей судов, где экспертные предложения РАН легли в основу практических действий Министерства транспорта и МЧС России. В настоящее время реализуется уникальный инженерный проект по установке специальных коффердамов - сложных металлических конструкций, создающих герметичное пространство вокруг затонувших частей судов. Эта технология, по словам представителей академии, предотвратит новые утечки нефтепродуктов в случае возможной разгерметизации корпуса танкера.

Как пояснил вице-президент РАН, реальная опасность заключается в том, что в танках и отсеках затонувших судов остается значительно больше мазута, чем уже попало в морскую среду, что создает постоянную угрозу повторного катастрофического загрязнения. Разработанная технология включает несколько последовательных этапов: установку коффердама с созданием герметичного контура, подачу горячего пара через технологические люки для разжижения вязкого мазута и его последующую откачку с использованием специальных шнековых насосов.
Для реализации этого технически сложного проекта привлечены специализированные компании, имеющие серьезный опыт в области подводно-технических работ и сотрудничающие с Министерством обороны России. Как отметили в РАН, применяемые технологии имеют сходство с методами, используемыми в мостостроении при создании опорных конструкций. Представители академии особо подчеркивают, что это решение является наиболее экологически безопасным и надежным по сравнению с альтернативными вариантами, которые рассматривались ранее, включая создание подводного могильника с использованием сорбционных материалов, которые могли бы быть размыты сильными течениями в районе аварии.
В настоящее время завершаются работы по изготовлению и подготовке к установке коффердама. Это сложное инженерное сооружение с массивными стенами, требующее специальной транспортировки с использованием плавучих доков. Основная фаза по откачке мазута планируется на весенний период, когда погодные условия станут более благоприятными, а полное завершение всех операций ожидается к концу лета.
Параллельно РАН осуществляла комплексную экспертизу технологий очистки прибрежной зоны и организации спасательных операций для пострадавших морских птиц. Специалисты академии участвовали в оценке различных методик, включая технологии аэрации для подъема нефтепродуктов со дна моря, проводили полевые испытания и неоднократно выезжали на место аварии для определения наиболее эффективных и экологически безопасных решений. Научные сотрудники РАН работали в тесном взаимодействии с волонтерскими организациями, обеспечивая научное сопровождение их деятельности по очистке побережья.
Как отметили в академии, подобное комплексное участие в ликвидации последствий экологических катастроф демонстрирует важность интеграции фундаментальной науки в практическую деятельность по обеспечению экологической безопасности страны. Опыт, полученный в ходе этих работ, будет систематизирован и использован для совершенствования методологии реагирования на подобные чрезвычайные ситуации в будущем.
Светлана Беляева
Обложка: mchs.gov.ru


