Генетические исследования меняют подходы к терапии
Оптимизм - залог долголетия - к этому интуитивно ожидаемому выводу привела блестящая лекция «Новые знания в области иммунологии», прочитанная президентом Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева академиком РАН Александром Румянцевым (на снимке) на секции «Медицина» научно-производственного форума «Золотая долина» (см. «Поиск» №45-46, 15.11.2024). И немалым основанием для радужного взгляда в будущее становятся достижения фундаментальной науки.
- Генетические исследования с помощью новейших методов позволяют установить причины определенных расстройств, - рассказал корреспонденту «Поиска» Александр Григорьевич. - Приведу в пример генетические заболевания или врожденные ошибки иммунитета, их сейчас описано более 500. Эти расстройства представляют собой спектр различных болезней: аутоиммунных, аутовоспалительных, инфекционных, аллергических и даже онкологических заболеваний. Соответственно, лечат их разные специалисты, не зная, что в основе заболевания лежит генетическая причина. Но такое знание сейчас становится самым важным. Эта методология дает возможность иначе подойти к пациенту: нас будет интересовать не нозология (протекание болезни), а, так сказать, ответ хозяина. Потому что главным является то, как конкретный индивид отвечает на стресс, инфекцию, генетоксические нарушения. Основной тренд, который сейчас существует в мировой медицинской науке, - поиск конкретной генетической причины болезни у данного пациента с учетом эпигенетических факторов и разработка к ней таргетной терапии. Новые технологии дают возможность это сделать.
Мы достигли высокой эффективности в работе с младенцами. Младенческая смертность в России снизилась до 4,1 промилле (0,41%). Но дальше мы здесь вряд ли продвинемся: есть болезни, вылечить которые все-таки не удается. Для увеличения средней продолжительности жизни необходимы фундаментальные исследования в области биологии старения.
К определенному возрасту каждый человек имеет 10-12 заболеваний. Они раньше рассматривались как нозологические формы: гипертония, фиброз легких, артроз/артропатия, диабет II типа, атеросклероз - отдельные болезни и т. д. Их лечат, но не излечивают специалисты разных специальностей. Между тем все эти заболевания можно рассматривать и как болезни старения, тогда мы сможем воздействовать на биологическую основу, которая управляет клиническими проявлениями. Без решения этой проблемы мы не продвинемся в увеличении продолжительности жизни, провозглашенной среди приоритетов и Президентом России, и медицинским сообществом.
И фундаментальные исследования дают прекрасную базу для прикладных медицинских разработок. Так, абсолютно новый подход предлагается к болезням, связанным с инфекциями. Пандемия COVID-19 наглядно продемонстрировала, что мы должны иметь уже готовые отечественные высококлассные платформы производства вакцин, в которые можно включать детерминанты любых вирусов и патогенов. Тогда при появлении нового заболевания может быть немедленно сделана вакцина. Такой подход уже отработан с гриппом: вы прекрасно знаете, что каждый год готовится новая антигриппозная вакцина, в зависимости от того, какой штамм превалирует в этом сезоне. Такую же платформу мы должны сделать для широкого круга заболеваний.
Очень важен вопрос лечения пациентов с тяжелыми, смертельными заболеваниями. Онкология - это, к сожалению, тоже болезнь старения. Если мы воздействуем на основу, общий фон, то сможем убрать старые клетки, воспаления, которые активируются при старении, и уменьшить тем самым количество онкологических заболеваний. Иммуноонкологическая терапия может активировать собственную иммунную систему пациента для борьбы с раковыми клетками. В этой области достаточно много совсем недавних достижений: специфические иммуномодуляторы, онколитические вирусы, CAR-T-клетки, вакцины против рака, биспецифические антитела и активаторы T-клеток. Не стоит забывать и о генетической биодетекции: можно взять биологическую жидкость у человека, посмотреть характеристики нуклеиновых кислот, установить появление аномального клона и контролировать его на ранних этапах, до появления клинических проявлений. То, что медицина продолжает прирастать фундаментальными научными знаниями, действительно внушает оптимизм и врачам, и пациентам.
Состояние разработок онколитических вирусов в стране и мире представил участникам секции председатель Совета Ассоциации «Биофарм», заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета академик Сергей Нетесов. К сожалению, Россия занимает в мире лишь 113-е место по средней продолжительности жизни (72,99 лет). Среди лидеров - Гонконг (85,29) и Япония (85,03). Япония даже ввела в графу причин смерти «смерть от старости». И именно в Японии онкологические заболевания уносят больше всего жизней, опережая сердечно-сосудистые. В число новейших перспективных направлений онкотерапии входит использование онколитических вирусов.
Случаи исчезновения злокачественных опухолей после заболевания пациента, скажем, сыпным тифом, описывались еще в самом начале XX века. В 1950-1970-е годы проводились клинические испытания вакцинных штаммов различных вирусов в лечении онкозаболеваний, далеко не всегда удачные. А в 1990-е годы началось направленное конструирование генно-инженерных онколитических вирусов. И в 2015 году Управление по контролю пищи и лекарств США (FDA) дало официальное разрешение на третью, а затем и четвертую фазу клинических испытаний рекомбинантного онколитического герпесвируса для лечения меланомы. Так данное направление терапии вышло на новую ступень развития.
В Новосибирске такие работы начались в 2010 году на основе мегагранта под руководством члена-корреспондента РАН П.М.Чумакова. В ИХБФМ СО РАН и ГНЦ ВБ «Вектор» была сконструирована серия рекомбинантных онколитических вирусов осповакцины, один из которых был доведен до проведения клинических испытаний. В результате этот штамм успешно прошел первую фазу клинических испытаний в ведущих онкологических центрах Москвы и Санкт-Петербурга (терапия аденокарциномы рака молочной железы). Кроме того, в Москве, в НИИ ФМБА, исследуют противоопухолевую активность энтеровирусов (инициатор - Институт молекулярной биологии РАН). В Новосибирске также получен ряд рекомбинантных аденовирусов на основе аденовируса 6 серотипа, и с одним из этих штаммов аденовируса идет подготовка к клиническим испытаниям первой фазы. Также проводятся работы по получению рекомбинантных онколитических парамиксовирусов. Отметим, что за последние 20 лет во многом раскрыты механизмы разрушения опухолей онколитическими вирусами, а также выявлены некоторые причины неудач при их применении. Появились и надежные экспериментальные данные об их эффективности. Ведущие отечественные разработчики отрабатывают схемы доклинических и клинических испытаний таких препаратов. Так что поводы для оптимизма есть и в этой области.
Ольга Колесова
Фото предоставлено пресс-службой форума «Золотая долина»