Атомный ледокольный флот как инструмент глобального лидерства.
После легендарного «Ленина» в строй встала целая серия атомных ледоколов типа «Арктика». Именно они сделали регулярные рейсы по Северному морскому пути возможными даже в самые суровые зимы. Со временем атомоходы этой серии - «Арктика», «Сибирь», «Россия» и «Советский Союз» - завершили службу и были выведены из эксплуатации. Но «Ямал» и «50 лет Победы», а также выпущенные в 1990-х годах суда типа «Таймыр» - «Таймыр» и «Вайгач» - по-прежнему несут ледовую вахту. Ресурс их работы продлили со 100 до 250 тысяч часов, так что ветераны способны уверенно трудиться вплоть до начала 2030-х годов. И здесь уместно вспомнить, что ключевую роль в разработке ядерных энергетических установок для атомных ледоколов сыграл Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», который исторически руководил развитием атомных технологий.
Сегодня основу атомного ледокольного флота составляет новое поколение - универсальные суда проекта 22220 типа «Арктика». Это гиганты длиной около 173 метров и мощностью 60 МВт на валах. При создании корпусов учитывался опыт многолетних экспедиций: обводы носовой части и распределение веса оптимизированы так, чтобы минимизировать сопротивление льда и уменьшить расход топлива.
Суда оснащены реакторной установкой РИТМ-200 - компактной, экономичной и безопасной, с ресурсом свыше 40 лет. Особое внимание уделяется повышению экологической безопасности: новые установки работают на низкообогащенном уране, а системы защиты продуманы с учетом международных стандартов.
Интересно, что при проектировании учитывались социокультурные факторы: для экипажей предусмотрены комфортабельные каюты, спортивные и медицинские модули, что позволяет находиться в автономном плавании месяцами без снижения работоспособности.
Ледоколы серии 22220 прокладывают каналы во льдах толщиной до 2,8 метра и обеспечивают круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по ключевым участкам Северного морского пути. Уникальная двухосадочная конструкция позволяет менять глубину погружения и работать как в глубоких морях, так и в устьях рек - жизненно важная особенность для захода в сибирские порты. Это техническое решение стало результатом многолетних совместных исследований Центрального конструкторского бюро «Айсберг» и институтов Российской академии наук, которые изучали прочность льда, гидродинамику и вопросы радиационной безопасности.

Атомный ледокол «Ямал» (на снимке) был заложен в конце 1980-х годов. Иногда используется как круизное судно. С этого года водить его будет первая в истории женщина-капитан атомохода Марина Старовойтова. Выпускница Брянского госуниверситета, филолог, она кардинально изменила свою жизнь, связав ее с морем. Прошла путь от дневальной на атомном контейнеровозе до командира одного из самых мощных атомоходов России. Капитанский знак ей вручили 20 августа на торжественном шоу «Эра мечтателей» в честь 80-летия атомной промышленности. Фото В.Баранова, Атомфлот.
Сегодня льды взламывают четыре ледокола новой серии - «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Спущена на воду «Чукотка», строятся «Ленинград» и «Сталинград». Эта «команда» призвана обеспечить круглогодичную навигацию в западной части арктического побережья России.
Следующий шаг - супермощные суда проекта «Лидер». Возводится первый ледокол этой серии - «Россия». Его миссия - постоянный сквозной провод судов по всей трассе Севморпути, включая самый сложный восточный сектор.
В восточной части Арктики условия особенно суровые: неровная погодная обстановка - многолетний лед (участки мощного обледенения могут сохраняться даже летом), малые глубины в прибрежных зонах, плохо изученное дно. Транзит здесь пока возможен только в летне-осеннюю навигацию. Ввод в строй серии «Лидер» обеспечит переход на круглогодичный трафик.
Мощность «России» - 120 МВт, толщина льда, которую она способна ломать, достигает 4,3 метра. Она сможет с высокой скоростью проводить крупнотоннажные газовые и нефтяные танкеры.
Современные ледоколы получают новейшие реакторные установки - гибкие, компактные и рассчитанные на экстремальные нагрузки. Их малые модульные реакторы имеют высокую заводскую готовность и используют низкообогащенный уран. Система безопасности соответствует международным нормам. Корпус рассчитан на огромные механические воздействия, а управление возможно в автоматическом и дистанционном режимах.
Развитие российского атомного ледокольного флота имеет стратегическое значение. Арктика сегодня - ключевое пространство глобальной геополитики и мировой экономики благодаря колоссальным природным ресурсам и уникальным экосистемам. Севморпуть - «каркас» этого транспортного коридора. Потепление климата сокращает площадь морских льдов и открывает перспективу круглогодичной навигации, уменьшая расстояние между Европой и Азией почти вдвое по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.
Мощные ледоколы в сочетании с развитием портов, рейдов, мест для обслуживания судов гарантируют устойчивое экономическое присутствие России в высоких широтах. В перспективе речь идет не только о Севморпути протяженностью 3030 морских миль, но и о большом северном коридоре в 8300 морских миль от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Основной вызов на сегодня - огромные эксплуатационные расходы, значительно превышающие затраты при работе по более «легким» маршрутам. Строительство и содержание флота, необходимость масштабного развития береговой инфраструктуры требуют серьезных вложений.
Уже сегодня грузопоток по Севморпути растет: с 10 миллионов тонн в 2017 году до 37,9 миллиона в 2024-м. К 2030 году прогнозируется его увеличение до 110 миллионов тонн. Чтобы справиться с таким объемом, планируется в перспективе нарастить численность ледоколов до 15-17 единиц.
Механизм решения этих амбициозных задач был обозначен в вышедших в мае текущего года поручениях Президента РФ Владимира Путина по итогам рабочей поездки в Мурманск. Глава государства поручил правительству обеспечить формирование необходимого ледокольного флота до 2035 года. В планах - строительство седьмого и восьмого серийных универсальных атомоходов проекта 22220 с привлечением не менее 50% частных инвестиций.
Как видно из этого и других выпущенных в последние годы документов, развитие ледокольного флота является для государства приоритетом. Поскольку Россия остается мировым монополистом в этой области, Росатом рассматривает экспортный вектор. Иностранным заказчикам будут предлагаться не только суда, но и комплексные решения: инфраструктура, подготовка экипажей, сервисное обслуживание и утилизация. Этот замкнутый цикл крайне привлекателен для стран, не готовых с нуля развивать собственную атомную отрасль.
Мирный атом России в Арктике - это не только символ технологического превосходства, но и практический инструмент укрепления экономики, обеспечения энергетической безопасности и геополитического влияния. От «Ленина» до «Лидера» - отечественный флот атомных ледоколов остается уникальной силой, способной гарантировать России лидирующие позиции в освоении Севморпути и всего Большого Севера.
Российская академия наук является не самым заметным, но абсолютно незаменимым звеном в создании и эксплуатации нового поколения российских ледоколов. Она создает и аккумулирует фундаментальное знание, без которого невозможно движение вперед, ведь новые ледоколы проектируются не для вчерашней, а для завтрашней Арктики. Ученые из академических институтов ведут исследования в области создания новых высокопрочных и хладостойких сталей, участвуют в разработке атомных реакторов нового поколения, изучают процессы таяния многолетних льдов, составляют карты глубины, рельефа дна, течений, прогнозируют, с какими ледовыми условиями столкнутся суда через 10, 20, 50 лет.
Надежда Волчкова
Обложка: https://www.rosatomflot.ru


