Это «Метафора»!

    Это «Метафора»!

    В РЦНИ появилась новая информационная система.

    В России заработала национальная информационная система «Метафора», предназначенная для приема сведений о выпусках отечественных научных журналов и опубликованных в них стать­ях. О целях проекта и ходе его выполнения «Поиску» рассказал заместитель директора Российского центра научной информации Андрей ГУСЬКОВ.

    – Для чего же нужна «Метафора» и почему возникла необходимость ее создания?

    – Сегодня любой, кто занимается исследованиями российской науки (в рамках наукометрии, аналитических отчетов или обзоров), сталкивается с парадоксальной ситуацией. Основными источниками информации чаще всего выступают зарубежные агрегаторы данных о научных публикациях. Мы вынуждены смотреть на нашу научную систему как бы со стороны, что формирует искаженную неполную картину.

    Речь идет о таких международных базах, как Crossref или OpenAlex. Безусловно, они содержат огромный массив данных о мировой науке, включая российский сегмент. Однако информация о российских публикациях в них представлена весьма фрагментарно. И качество этой информации нельзя назвать идеальным: неполные метаданные, ошибки в указании места работы, отсутствие целых пластов публикаций, особенно из региональных и отраслевых журналов.

    Поскольку перед страной стоит задача обеспечения технологического суверенитета, необходима полная инвентаризация собственного научного ландшафта, чтобы точно знать, какие исследования ведутся, каковы их результаты и где они публикуются. Российская научная периодика - ключевой канал коммуникации исследователей внутри страны. Следовательно, государству и научному сообществу необходим собственный исчерпывающий и качественный массив этих данных. Только так можно, во-первых, получать достоверную аналитику о реальном состоянии дел в науке, а во-вторых, адекватно оценивать результаты научной деятельности, распределять ресурсы и интегрировать информацию в системы управления.

    Именно необходимость полного учета научных данных и задача их качественного анализа привели к мысли о необходимости создания информационной системы «Метафора». Важно подчеркнуть: это инфраструктурный проект, целью которого является формирование целостного, верифицированного и структурированного для автоматической обработки массива данных о российской науке.

    – Вы выбрали довольно красивое название для новой ИС. Что оно означает?

    – Название «Метафора» несет в себе несколько смысловых слоев. В первую очередь оно отсылает к древнегреческому значению слова «перенос», перенос смыслов. В нашем случае это перенос данных и знаний. Во-вторых, для нас важен префикс «мета», как в слове «метаданные», то есть данные о данных. Это напрямую отражает суть системы: «Метафора» - прежде всего инфраструктура для сбора, стандартизации и передачи полного комплекта метаданных от научных журналов в Российский центр научной информации. Таким образом, в названии заложена ключевая коммуникационная функция проекта. Оно подчеркивает, что речь идет не о бюрократическом учете, а о переводе научной коммуникации на язык данных, который был бы понятен и для исследователей, и для программных агентов, в том числе на базе искусственного интеллекта.

    – Когда возникла задача по созданию этой системы?

    – Непосредственным поводом для ее разработки стал приказ Минобрнауки №337 от 11 апреля 2025 года. Согласно ему издания, которые могут находиться в перечне ВАК, должны быть также зарегистрированы в Российском центре научной информации. Для исполнения этого приказа мы создали ИС «Метафора» и в сентябре 2025 года запустили ее в штатном режиме: начали регистрировать журналы и принимать от них информацию о выпусках и публикациях.

    – Следует ли из этого, что сис­тема предназначена только для ваковских журналов?

    – Нет, платформа создана для российской научной периодики в целом. Согласно приказу, о котором я говорил, все журналы из перечня ВАК должны быть зарегистрированы в системе «Метафора», на основе которой в будущем может быть организована их экспертиза. Однако те, кто претендует на вхождение в этот список, для прохождения аналогичной экспертизы также должны будут зарегистрироваться и передать полный комплект данных о своих выпусках. Аналогичным образом предполагается использовать систему и с Единым государственным перечнем научных изданий - «Белым списком».

    – На чем будет строиться экспертиза? Какие метаданные из «Метафоры» станут основанием для включения или невключения в список?

    – Экспертиза - процесс комплексный. РЦНИ со своей стороны может выполнить оценку, скажем так, цифрового качества журнала: насколько редакция корректно описывает свои публикации и статьи, представляет информацию об авторах, цитированиях, соответствует ли все современным цифровым стандартам. А содержательную экспертизу проводит Российская академия наук. Наша задача - подстроиться под их процессы и предоставить экспертам РАН необходимую информацию о журнале и его содержании, чтобы они могли сделать обоснованное заключение.

    – Аналогичную работу прежде выполнял Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Нужно ли журналам заново собирать всю фактуру для «Метафоры»?

    Диаграмма предоставлена РЦНИ

    – Когда мы создавали «Метафору», то прекрасно понимали, что ее появление может вызвать определенный негатив: издательствам снова придется вносить данные в новую систему, а они делали это уже не раз. Поэтому нашей главной задачей было сделать этот процесс максимально простым. Мы создали API - открытый программный интерфейс, к которому могут подключиться другие издательские платформы (на которых, собственно, и работают сайты большинства журналов). Один раз разрабатывается код для подключения, и дальше вся передача данных происходит автоматически. Редакция загружает материалы на свою платформу, нажимает кнопку - и они передаются в «Метафору».

    – Требуются ли для такой интеграции согласие и взаимодействие с этими платформами?

    – Да, это необходимо, но платформы и сами заинтересованы в интеграции и уже подключаются. Это первый и основной сценарий нашего взаимодействия. Второй вариант: если редакция не может передавать данные по API, мы дали возможность загрузить их в виде структурированного файла в одном из трех форматов. Это международный стандарт JATS и два формата, которые исторически используются в РИНЦ. Если у издательства есть такие файлы с описаниями статей, их можно просто загрузить к нам. Ну, и на крайний случай, если у издательства совсем нет технических средств, - ручной ввод. Однако мы активно выступаем за то, чтобы пользовались им как можно реже, поскольку автоматизированные способы значительно снижают трудозатраты и долю ошибок.

    – Как вы строите работу с РИНЦ?

    – Мы обсуждаем различные варианты сотрудничества. Но пока никаких заключенных соглашений с владельцами этого ресурса нет.

    – Какая именно информация попадет в «Метафору»? Только общие данные о журнале или все его текущие и будущие статьи?

    – Загрузка данных состоит из двух этапов. Сначала журнал должен пройти регистрацию в системе. Для этого представитель учредителя или издающей организации описывает издание: подтверждает его регистрацию в реестре Роскомнадзора как СМИ, указывает периодичность, главного редактора и другие обязательные сведения. Мы проводим тщательную проверку этих данных. И это не формальность: были случаи, когда под видом существующего успешного журнала пытались зарегистрировать другие издания с очень похожим названием.

    После подтверждения регистрации начинается второй этап - заключение лицензионного соглашения. По нашей оферте издательство передает нам права на хранение, обработку и, что особенно важно, на распространение тех метаданных, которые будут загружены. Мы собираем их для формирования открытого массива данных, доступного для других организаций и исследователей. В рамках этого же договора редакция передает права на хранение полных текстов статей, но без права их распространения - они могут использоваться только внутри РЦНИ.

    – Планируете ли вы уходить в глубины журнальных архивов?

    – Мы считаем, что издательство полностью выполнило наши требования, если передало массив статей, начиная с 2023 года. Это минимальный объем, необходимый для экспертизы и расчета наукометрических показателей журнала. Но, безусловно, приветствуем передачу данных из более ранних архивов, хотя понятно, что не все могут это сделать быстро.

    – Планируется ли на основе собранных метаданных создавать собственные наукометрические инструменты - тот же индекс цитирования, импакт-фактор?

    – Планов действительно много. Внутри Российского центра научной информации мы строим целую линейку продуктов для решения различных экспертных, аналитических и поисковых задач; по мере готовности мы будем вам о них рассказывать. Данные, которые поступают в «Метафору», являются для них ключевыми источниками.

    – Как «Метафора» поможет российским журналам стать более видимыми в мире?

    – Если мы сформируем и откроем для общего доступа качественный структурированный массив метаданных, он станет ресурсом как для зарубежных исследователей, так и для международных систем. Современная научная инфраструктура во многом опирается на Crossref и систему идентификаторов DOI. Однако ряд российских журналов в ней не представлен из-за технических сложностей или прекращения сотрудничества с Crossref в связи с известными обстоятельствами. А из тех, кто передает данные, многие делают это с большим опозданием или в минимальном объеме. В общем, есть проблемы и с качеством, и с полнотой.

    Если мы создадим и откроем качественный массив метаданных, его смогут использовать и зарубежные системы. Наличие такого открытого структурированного массива позволит международным системам дополнять свою информацию о России. В конечном итоге это поможет российским исследователям устанавливать новые научные связи. Но для этого еще многое надо сделать.

    – Можете привести какие-то числовые характеристики проекта?

    – На данный момент у нас зарегистрировано без малого 2000 журналов от 1200 организаций. Они уже передали более 280 000 публикаций. Основной объем данных идет через API от нашей собственной журнальной платформы РЦНИ и крупных парт­нерских платформ - компаний «Эдиториум» и «Эко-Вектор». Они передали более 140 журналов и 100 000 статей. Сейчас подключается система от НЭИКОН. В общей сложности мы ориентируемся на охват около 4000 журналов.

    – Существует ли механизм удаления журналов из системы за несоответствие требованиям?

    – Пока такой процедуры нет. Это вопрос будущего: стоит ли идти по пути максимального охвата или надо ввести фильтрацию по критерию качества. Вполне возможно, что политика будет следующей: данные будут приниматься от всех российских журналов, а при использовании и распространении этих данных будут применяться те или иные фильтры - в зависимости от задачи.

    – В чем преимущества «Метафоры» для рядового ученого по сравнению с коммерческими отечественными или зарубежными базами данных?

    – Прямые пользователи «Метафоры» - редакции и издатели, потому что мы работаем с теми, кто отвечает за создание первичных метаданных. Ученые не являются непосредственной целевой аудиторией «Метафоры»: они не будут работать с ней напрямую и, возможно, не увидят сиюминутной личной выгоды. Для них польза будет косвенной, но при этом фундаментальной. Смысл в том, что это государственная система и государство берет на себя ответственность за формирование качественного, открытого и полного массива данных об отечественной научной перио­дике. Важно, что этот массив будет распространяться бесплатно.

    Уже сегодня компании, разрабатывающие аналитические сервисы (например, Сбербанк с платформой AI for Science), проявляют большой интерес к этим данным. Одно из ключевых условий для работы подобных продвинутых инструментов - наличие актуальной и качественной информации. Если такой массив будет открыт, на его основе неизбежно появятся новые полезные сервисы, которыми в конечном счете и будут пользоваться ученые.

    Если проводить аналогии, то международные коммерческие системы, подобные Scopus, стремятся включить только самые сильные и востребованные журналы, чтобы монетизировать доступ к ним. Национальная же система должна работать со всем спектром: и с сильными, и со слабыми изданиями, чтобы видеть полную картину и способствовать росту общего уровня наших научных журналов. Именно по этому пути давно идут многие страны, которые не отказываются от использования коммерческих инструментов, однако при этом разрабатывают и свои собственные доступные всем платформы. Создание открытой государственной инфраструктуры - это публичное благо. Это как строительство дорог: бизнес неохотно вкладывается в подобную инфраструктуру (а если и вкладывается, то дороги часто оказываются платными), поэтому эту роль берет на себя государство. ИС «Метафора» - это одна из таких магистралей в отечественной сфере научных коммуникаций, которая дополнит уже существующие государственные массивы данных об исследованиях и разработках.

    Беседовала Светлана Беляева

    Обложка: photogenica.ru

    Спорное лидерство
    Модель к юбилею