До самых до окраин…

    До самых до окраин…

    Грамотное использование пространства сделает сильнее наше государство

    - Для Академии наук тема развития территорий не новая, - отметил президент РАН Геннадий Красников, открывая заседание президиума. - Еще во время общения Лейбница и Петра I обговаривались эти проблемы, а сразу после организации Академии наук были снаряжены экспедиции, по результатам которых планировалось освоение земель. И после революции по инициативе академика Вернадского создали КЕПС - Комиссию по изучению естественных производительных сил. Ее первый труд план ГОЭЛРО стал базой развития СССР. Вот и сейчас пространственное развитие Российской Федерации - тема актуальнейшая и непростая, потому что предполагает синергию всех отдельных проектов, которые у нас есть.

    Доклад по Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030-го, с прогнозом до 2036 года, которую готовит Министерство экономического развития, представил заместитель министра этого ведомства Дмитрий Вахруков.

    - Цель стратегии - сбалансированное развитие страны за счет сокращения межрегиональных различий в уровне жизни, - сразу заявил он.

    Представив презентацию, он сообщил, что экономика крупных агломераций растет быстрее среднего, сокращается разрыв между подушевым валовым региональным продуктом геостратегических и среднероссийских территорий. Растет транспортная мобильность, если брать внутрироссийское сообщение, хотя и не так быстро - расширены мощность морских портов, пропускная способность железной дороги, увеличился грузооборот по всем видам транспорта. Удалось сократить межрегиональную дифференциацию по индексу качества городской среды. На Дальнем Востоке средний годовой темп роста инвестиций в полтора раза опередил среднероссийский. Вместе с тем стране нельзя оставлять усилий по борьбе с бедностью и необеспеченностью населения жильем. Особое внимание следует уделять присоединенным территориям, которые необходимо интегрировать в экономическое пространство страны, а показатели их - довести как минимум до среднероссийского уровня.

    По мнению Минэкономразвития, которое летом провело опрос населения, почти 70% россиян готовы переехать в другой регион ради более высокой зарплаты, карьерного роста, решения квартирного вопроса, лучшего климата и развитой инфраструктуры. «Мобильность населения - хорошая новость для экономики с долгосрочным дефицитом кадров на рынке труда», - делает вывод замминистра. И добавляет: судя по общению с бизнесом, предприниматели тоже готовы двигать свое дело туда, где будут решаться вопросы логистики, где развита инфраструктура.

    Убеждена команда министерства и в том, что новые вызовы создают и новые возможности. В экономике это - разворот внешней торговли в пользу дружественных стран, он требует от страны снятия инфраструктурных ограничений и ускоренного развития транспортно-логистических коридоров. А сокращение импорта способствует росту спроса на внутреннюю продукцию. В то же время необходим перезапуск производств в регионах, где они остановились из-за закрытия промежуточного импорта. Снижение доступности иностранных технологий, в свой черед, подталкивает страну к перезагрузке своих научных, индустриальных, инновационных центров. При этом докладчик признал, что реализовывать стратегию придется в условиях жестких бюджетных ограничений и роста издержек в экономике. Это потребует разделить ответственность за риски невостребованной строящейся инфраструктуры с ее заказчиками. То есть в сфере транспорта надо переориентировать грузовые потоки на новые рынки, увеличивая в 1,5 раза их движение по международным транспортным коридорам, развитие портов - синхронизировать с обязанностью принимать грузы от железной дороги. Предстоит сформировать модель Северного морского пути, которая не целиком опирается на бюджетное финансирование, а работает в основном за платежи грузоотправителей. Тут еще надо обеспечить интеграцию железнодорожной сети и энергетической.

    Для населения же огромной страны крайне важна транспортная связность территорий. Снижение времени в пути поможет решить проблему чрезмерной концентрации населения в отдельных точках. Сформирована программа реконструкции аэропортов за счет ресурсов нацпроекта и частных компаний. Здесь, конечно, ключевую роль сыграют поставки самолетов по графику. И субсидирование перелетов на Дальний Восток и внутри него, также в Калининград. Надо бы дотировать авиаперевозки и по Якутии, Коми… Приоритетна поддержка и пригородного высокоскоростного движения. Но для каждой территории транспортные задачи свои: в центральных регионах важны скорость и раскрытие агломерационного потенциала, на востоке - эффективность и мощность инфраструктуры, Уралу нужен транзит при росте собственной грузовой базы, Каспийский бассейн заинтересован в обеспечении доступа на рынки Центральной Азии, выхода в Персидский залив. Азово-Черноморский регион хотел бы сбалансировать растущие туристический потенциал и грузовые перевозки. Арктика - обеспечить доступ к месторождениям, снижение себестоимости транспортировки. Ну, и новым территориям нужны восстановление инфраструктуры и интеграция в транспортную систему страны.

    - Все это потребует мощной энергосистемы, а многие регионы, констатировала докладчик, уже столкнулись или скоро столкнутся с дефицитом мощностей. Предлагается обсудить развитие атомной энергетики на перспективу, в том числе за Уралом, и объединение энергозон Дальнего Востока и Сибири. При этом, считает министерство, допустим гибкий подход к майнингу - для выравнивания загрузки там, где есть профицит мощности. Как это осуществить в условиях, когда сетевые компании перегружены долгами, имеют проблемы с собираемостью платежей, как на Кавказе?

    Жилищная политика. По информации, изложенной Д.Вахруковым, перечень опорных населенных пунктов включает сейчас 2264 позиции. С учетом прилегающих территорий, по охвату населения они покрывают фактически всю страну. Агломерацию министерство видит как ядро с населением свыше 250 тысяч человек, прилегающая территория - полтора часа автотранспортом или электричкой. Точки с инвестпроектами дороже 5 миллиардов ру6лей требуют опережающего развития транспортной, энергетической инфраструктур. На Санкт-Петербургском экономическом форуме президент отметил необходимость мастер-планов для перспективных точек роста, то есть региональных центров, играющих важную роль в укреплении технологического суверенитета.

    По поводу нехватки квалифицированных кадров докладчик сказал, что решать проблему предстоит путем создания кампусов вузов в агломерациях и крупных городах, где станут готовить специалистов для конкретных инвестиционных проектов, а также в вузах геостратегических территорий. Цель - сократить отток населения, привлечь молодежь, например, на Дальний Восток, в Арктику, Калининградскую область и новые регионы. К 2036 году Минобрнауки планирует создать 40 кампусов. По 22 из них уже принято решение, обсуждают, где построят еще 18.

    По здравоохранению усилия концентрируют на предоставлении высокотехнологичной помощи. Есть перечень из 100 необходимых объектов, требуется их приоритезация.

    Дальше докладчик сосредоточился на показателях, которыми будут измерять успешность выполнения стратегии. А про науку и обоснованность намерений - ни слова. Поэтому логичным в этом зале прозвучал вопрос от академика Роберта Нигматулина: «А сколько вы намерены денег вложить в это выравнивание регионов? И на сколько в результате вырастет наш ВВП?» Ответ не порадовал: «Порядка 40 триллионов рублей - стоимость всех нацпроектов на горизонте до 2030 года. Важно не просто эти деньги раздать, а приоритезировать задачи ради пространственного развития. Добавим сюда инвест-программы естественных монополий, железные дороги, аэропорты, газопроводы. Единой цифры пока не могу назвать».

    Членкор Ирина Абрамова, директор Института Африки, следом заметила, что «ситуация в России похожа на ту, что сложилась в африканских государствах, где до 20% всех ресурсов концентрируются в столице. У нас - в Москве да в Питере. Где кадры возьмете при отрицательном росте населения страны? Если опираться на миграцию, ее надо просчитывать с точки зрения безопасности и социальных программ». Академик Евгений Каблов поинтересовался, как в целом будем развиваться: по плоскости или вверх? Для билдингов лифтов своих мало… Вахруков ответил честно: «Плоскостное расселение требует огромных инфраструктурных затрат: все типы дорог, новых сетей, инженерных сооружений…».

    Крайний - методологический - вопрос задал президент РАН Г.Красников: «У вас стратегия составлена из уже существующих программ или, наоборот, вы ставите задачу и под ее решение отрасли готовят программы?» Докладчик признался: «Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз». И сообщил, что пока отраслевые стратегии не ориентированы на пространственное развитие в той степени, в какой должны быть.

    Ну, а дальше к микрофону вышла главный научный сотрудник Института народно-хозяйственного прогнозирования Ольга Кузнецова. Будучи доктором экономических наук, профессором РАН, она сосредоточилась как на основных новациях стратегии, которые ученым кажутся вполне разумными, так и на проблемах, которые могут эти здравые идеи свести на нет. Она прямо отметила недостаточность научного обоснования решений, предполагаемых к использованию для ее реализации. Например, есть ряд значимых новаций, связанных с приоритетом геостратегических территорий, отказом от макрорегионов. По мнению О.Кузнецовой, сегодня сбалансированное пространственное развитие подразумевает поддержку большого числа формирующихся точек роста - разномасштабных, разноплановых, с широкой географией. Но важно внедрять механизмы взаимодействия их с прилегающими территориями, поскольку такие точки не должны прев-
    ращаться, как принято говорить, в соборы в пустыне. А эти населенные пункты предполагаются очень разными - от ядерной агломерации до центров услуг, обслуживающих окружающую сельскую местность или обеспечивающих национальную безопасность. Они есть как с рисками ухудшения социально-экономической ситуации, так и динамично развивающиеся. Предполагается выделение наукоградов в качестве опорных населенных пунктов. Идея хорошая, считает Кузнецова, но пока в законодательстве РФ про населенные пункты нет четкого понимания, какие из них можно относить к городским, сельским, как формировать их границы. Отсюда серьезная опасность выделить недостаточное количество центров предоставления услуг, особенно в слабозаселенных регионах. И плюс пока не обсуждается иерархия этих центров: одно дело - школы, другое - профессиональное образование. Так же в здравоохранении: одно дело - первичная медицинская помощь, другое дело - специализированная. В стратегии говорится, что надо закреплять людей на востоке страны в малых городах, сельской местности. А с другой стороны, - обеспечивать трудовую мобильность людей туда, где создаются рабочие места, новые экспериментальные населенные пункты. Явное противоречие, считает докладчик. Идея точек роста позитивно работает на социально-экономическое развитие страны только тогда, когда есть эффективные механизмы взаимодействия этих точек роста с прилегающими территориями. С городскими агломерациями до конца вопросы не решены. Наукограды подразумеваются в качестве опорных населенных пунктов, но в стране всего только 12 муниципальных образований имеют официальный статус наукограда, размышляет О.Кузнецова. Львиная их доля, особенно если еще и Обнинск, который рядом с Москвой, добавить, сконцентрирована в столичном регионе. А эксперты считают, что всего в РФ порядка 70 городов науки. И они, соответственно, не попадают в зону федеральной пространственной политики. Нужна более глубокая, с участием РАН проработка пространственной составляющей научно-технологической политики. Требуется пересмотреть подходы к наделению территории статусом наукоградов, причем вполне можно отвязаться от границ муниципальных образований. В ряде случаев это либо городки, либо даже части крупных населенных пунктов.

    Насчет мобильности. Надо выяснять, что может удержать людей от переезда в столицы? Предполагаемые меры усугубят опустынивание малых городов или закрепят население? «Говорите, плохая экономика выталкивает народ из села?» - спрашивает профессор РАН. И сама отвечает, что их выдавливает… рост производительности труда. Крупным холдингам не требуется много людей в традиционных видах деятельности, они выкачивают ресурсы, получают прибыль и вывозят ее в крупные центры и офшоры. Глобальная проблема - налоги, госкорпорация платит их в столице, а в городки, откуда люди уезжают на работу на предприятия этих госкорпораций, деньги в виде налогов не идут. Эту проблему надо решать системно. Отдельный вопрос - трансфер технологий, инновации от регионов, где есть высокий научно-технологический потенциал, в те регионы, где такого потенциала нет. Без Академии наук программы научно-технологического развития регионов приниматься, конечно же, не должны. И, вообще, пора создавать или, корректнее сказать, воссоздавать научно-исследовательский центр наподобие того, что представлял собой Совет по размещению производительных сил, естественно, под руководством РАН.

    Каким может быть этот совет или комиссия (типа первоначальной КЕПС), потом еще обсуждали, тема-то, как выразились академики, долгоиграющая. У нее много острых граней. Несколько раз поднимали тему истории академических научных центров, созданных в советское время по всей стране: на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Запомнились слова академика Валентина Пармона: «Региональные отделения РАН по территории охватывают 80% пространства России, что больше очень многих государств. Считаю, что в проект постановления по рассматриваемому вопросу надо добавить раздел о пространственном развитии науки в России. Начиная с 30-х годов прош-
    лого века, оно шло из западных территорий на восток, это были сначала филиалы Академии наук, потом они выросли в региональные отделения и стали центрами притяжения, в том числе населения и цивилизованности. В той концепции, которую изложил нам Дмит-рий Сергеевич, было сказано про кампусы. Но кампусы вузов не эквивалентны академгородкам, не эквивалентны региональным научным центрам. Надо поднимать вопрос о статусе региональных центров, они были обнулены практически в 2013 году 253-м постановлением. Надо восстановить статус региональных научных центров. Это будет очень непросто, но именно поэтому мое предложение - ввести специальный раздел развития науки в Стратегии территориального развития страны. А руководству Академии наук - попытаться продвинуть идею восстановления статуса региональных научных центров по всей России, не только по Сибири, по Дальнему Востоку, но и в Уфе, Самаре, Архангельске. Региональные центры РАН, безусловно, сработают на пространственное развитие всей территории России».

    Елизавета ПОНАРИНА

    Фото Николая Степаненкова

    Предыдущий пост не найден
    Следующий пост не найден