Домонгольские фрески обретают новую жизнь.
В Зеркальном зале старинного особняка близ Тверской, в стенах Государственного института искусствоведения, в уютной обстановке недавно отмечали выход книги «Росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря: археология и искусство», вышедшей под грифами Института археологии РАН (ИА РАН) и Новгородского музея-заповедника. В этой коллективной монографии представлены результаты комплексных исследований росписи Георгиевского собора: история нахождения фресок, методы их изучения, стилистические особенности изображений… Значительную часть составляют каталоги фресок: фрагменты с изображениями и надписями-граффити.
Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенный в 1119-1130 годах, - один из старейших сохранившихся памятников русской архитектуры. По завершении строительства его стены были украшены фресками, которые, к сожалению, до нашего времени не дошли, - в XIX веке штукатурку с древними изображениями сбили при реставрации собора, а стены расписали заново.
С 2013 года раскопки в Георгиевском соборе вел архитектурно-археологический отряд ИА РАН под руководством Владимира Седова, при содействии Новгородской епархии Русской Православной Церкви и Новгородского музея-заповедника. И в самом начале работы археологи наткнулись на осколки первоначальных фресок. Это открытие директор ИА РАН академик Николай Макаров (на снимке) назвал одним из главных археологических событий последнего времени. В ходе раскопок археологи часто находят небольшие предметы, чаще всего утилитарного характера, некоторые из них имеют художественную ценность, но извлечь из-под земли шедевры живописи им удается крайне редко. И именно к таким находкам принадлежат фрески Георгиевского собора. Они позволяют прикоснуться к истокам русского искусства: их создавали мастера византийской выучки, передававшие свои умения местным художникам. «Сразу стало понятно, что найденные материалы принадлежат не только археологии, это культурное достояние, памятник искусства, - заметил академик Макаров. - Междисциплинарное изучение ценных находок объединило людей разных специальностей, многие из которых присутствуют здесь».
Член-корреспондент РАН Владимир Седов (он же - один из ответственных редакторов и составителей презентуемого издания) поделился воспоминаниями о ходе работ. Он рассказал, что еще до войны археолог М.Каргер обнаружил фрагменты фресок при раскопках в западной части собора. После вой-ны вышла его статья. В 2013 году митрополит Новгородский и Старорусский Лев пригласил археологов сделать два шурфа в восточной части. Оказалось, что и она «полна открытий». Ученые ИА РАН получили грант РГНФ и в 2014-м приступили к работе в соборе. «Уже на второй день мы выносили фрески в огромном количестве», - заметил Владимир Седов. Их было так много, что на помощь привлекали сотрудников Новгородского музея-заповедника, на раскопках также трудились ученики московской школы №57 и обитатели молодежного лагеря «Селигер». Исследование собора не закончено: как сообщил ученый, еще остались целые участки, где залегают фрески.
Художники-реставраторы сразу начали работы по сохранению фрагментов, их реставрации и реконструкции. Впервые приходится воссоздавать росписи, не имея перед глазами образца - фотографий и описаний (как было, например, при восстановлении разрушенных войной новгородских храмов).
Чтобы понять, какие материалы и технологии использовали наши предки, осколки штукатурки с сохранившимся красочным слоем изучались с применением современных физических методов. Около тысячи измерений было выполнено при помощи электронного сканирующего микроскопа и портативного спектрометра. Результаты показали, что в росписи присутствуют как самые обычные, так и самые редкие и дорогие пигменты. На осколках, датируемых разным временем, было обнаружено тринадцать красок: желтая и красная охра, лазурит, киноварь, зеленая земля, известковые белила, древесный уголь, свинцовый сурик, смальта, аурипигмент, свинцовые и баритовые белила, искусственный азурит. Оказалось, что первые семь - основные в арсенале художников XII века.
При создании фресок Георгиевского собора в большом количестве использовался лазурит - редкий и дорогой пигмент синего цвета. Чтобы выяснить его происхождение, археологи обратились в лабораторию изотопной геохимии и геохронологии Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН. Исследования на масс-спектрометре в сочетании с элементным анализатором показали, что этот пигмент - практически чистый (или тщательно очищенный) лазурит из провинции Бадахшан в Афганистане. Изучая синие фрагменты, ученые также смогли понять структуру красочного покрытия. Для усиления цвета (а возможно, и для защиты от плесени) древнерусские мастера применяли особую технику многослойной росписи. Сначала шел черный пигментный слой, на него в качестве подложки под лазурит наносился тонкий слой голубой глины - подмалевок. Такой подготовительный слой встречается во фресках нечасто и, как считают ученые, по-видимому, характерен для работ именно русско-византийских художников, поскольку происхождение голубой глины местное, из области, где спустя века вырос Санкт-Петербург. На более поздних этапах использовались уже другие виды пигментов.
Во время работы по проекту Минобрнауки РФ «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013-2020 годов)» собранные фрагменты были соединены в единой электронной базе данных на сервере ИА РАН. Статистическая обработка коллекции показала, что общее количество собранных фрагментов (более 400 тысяч) составляет около 38% площади стен собора, примерно тысяча квадратных метров росписи. Реальные фрагменты хранятся и изучаются в Новгородском музее-заповеднике.
На кусках штукатурки кроме росписей были также найдены остатки древнерусских надписей-граффити летописного типа.
– Это чудо, когда на твоих глазах из-под земли возникают новые тексты, - поделился впечатлениями академик РАН Алексей Гиппиус, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ и главный научный сотрудник Института славяноведения РАН. - Пожалуй, до этого русская эпиграфика никогда единовременно не прирастала таким объемом текстов подобного уровня!
Эпиграфика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи на твердом материале (камне, керамике и т. п.). Надписи, обнаруженные в Георгиевском соборе, по словам академика, включают тексты выдающейся значимости. Например, сообщение о смерти детей князя Ярослава Владимировича, проливающее свет на обстоятельства строительства церкви Спаса на Нередице, или древнейшая дошедшая до нас в подлиннике последовательность русских летописных записей.
– Был интересный момент: из многих кусочков практически полностью сложилось слово, которое, тем не менее, мы не могли распознать. И вдруг был найден последний фрагмент, и слово удалось реконструировать. Раньше оно нигде не появлялось. Это слово «полусорочинье», что означает полусороковины, то есть 20 дней.
По видеосвязи выступили представители Новгородского музея-заповедника, а также ученые из-за рубежа - Джиумлиа-Маир Алессандра (Италия), руководившая естественно-научной частью изучения фресок, и Марич Стоянович Милица (Национальный музей Сербии).
В завершении все участники презентации смогли вблизи полюбоваться красочными фрагментами, подержать в руках минералы, из которых получали пигменты, рассмотреть «шлифы» штукатурки с красочным слоем (подготовленные для измерений образцы). А также полистать огромную, роскошную, с красивыми иллюстрациями книгу.
При подготовке статьи использовались материалы монографии.
Наталия БУЛГАКОВА