Человек и нейросети

    Человек и нейросети

    Что смотреть на science-art выставке в Новой Третьяковке.

    Кто станет лучшим другом, человек или искусственный интеллект? Где искать знания, в книгах или чатах? Вот вопросы, которые задает зрителю выставка «Человек и нейросети: кто кого создает?» в Новой Третьяковке. Проект, представленный в музее, наглядно демонстрирует, на что наука может вдохновить искусство.

    В начале XX века художники, впечатленные промышленной революцией, искали новые формы творчества. Сегодня их наследники продолжают экспериментировать, беря алгоритмы в соавторы. Новая московская science-art выставка объединила 11 авторов, разработчиков «Яндекса» и кураторов Третьяковской галереи для исследования вопроса, как искусственный интеллект меняет природу искусства. За две недели команды создали проекты, где нейросети стали полноправными участниками процесса: они «сотрудничали» с художниками в режиме реального времени.

    Одна из впечатляющих работ - кинетическая инсталляция Анны Мартыновой «Bacteria as a Service, или Случайный шум» (2025). Художница создала ее с микробиологом и разработчиками «Яндекса». В основе проекта - живая колония бактерий, взятая из ила одного из питерских водоемов и помещенная в замкнутую экосистему. Бактерии, перерабатывая органику, генерируют слабые электрические импульсы, которые переводятся в цифровые сигналы, управляющие кинетической системой. Таблички, поворачиваясь, создают уникальные узоры. Проект исследует границу между живым и неживым в технологиях, фокусируясь на роли случайности («шума») в алгоритмах нейросетей.

    А масштабное полотно Яна Посадского заставляет задуматься о зыбкой грани между реальностью и вымыслом. Легенда его проекта «А.Г.И.» (2025) звучит так: монументальная картина неизвестного автора в массивной черной раме, купленная Павлом Третьяковым в конце XIX века. На самом деле все в этой работе сделано нейросетями. Сама картина создана на основе 130 отобранных фотографий из собрания Третьяковки, а рама сгенерирована ИИ и напечатана на 3D-принтере. В получившемся пейзаже можно отыскать портрет самого Третьякова.

    «Экзоборос» (2025) Ники Пешехоновой - еще одна инсталляция, мимо которой не пройти. Здесь камера захвата движений фиксирует зрителя и автоматически создает его цифровой аватар на экране. Оказываешься в инопланетном мире с налетом эстетики легендарного научно-фантастического фильма «Чужой». Возможность примерить на себя образ мрачного существа поклонники Ридли Скотта точно оценят.

    Выставка продлится до конца мая. Вход на нее бесплатный.

    Татьяна ЧЕРНОВА

    Обложка: фото автора

    Важно, как дыхание
    Движение вглубь