История этих лошадей протянулась через века.
«Случись, потянет ветром с луга
И ржанье горского коня
Вдруг моего коснется слуха,
Вновь дрогнет сердце у меня», -
писал поэт Расул Гамзатов.
О горском коне мы сегодня и замолвим слово. Да не об одном, а о целой породе - кабардинской. Причин тому несколько. Маточное поголовье этих лошадей в России сегодня самое большое, порядка 3 тысяч животных. К «кабардинцам» сохраняется устойчивый интерес за рубежом. Так, в европейских странах в настоящее время насчитывается уже около тысячи животных. В декабре 2024 года издан девятый том государственных племенных книг (туда записывают племенных животных, соответствующих стандарту породы, для учета их происхождения, племенных и продуктивных качеств). С 2008-го подготовкой материалов для них занимается заведующий опорным пунктом Всероссийского НИИ коневодства, ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией коневодства Института сельского хозяйства Кабардино-Балкарского научного центра РАН (ИСХ КБНЦ РАН), Хажисмель АМШОКОВ, много сделавший для сохранения породы, за что стал лауреатом национальной премии имени П.А.Столыпина в номинации «За возрождение российских традиций». Хажисмель Амшоков - единственный в мире регистратор кабардинской породы.
Несколько слов о самой награде. В ноябре 2001 года в Доме ученых Новосибирского Академгородка собрались на общероссийскую аграрную конференцию люди, эффективно работающие в сельском хозяйстве. Обсуждались многие проблемы, стоящие перед агропромышленным комплексом страны. Была высказана и обида: не всегда, мол, народ знает о трудной работе аграриев. В декабре того же года собрался первый оргкомитет по учреждению национальной аграрной премии имени Петра Аркадьевича Столыпина «Аграрная элита России», а 14 апреля 2002-го, в день годовщины со дня рождения великого российского реформатора, в Государственном историческом музее состоялась ее презентация.
Среди первых лауреатов - руководитель колхоза из Белгородской области Василий Горин и фермер из Калужской области Виталий Нилов. Общественный совет премии принял также решение награждать и тех, кто, не работая непосредственно на земле, своим трудом возрождает российские традиции, помогает отечественному селу. Награду получали скульптор, автор памятника П.А.Столыпину в Саратове Вячеслав Клыков, народный артист СССР, режиссер Евгений Матвеев, писатель-публицист Владимир Казарезов…
На горных дорогах далеких эпох
Вернемся, однако, к «кабардинцам». Археологические находки так называемой майкопской культуры раннего бронзового века, существовавшей на территории западной и центральной частей Северного Кавказа и Предкавказья, говорят о том, что уже около 4 тысяч лет назад здесь было развито коневодство.
В ходе раскопок обнаружены десятки конских захоронений рядом с захоронениями знатных жителей. Лошадь уже тогда, рассказывает старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований (ИГИ) КБНЦ РАН, кандидат исторических наук Асланбек Мирзоев, считалась атрибутом элитарности. Ни к каким хозяйственным или тягловым работам животные не привлекались - только под седло и не ранее, чем с пяти лет. Более того, был такой период в истории, когда простым жителям лошадей держать запрещали, это было доступно лишь представителям знатного сословия черкесов и их субэтноса - кабардинцев.
Наиболее богатые роды считали своим долгом разводить лошадей. Так появились породные группы. Наиболее известна порода шалох. Характерная особенность этих лошадей - серая масть. Воистину элитарное животное. Согласно письменным источникам, шалохи разводились до Кавказской войны (1817-1864).
Широкую известность «кабардинцы» получили с XV века, поскольку, согласно русским документам, они являлись предметом экспорта. В частности, лошадей приобретал царский двор, их закупали для казачьих войск, экспортировали в Бессарабию, Турцию, Польшу, Иран…
Свое нынешнее название порода приобрела в XIX столетии, как считают исследователи, по названию территории (Кабарды), на которой исторически коневодство получило наибольшее развитие, а также по ряду характерных признаков, позволивших ученым причислить породу к коренной местной. Впрочем, сами местные жители называют породу черкесской.
– Разводятся и содержатся «кабардинцы» только в табунах, - рассказывает Хажисмель Амшоков. - Летом животные находятся на альпийских пастбищах, зимой спускаются в предгорье и на равнину, питаются подножным кормом, кроме тех, кого отбирают под седло.
Условия содержания повлияли на анатомию и физиологию «кабардинцев». У представителей этой породы широкая грудная клетка. Хорошо развиты сердце и легкие, что делает лошадей очень выносливыми. Одна из отличительных черт - легкая горбоносость, сложившаяся в силу жизни на больших высотах и нехватки кислорода. Порода очень пластична.
– Несколько лет назад любитель «кабардинцев» из Словакии закупил у нас партию лошадей, - вспоминает ученый. - И летом, и зимой содержал их не в теплой конюшне, а под навесом. Потом удивлялся в разговоре со мной: даже в холода шерсть животных блестит.
В мире немало пород лошадей, но вот такого гармоничного сочетания полезных признаков нет практически ни у одной.
Исторические катаклизмы постоянно «урезали» поголовье. Кавказская, Первая империалистическая, гражданская, Великая Отечественная войны катастрофически сказывались на численности животных. В Первую мировую, кроме того, большое количество лошадей не только погибло, но и попало в плен, что привело к резкому росту популярности породы за рубежом.
В 1930-е годы под личным патронажем Семена Буденного ее начали возрождать и в СССР. В первую очередь для армии. Так, на пустующих землях Кисловодского района Ставропольского края были созданы два конезавода - имени Сталина и имени Молотова, а также возрожден Малкинский конезавод в Кабардино-Балкарии. Именно эти предприятия занимались как селекцией, так и разведением, а также поставками лошадей. Все большее распространение «кабардинцы» стали получать и в сельском хозяйстве.
Великая Отечественная война в полной мере подтвердила их замечательные свойства. Мало какая другая порода смогла выдержать все тяготы ужасной войны.
С переходом армии на «железных коней», массовой механизации сельского хозяйства спрос на лошадей постепенно начал падать. Процесс затронул, конечно, и «кабардинцев». И все же из-за престижа многие местные колхозы и совхозы продолжали держать по 100-200 голов. Кроме того, потребность в неприхотливых и выносливых животных сохранялась в личных хозяйствах на селе, у пограничной службы.
Под цоканье копыт
В лихие 1990-е годы над кабардинской породой нависла реальная опасность кануть в Лету, как это произошло с некоторыми другими российскими породами. Благодаря самоотверженности энтузиастов, ученых, среди которых был и Хажисмель Амшоков, «кабардинцев» удалось сохранить.
– Со всеми, кто сегодня занимается разведением породы, мы находимся в тесном контакте, - говорит Хажисмель Амшоков. - Взять те же государственные племенные книги. В них заносятся данные животных, соответствующих стандарту породы. Они позволяют изучать ее эволюцию, объединяют деятельность селекционеров, способствуют рациональному использованию ресурсов племенных животных. Первую племенную книгу, кстати, издали в Англии в 1793 году - по чистокровной верховой породе лошадей. В советское время племенные книги готовили эксперты Минсельхоза и ученые Академии сельскохозяйственных наук. После развала СССР с 2008 года эту работу взяли на себя исследователи Всероссийского НИИ коневодства.
Книги хранят сведения о самых достойных особях, живущих не только в России, но и за рубежом. В 2014 году ученый с коллегами впервые подготовили каталог жеребцов. Чтобы заводчикам было легче работать, во ВНИИ коневодства и в ИСХ КБНЦ РАН разработаны научно-методические рекомендации и пособия по содержанию и разведению животных. Хажисмель Касимович лично ездит по подворьям и заводам, где проводит бонитировку - оценку племенных признаков, по которым определяют класс лошади, начиная с ее двухлетнего возраста.
– Интерес к «кабардинцам» последнее время вновь растет, - говорит Хажисмель Амшоков. - На Кавказе своеобразным трендом стало подворное содержание. Я вижу в этом возвращение к старому укладу, когда практически на каждом подворье имелись эти красавцы, да не один и не два.
Лучше всего, конечно, племенную работу с породой проводить на государственных конных заводах и в крупных сельхозпредприятиях. К сожалению, по словам Хажисмеля Амшокова, в коневодстве продолжается децентрализация. Практически все поголовье лошадей находится в частном секторе у большого числа владельцев (от двух-трех до сотни голов на одного собственника). Кратно увеличилось поголовье при подворном содержании. На этом фоне предсказуемо появились самодеятельные «селекционеры» и откровенные барышники. Поскольку у многих туристических фирм в программах возросло количество конных туров и прогулок, подобные «бизнесмены» приобретают и перепродают, например, списанных с ипподромов животных, таких как американские рысаки с мутированным геном DMRT 3. Практика показала: получаемый от них приплод в абсолютном большинстве обладает неестественными аллюрами.
Сегодня, по словам Хажисмеля Амшокова, основные усилия селекционеров, заводчиков направлены на улучшение верховых качеств животных. Для отбора лучших из лучших жеребцов - крепких, выносливых, способных дать качественное потомство - ежегодно проводятся селекционные испытания - конные переходы по 300-400 км.
Не раз «кабардинцев» пытались скрещивать с представителями других пород. Особенно интенсивными эти попытки были в 1930-е годы в интересах Красной Армии. Использовались, в частности, жеребцы чистокровной верховой и ее производных на донской, черноморской, венгерской, арабской основах, а также арабская, стрелецкая и другие породы. Все эксперименты ожидаемого результата не дали. Особенно неудачным оказалось скрещивание с рысаками, совершено не приспособленными для верховой езды по сильно пересеченной местности. Наиболее жизнеспособными из числа помесей оказались англо-кабардинские лошади, полученные возвратным скрещиванием с кабардинской. Позже с учетом этих результатов была даже утверждена как самостоятельная англо-кабардинская породная группа.
– Конезаводчики и владельцы лошадей должны всегда помнить: ни одна из конюшенных пород не может улучшить адаптивные качества и общую выносливость лошадей традиционно круглогодичного табунного содержания, - предупреждает Хажисмель Амшоков. - Это подтверждено многолетней практикой коневодства.
Станислав ФИОЛЕТОВ
Фото предоставлено Х.Амшоковым