Разговор в учительской. Все начинается со школы
Второго сентября в Подмосковье распахнул двери новый корпус Сергиево-Посадского физико-математического лицея — лучшей школы области и одной из базовых школ Российской академии наук (РАН). Теперь в распоряжении учителей и их подопечных -кабинеты с новым оборудованием, лаборатории, библиотечный и информационный центр, спортзал…
Одним словом, все, что нужно для комфортного обучения и всестороннего развития. Открытие нового здания для лицея стало значительным событием. Если раньше в нем учились дети с 9-го по 11-ый класс, то сейчас появилась и средняя школа. Всего в 2024 году лицей принял 525 детей.
Поздравить подрастающее поколение физиков и математиков в Сергиев Посад приехал Президент РАН Геннадий Красников.
По-летнему жарким зноем встретил сентябрь вернувшихся с каникул школьников — на небе в День знаний не было ни облачка. В школьном дворе лицея в радостном волнении толпились вокруг своих классных руководителей ребята: кому-то не терпелось познакомиться с новой «альма-матер», кому-то с будущими одноклассниками, а кто-то просто соскучился по урокам.
После торжественной линейки, на которой лицеистов и их учителей поздравлял с Днем знаний сам президент академии наук (не каждый день такое случается!), дети отправились в классы.
А между взрослыми состоялся откровенный разговор, в котором приняли участие глава РАН, заместитель министра образования Московской области — начальник управления модернизации системы образования Анна Гребцова, директор лицея, несколько учителей и старших школьников.
— Сегодня перед Россией стоит задача стать технологически независимой, но приступив к ее решению, мы сразу же столкнулись с запросом на качественное школьное образование, — сходу обозначил тему обсуждения Геннадий Красников.
— В технологическом современном мире востребованы инженерные профессии. А у нас количество сдающих ЕГЭ по физике в стране за последние несколько лет значительно сократилось. На слуху новые понятия — «искусственный интеллект», «робототехника», «квант», но зачастую, когда я начинаю спрашивать, что это такое, оказывается, что люди не понимают их смысла. Проблема несколько глубже, чем кажется, она многоаспектная. Как вы думаете, какие решения необходимы для изменения ситуации к лучшему?
Предложения у участников встречи были, и немало. Усилить поддержку учителей, занимающихся углубленной подготовкой школьников, готовящих их к олимпиадам — стало бы больше и мотивированных педагогов, и детей, глубоко разбирающихся в предмете.
Уменьшить количество учеников в класс — в идеале до двадцати. А еще лучше и эту двадцатку делить пополам, на малые группы, каждая из которых занималась бы по своему профилю: математика, физика, информатика…
Отдельная тема — нагрузка. Оптимальное количество часов работы в классе — двадцать, считают учителя Как заметила одна из преподавательниц, «в других школах может быть и иначе, но у нас тут дети, к обучению которых требуется особый подход.
Нужно время на подбор и разбор задач повышенной сложности, на подготовку к олимпиадам». Прозвучали также предложения подумать о повышении престижа труда учителя, об его правовой защищенности.
Рассказывали президенту РАН и о позитивном. О том, например, что поддержка учителей и сейчас неплохая — есть стимулирующий фонд выплат, для учителей проводятся различные конкурсы, развиваются платные дополнительные услуги. Общий доход педагога, таким образом, повышается.
Что же касается людей, которые щеголяют словами типа «искусственный интеллект» или «робототехника», но не знают, что за ними стоит, тут тоже было предложено решение: увеличить количество часов по физике, причем сделать побольше практических занятий.
«Мы часто, даже если прошли теорию, просто не понимаем, как это работает на практике. Мы перестали чувствовать то, что происходит вокруг нас», — объяснил один из учителей. Впрочем, ему тут же возразил кто-то из коллег: «У нас-то куда уж больше!».
И президенту РАН рассказали, что педагоги лицея разработали уникальный курс «Экспериментальная физика», который проходит на современном оборудовании, часть из которого была предоставлена МФТИ и собрано лицейскими преподавателями. Просто раньше лицею не хватало лабораторий, работали в сжатых условиях, а вот теперь можно будет развернуться.
В целом, разговор получился живым и полезным для всех. В заключение Геннадий Красников попросил прислать ему список предложений, заметив, что вопросы о качестве школьного образования традиционно рассматриваются на Совете по науке и образованию при Президенте РФ. Мнения учителей будут приняты во внимание.
Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора