Обсерватория «СПЕКТР – РГ». Пять лет на орбите.

В Институте космических исследований РАН отметили пять лет работы на орбите российской рентгеновской обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма». Ракета-носитель «Протон» с обсерваторией на борту отправилась в космос летом 2019 года. Корреспонденты «ПОИСКА» побывали на торжественном праздновании юбилея.

Поздравляя создателей обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма», которая уже пять лет трудится в космосе, помогая человечеству составлять карту всего неба в рентгеновском диапазоне, президент РАН Геннадий Красников призвал помнить, что сейчас в России формируется новая федеральная космическая программа (2025-2036 гг.), исследования для которой по изучению Вселенной надо планировать комплексно.

В этот день от имени РАН были вручены грамоты работникам ГК «Роскосмос», АО «НПО Лавочкина», Московского опытно-конструкторского бюро «Марс», Российского Федерального ядерного центра — ВНИИ экспериментальной физики (г. Саров), ЦНИИМаш, Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, ОКБ МЭИ, Казанского федерального университета, Института солнечно-земной физики СО РАН и, конечно, Института космических исследований РАН. На снимке — награду получил Кирилл Борисов, директор департамента автоматических космических комплексов и систем Госкорпорации «Роскосмос». Рассказывая, как драматично разворачивался запуск ракеты «Протон», выводившей обсерваторию «Спектр-РГ» в точку Лагранжа, Кирилл Валерьевич вспомнил, что пуск не раз откладывался, был момент, когда люди вели работы на заправленной ракете, под обтекателем, в условиях 30-градусной жары. Но это всё же была в каком-то смысле штатная работа, и её итогом стал успешный пуск, который подарил нам замечательную астрофизическую обсерваторию и мощный инструмент для исследования Вселенной.

Елена Николаевна Филиппова — сотрудник АО «НПО Лавочкина» представляет команду, которая отвечает за воплощение пожеланий ученых. Чтобы получить максимальный «научный выход» от обсерватории, необходимо правильно управлять телескопом и максимально оперативно реагировать на события, происходящие на рентгеновском небе. Благодаря высокому профессионализму сотрудников НПОЛ удается очень быстро просчитывать программы наблюдений и проводить их. Результат — уже несколько открытий, приоритет в которых принадлежит именно российским ученым.

Александр Анатольевич Лутовинов, член-корреспондент РАН, профессор РАН, заместитель директора ИКИ РАН, рассказал, что орбитальная обсерватории «Спектр-РГ» состоит из двух рентгеновских телескопов: германского eROSITA, работающего в мягком рентгеновском диапазоне, (с конца февраля 2022 г. он был переведен, по просьбе германской стороны, в «спящий режим»), и российского ART-XC им. М.Н. Павлинского, работающего в жёстком рентгеновском диапазоне. По мнению Лутовинова, «Спектр-РГ» — «огромная ступень, на которую нам удалось запрыгнуть. И сегодня важно не только удержаться на ней, но и продолжить движение». Так, например, в феврале 2024 года ART-XC обнаружил необычный пульсар — нейтронную звезду, вращающуюся с частотой 600 оборотов в секунду. Интересно, что этот объект, по неизвестным причинам «прозевали» другие обсерватории, так что ART-XC оказался первым телескопом, кому удалось её наблюдать. Но основная цель обсерватории — не точечные открытия, хотя и очень интересные, а составление самой подробной на сегодня карты всего неба в рентгеновском диапазоне.

Александр Евгеньевич Ширшаков, первый заместитель генерального директора — генеральный конструктор АО «НПО Лавочкина», подчеркнул, что за пять лет работы все резервы обсерватории, ее платформы, в том числе служебная аппаратура, сохранены. «Мы очень аккуратно управляем ими – заявил генконструктор,- поэтому сегодняшнее состояние «Спектр-РГ» внушает оптимизм. Бюджет на управление и приём научной информации планируем закладывать с перспективой на его работу за пределами срока активного существования».

Научный руководитель ИКИ РАН академик Лев Зеленый считает, что в отличие от отмененного российско-европейского проекта «ЭкзоМарс» ситуация с германским телескопом eROSITA еще не стала необратимой. «Мы надеемся, что придет время, когда политические обстоятельства не будут препятствовать продолжению совместной работы. Но мы боимся, что это время наступит слишком поздно для телескопа. Это замечательный инструмент, и очень важна совместная работа двух телескопов, которая позволит очень далеко продвинуть нас в понимании Вселенной».

После вручения наград руководство ИКИ познакомило гостей с экспонатами музея института, связанным с работой обсерватории «Спектр РГ». В частности — с предшественником телескопа ART-XC им. М. Н. Павлинского — телескопом АРТ-П, который также был создан в ИКИ РАН и установлен на орбитальной рентгеновской обсерватории «Гранат», работавшей в космосе в 1989-1999 гг.

Образец одной из зеркальных систем для телескопа ART-XC им. М. Н. Павлинского. ART-XC — первый российский рентгеновский телескоп с оптикой косого падения. Александр Анатольевич Лутовинов подробно рассказал о сотрудничестве с РФЯЦ-ВНИИЭФ, где создавались эти зеркала (уточним, что на летном экземпляре, который сейчас работает в космосе, стоят не они), и следом, как обычно, получил от президента РАН массу вопросов, Геннадий Яковлевич Красников профессионально интересуется каждым уникальным устройством

Запасной экземпляр телескопа ART-XC им. М. Н. Павлинского, который находится в ИКИ РАН. Он используется для наземных калибровок. Их результаты важны для работы с данными «летающего» ART-XC.

Контрольно-измерительная аппаратура, подключенная к запасному экземпляру ART-XC им. М. Н. Павлинского

Взгляд через стекло на лабораторию. Там, в чистой комнате, создаются полупроводниковые детекторы для будущих рентгеновских миссий, которые прорабатываются сегодня в ИКИ РАН.