Не зря есть наука и искусство. В РАН и РАХ много общего, потому что эти академии — близнецы-сестры
На этой неделе в честь 300-летия РАН в Музейно-выставочном комплексе (галерее Церетели) Российской академии художеств (РАХ) открылась выставка «Наука и искусство — пути познания». В нескольких залах представлены копии редких документов, связанных с историей становления и развития РАН и РАХ, картины, различные скульптуры, а также зарисовки участников исследовательских экспедиций и даже фото и живопись космонавтов.
Экспозиция демонстрирует искреннюю преданность поиску знания и одновременно восторженность людей, умеющих находить новое на Земле и в космосе. Причем открыли эту выставку (она будет работать до 7 июля), президенты Российской академии наук и Российской академии художеств Геннадий Красников и Зураб Церетели. А первыми посетителями оказались именитые ученые нашей страны, потому что с утра в том же комплексе РАХ на Пречистенке,19, в зале «Яблоко», состоялось заседание совместного президиума этих двух академий.
Разговор шел о значимости науки и искусства как разных, но взаимосвязанных форм познания мира. Открыл тему академик одновременно РАН и РАХ Михаил Пиотровский, назвавший свой доклад «Новые острые углы музейного пространства».
Заметив, что выступать будет не очень «академично» потому, что надо озвучить острейшие проблемы отечественной и мировой культуры, профессор, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа заговорил о множащихся год от года политических вторжениях в музейную сферу. Совершают его люди, считающие музеи приметой капитализма, пытающиеся бороться с ними всеми методами, включая просто варварские.
«Музеи сегодня находятся на линии фронта», — с горечью констатировал Михаил Борисович и призвал коллег по обеим академиям не просто обратить на это внимание, но действовать. Для начала провести, например, в течение 2024 года круглый стол по актуальным проблемам теории и истории искусства и культуры.
Вице-президент РАХ Андрей Золотов, приветствуя на территории своей академии сердечно уважаемых гостей, подчеркнул, что «наши академии — близнецы-сестры, родившиеся по мановению Петра Первого и развивавшиеся совсем рядом», что им присущи общие черты и круг государственных академий наук России отличает общий внутренний артистизм.
Андрей Андреевич рассказал, что в РАХ мечтают вернуть в реальный оборот понятие «художественные науки». И это не только искусствоведение. Гораздо шире. Художества три века назад были в составе академии, а в Художественный департамент, возглавляемый академиком-искусствоведом Я.Штелиным, входили гравировальная, рисовальная, пунсонная (там делали штампы для изготовления монет, печатей, штемпелей), ландкартно-словорезная, живописная палаты и типография гравированных фигур.
Потом пути Академии наук и Академии художеств несколько разошлись, но они были и остаются высшими научными (РАН) и высшими творчески-научными (РАХ) учреждениями России.
«Мы — авторитеты, людям нужны авторитеты, — без обиняков признал Андрей Золотов. — И важно, что в России верят в науку, что наука, искусство — это не зря, а значит, это они — наша общая территория».
Вот удивительно, слушаешь доклады в РАН и между предложениями чуешь невидимые, неозвученные формулы. Автор будто укрепляет ими конструкцию утверждений. А когда слушаешь выступления в РАХ, за словами встают твои ассоциации, придавая рассказываемому дополнительные цвета и объем. Вспыхивают, поражая, как розовая на голубом Меньшикова башня в Архангельском переулке столицы. Наткнешься не нее взглядом, торопясь в типографию на Чистых прудах, и она всякий раз сразит тебя красотой. Не хочешь, а замрешь в оцепенении — вот умели творить предки, дар на века!
Про Меньшикову башню (церковь Архангела Гавриила) вспомнил в своем докладе член-корреспондент РАН Владимир Седов. Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института археологии РАН представил емкий обзор архитектуры России за последнее тысячелетие.
И, думаю, многие удивились, как, начав с новгородской Софии XI века, он прошел по векам, подчеркивая рождение русских традиций, период ученичества, переплетение наших взглядов с романским западно-европейским стилем, религионализм и регионализм в архитектуре.
«Изучение этого синтеза, взаимопроникновений, успехов и провалов может дать нам не только новое понимание, знание своей истории, но и шанс принять участие в защите культурного наследия человечества», — сказал Седов.
Вглядываясь в изображения знакомых и не очень мостиков, галерей, церквей и соборов, возведенных древними зодчими в столицах или малоизвестных ныне отечественных городах, профессора словно с коптера смотрели на прошедшие столетия, которые между собой связывали нити развития архитектуры. «Тысячелетие переполнено мощными образами, — закончил выступление Владимир Седов. — Они должны быть предметом изучения РАХ и РАН».
По сути, о том же — совместных для РАХ и РАН путях познания — говорила и вице-президент Российской академии художеств Татьяна Кочемасова. Ее утверждение, что художник зависим от пульса планеты Земля, нашло отклик в душах участников этого собрания.
Она рассказывала о том, как подбирали для выставки «Наука и искусство — пути познания» экспонаты (картины, скульптуру, пластику, цитаты), а получалось, говорила о том, что научные открытия, прогресс технологий позволяют исследователям реализовывать кроме профессиональных еще и невероятные творческие проекты.
Пример — представленные на выставке фотографии летчика-космонавта Федора Юрчихина, живописные полотна Владимира Джанибекова. Татьяна Александровна напомнила и о аэродинамической трубе ЦАГИ: оказывается, не проведя проверку в ней, не устанавливают теперь ни один крупный памятник. Вот доказательство взаимосвязи искусства и наук, вот диалог поколений и свидетельство того, что вдохновение — творцов объединяющая сила…
— Как говорил Альберт Эйнштейн, «самое недостижимое в мире то, что он постижим», — напомнила Татьяна Кочемасова. — И постижимым делают его наука и искусство.
В Постановлении совместного президиума РАН и РАХ мне запомнилось: до 15 июня 2024 года Отделению историко-филологических наук РАН — подготовить предложения в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ о расширении преподавания истории искусства в средней и высшей школах. И до 30 июня этого года — сформировать проект обращения в Российский научный фонд об организации и проведении тематического конкурса в области теории и истории искусства.
Здорово, если удастся задуманное реализовать, то есть войти в ритм пульса сегодняшней планеты и времени.
Елизавета Понарина
Фото Николая Степаненкова