Обзорный доклад сделал академик Александр Петрик, директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова. Условия, в которых работали ученые, можно назвать поистине экстремальными. Война внесла кардинальные изменения во всю экономику. На первое место выдвинулись прикладные задачи. Между тем ресурсы сократились. В оккупированных западных областях страны гитлеровцы полностью уничтожили 137 научно-исследовательских учреждений - около трети их общего числа в стране. Были разрушены 176 инкубаторских и 14 селекционных станций. Последние снабжали колхозы высококачественными семенами сельскохозяйственных культур. Как недавно стало известно, Гитлер создал специальную команду СС для захвата вавиловской коллекции семян, и по мере оккупации подразделения этой команды захватывали небольшие фонды семян на западе СССР.
Беспрецедентный научный и гражданский подвиг - сохранение в блокадном Ленинграде собранной Николаем Ивановичем Вавиловым и его соратниками коллекции семян культурных растений. На начало войны она насчитывала 250 тысяч образцов. История сохранила драматические примеры того, как ученые умирали от голода рядом с семенами, которые могли бы спасти им жизнь. Свидетель тех событий Вадим Лехнович писал: «Ходить было трудно, невыносимо трудно вставать каждое утро, руками-ногами двигать, а не съесть коллекцию трудно не было нисколько, потому что съесть ее было невозможно».
Наконец, в годы войны не прекращалась селекционная работа. Были выведены перспективные сорта яровой и озимой пшеницы, озимой ржи, высокомасличные сорта подсолнечника… И именно в то трудное время во Всесоюзном исследовательском центре животноводства (ВИЖ) ученые задумались над способами повышения эффективности воспроизводства стад. На базе этих исследований в первые послевоенные годы впервые в мире была доказана способность сперматозоидов сохранять живучесть при низких температурах. Сегодня метод криоконсервации - основа крупномасштабной селекции в животноводстве.
Подробности – в материале Натальи Булгаковой «Хлеб тоже оружие» в очередном номере газеты «Поиск».
Фото Николая Степаненкова


