Конструкторы надежд. Как научный расцвет воплотили в архитектурные новации

Конструкторы надежд. Как научный расцвет воплотили в архитектурные новации

Эпоха перемен, начавшаяся в СССР в середине 1950-х годов, нашла отражение во всех сферах жизни советского общества. Политический курс на взаимодействие ученых и власти дал импульс новым свершениям — освоению космического пространства, развитию атомной энергетики, информационных технологий.
Движущей силой процесса обновления стала Академия наук, активно расширявшая число изучаемых направлений и смещавшая акценты на фундаментальные работы.
Период расцвета отечественной науки на фоне перемен в общественной и культурной жизни был замечателен еще и тем, что грандиозные успехи в исследованиях сопровождались формированием новой архитектуры научных комплексов. Монументальная парадность предшествующих лет сменялась на легкие, парящие формы и композиционные приемы с уклоном в модернизм.
В обществе крепло понимание: создание творческой среды для ученых играет важную роль в деле повышения эффективности исследовательского процесса и привлечения в науку молодых талантов. Для строительства академгородков, функциональных и современных институтов, инновационных комплексов в структуре АН СССР был организован специальный Всесоюзный проектный и научно исследовательский институт — ­ГИПРОНИИ.
Сегодня в Российской академии наук решили оживить атмосферу эпохи великих свершений и великих надежд и напомнить о том, как в 1950-1970-х годах создавались предназначенные исследователям новые образцы архитектуры и градостроительства, многие из которых вызывают восхищение и сегодня.
С подачи РАН и при ее активном участии Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева подготовил выставку «Конструкторы науки», в экспозициях которой собраны самые яркие творческие находки в сфере строительства специализированных зданий и общественных центров для ученых.
В торжественном открытии выставки приняли участие президент РАН академик Геннадий Красников, глава Российской академии архитектуры и строительных наук Дмитрий Швидковский, представители Федерального собрания РФ, ряда министерств и ведомств.
— Выдающиеся ученые в области архитектуры и строительства пытались найти гармонию с наукой, создать условия, которые способствовали бы эффективному труду исследователей, — отметил, представляя выставку, Геннадий Красников. — Здесь мы видим академгородки, сотни проектов научно-исследовательских институтов, историю сооружения знаменитого здания Президиума РАН на Ленинском, 32А. Это очень важная для нас тема. Проводя там реконструкцию, мы внимательно подходим к тому, как создавался этот комплекс, какая идея заложена в каждом помещении.
Директор Музея архитектуры Наталья Шашкова призналась, что предложенная РАН тема выставки, посвященной 300-летию академии, стала серьезным вызовом для музееведов.
— Проектная и строительная практика эпохи модернизма попала в поле зрения специалистов относительно недавно, поскольку мало удалена от нас во времени, — рассказала Н.Шашкова.
— До настоящего момента системно архитектурой научных учреждений второй половины ХХ века никто не занимался. Мы сделали первый шаг в этом направлении и благодарны Российской академии наук за этот новый опыт. Даже в рамках юбилейных торжеств Академия наук выполняет свою высокую миссию — содействовать приращению научного знания.
Выставка разместилась в залах и проходах главной анфилады музея. Экспозицию открывают запечатленные в живописи, графике, мозаике, скульптуре образы ученого-творца. Живые, эмоциональные произведения передают азарт исследовательской работы, атмосферу свободного научного поиска.
Отдельный зал посвящен эпохе, в которой создавался новый облик советской науки. Первый искусственный спутник Земли, полет Юрия Гагарина, начало работы атомной электростанции в Обнинске, спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» — эти и другие важные научные открытия и достижения показаны через плакаты, фотографии, архитектуру.
В представленных проектах научных институтов нашло отражение все многообразие советского архитектурного модернизма. Видно, как упорно и настойчиво зодчие искали баланс между индивидуальным и типовым проектированием сложных в функциональном отношении зданий научно-исследовательских институтов, включавших, кроме всего прочего, экспериментальные лаборатории и производственные цеха. Особое внимание уделено комплексу научных сооружений на Нахимовском проспекте, строительство которых показано через графику, чертежи, фотографии, макеты.
Центральный зал выставки освещает долгую и непростую историю рождения главного здания Академии наук — от первых проектов комплекса на Калужском шоссе и последовавших за этим предложений по расширению и реконструкции занимаемого Президиумом РАН дворца в Нескучном саду и до осуществленного варианта.
Создание этого знакового сооружения, сегодня иногда именуемого «золотыми мозгами», наглядно отражает радикальную трансформацию, которую претерпевала архитектура тех лет. Проектирование начиналось с обращения к классическим образцам и через искания раннего советского модернизма пришло к новой монументальности 1970-х годов.
Много внимания уделено архитектуре городов науки, которые должны были стать идеальной средой для работы и жизни ученых. Они были рационально и комфортно организованы, выделялись качеством среды и благоустройства, где важную роль играло сохранение зеленых насаждений.
Помимо научных учреждений здесь, часто по индивидуальным проектам, строились жилье, клубы, больницы. Идеалистические устремления далеко не всегда находили желаемое воплощение в реальности, но сам факт создания наукоградов демонстрировал высокий статус советских исследователей и отводившуюся им ведущую роль в построении нового мира.
История проектирования и строительства Новосибирского Академгородка, Научного центра биологических исследований в Пущино, Центра микроэлектроники в Зеленограде рассказана через макеты, уникальные исторические фотографии и архитектурную графику.
Хочется верить, что в будущих проектах такого направления найдут отражение современные находки зодчих и дизайнеров, отражающие специфику исследовательского процесса. Они продолжают появляться по сей день и становятся новыми символами живых и развивающихся городов науки.
На выставке представлены более 250 предметов из фондов Музея архитектуры им. А.В.Щусева, 22 государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций.
Авторам экспозиции удалось передать царивший в обществе и научной среде в середине прошлого века духовный подъем, «схватить» ощущение радости и легкости и одновременно выдать большой объем новой интересной информации об архитектурных особенностях и истории создания уникальных объектов.
Показ продлится до 15 сентября.

Надежда Волчкова
Фото Николая Степаненкова

Для определения тематики текстов. Разработана лучшая модель машинного обучения
Аллея международного сотрудничества Росатома открыта. Количество памятных надписей будет только увеличиваться