Интеграция: перезапуск. На Общем собрании СО РАН подчеркнули важность междисциплинарных исследований

Общее собрание крупнейшего регионального отделения РАН получилось ожидаемо праздничным, поскольку было посвящено 300-летию Российской академии наук.
Как сказал в приветственном слове заместитель президента РАН член-корреспондент РАН Владимир Иванов, формирование региональных отделений стало одним из важнейших элементов создания современной системы науки. И Сибирское отделение в этой системе флагман. Например, только молодежных лабораторий, которые сегодня Минобрнауки РФ считает одним из важнейших проектов, в Сибири открыто более 200.
В 2024 году СО РАН планирует разработать совместно с представителями федеральной и региональной власти новую редакцию комплексного плана развития Сибирского отделения РАН до 2035 года. Основная цель — восстановить вместе с РАН влияние на тематику госзаданий институтам и перезапустить комплексные интеграционные исследования.
Во вступительном слове в качестве примеров технологического лидерства России, обеспечиваемого СО РАН, его председатель академик Валентин Пармон привел источник синхротронного излучения поколения 4+ — ЦКП «СКИФ», проект класса мегасайенс — Национальный гелиогеофизический комплекс РАН, запуск первой очереди крупнейшего в постсоветское время катализаторного завода и другие крупные междисциплинарные проекты.
Но сибиряки не стали почивать на лаврах, а обсудили приоритетные направления дальнейшего развития. Тон задал губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Среди приоритетов он выделил создание и развитие уникальных научных установок, включая установки мегасайенс, к которым, помимо ЦКП «СКИФ», относится Суперкомпьютерный центр «Лаврентьев».
С ним полностью согласилась делегация Национальной академии наук Беларуси, воспользовавшись визитом на Общее собрание для проведения переговоров о строительстве станции «БелСИ» во второй очереди ЦКП «СКИФ».
Кроме того, белорусские гости торжественно вручили председателю Сибирского отделения РАН академику Валентину Пармону серебряную медаль Национальной академии наук Беларуси за успехи в научной деятельности.
Главный ученый секретарь Академии наук Республики Узбекистан профессор Гайрат Бахадиров провел с представителями СО РАН переговоры по поводу соглашения о сотрудничестве между Сибирским отделением РАН и Академией наук Узбекистана.
Заместитель председателя СО РАН доктор физико-математических наук Сергей Сверчков и Гайрат Бахадиров обсудили направления, актуальные для обеих сторон. Это химия и биохимия, математика, механика и искусственный интеллект, иммунология и генетика, ядерные и биологические технологии для разных отраслей, археология Евразии и, конечно, сейсмика.
На Общем собрании СО РАН впервые был представлен доклад о деятельности недавно созданного корпуса профессоров РАН, состоящих в Сибирском отделении.
— Мы продолжаем работу по организации деятельности корпуса профессоров РАН, планируем участвовать в экспертизе госзаданий и тематик институтов, важная наша задача — создание и укрепление междисциплинарных связей в организациях, находящихся под научно-методическим руководством СО РАН, — отметила председатель совета профессоров РАН в Сибири доктор химических наук Оксана Таран.
— Сейчас идут дискуссии, нужен ли корпус профессоров РАН. С точки зрения Сибирского отделения, он представляет собой очень важную часть системы, дополняющую объединенные ученые советы. Это молодые квалифицированные специалисты, на которых мы можем опираться в решении многих вопросов.
И хотелось бы надеяться, что РАН сделает все возможное, чтобы корпус профессоров РАН стал более легитимным, — добавил председатель СО РАН Валентин Пармон.
В заключение деловой части Общего собрания ученые обсудили сотрудничество в области энергетики с ГК «Росатом» и ПАО «Газпром».

Ольга Колесова