Генная инженерия и эпигенетика. Совет РАН обсуждает прорывные исследования

15 октября 2024 года в ФИЦ Биотехнологии РАН прошло открытое заседание Совета Российской академии наук по генно-инженерной деятельности. Заседание под председательством академика Михаила Кирпичникова стало первым в серии встреч, направленных на обсуждение новейших научных и технических разработок в области генной инженерии.

Открывая заседание, Михаил Кирпичников отметил важность этой встречи как начала демонстрации прорывных решений отечественных ученых в сфере генной инженерии. Современные методы редактирования геномов играют ключевую роль в развитии этой области, о чем рассказал член-корреспондент РАН Пётр Сергиев, выделив необходимость ориентироваться в мире новых технологий.

«Современные методы и инструменты для редактирования геномов продолжают совершенствоваться, предоставляя возможности для новых научных достижений».

Михаил Кирпичников, академик РАН

Одной из тем заседания стала эпигенетическая инженерия. Алексей Шайтан рассказал о её возможностях и практическом применении, отметив, что, в отличие от генетических изменений, эпигенетические изменения обратимы, что открывает новые перспективы для исследований.

Профессор Сурен Закиян в своём докладе, представленном в формате ВКС, описал совместное использование технологии ИПСК и CRISPR/Cas9, что позволяет проводить функциональный анализ генетических вариантов с высокой точностью. Эти технологии становятся важным инструментом в изучении наследственных заболеваний и возможных методов их лечения.

«Технологии ИПСК и CRISPR/Cas9 открывают новые горизонты для функционального анализа генетических вариантов».

Сурен Закиян, доктор биологических наук

Кроме научных аспектов, на заседании обсуждался вопрос правового регулирования генного редактирования. Олег Гринь представил опыт зарубежных стран в этой области, подчеркнув важность выработки правовых норм для безопасного и этичного применения технологий редактирования генома.

Совет РАН продолжит встречи для обсуждения и анализа научно-технических достижений в генной инженерии, что позволит России оставаться на передовых позициях в этой стремительно развивающейся области науки.

Источник: ФИЦ Биотехнологии РАН.

28 часов поисков внеземного разума. Эксперимент в системе TRAPPIST-1