Техника прерывания сна может пробудить творческое мышление

Исследователи обнаружили, что техника сна, описанная художником-сюрреалистом Сальвадором Дали и знаменитым изобретателем Томасом Эдисоном, действительно может вдохновлять на творчество, пишет Live Science.

Чтобы получить творческий импульс, человеку, по сути, нужно проснуться как раз в тот момент, когда наступает определенная стадия сна, когда реальность, кажется, сливается с фантазией. Для этого Дали и Эдисон, ложась спать, держали какой-нибудь предмет, например ложку. Когда они засыпали, предмет падал, издавал шум и будил их. Проведя несколько мгновений на грани сна и реальности, можно было получить творческий импульс к работе.

Эта ранняя стадия сна известна как состояние гипнагогии  — промежуточное состояние между явью и сном, когда возможно наличие слуховых, зрительных, тактильных и логических галлюцинаций, а также сонный паралич. Гипногия длится всего несколько минут, прежде перейти в более глубокий сон, но это может быть «идеальным коктейлем для творчества», — пишут ученые в исследовании, опубликованном в журнале Science Advances.

Исследователи, вдохновленные примерами гениев, решили проверить, будет ли техника прерывания сна работать для обычных людей. Они набрали 103 здоровых участника, способных быстро засыпать, и дали им математическую задачу, в которой они должны были угадать последнюю цифру в последовательности цифр. Для быстрого решения этой задачи нужно было обратить внимание, что одна из цифр все время повторялась через определенные промежутки. Тот, кто бы понял это, значительно сократил себе время на решение задачи.

В первой части эксперимента участникам было предложено решить 10 математических задач. Затем им был предоставлен 20-минутный перерыв, во время которого им предложили поспать в удобной позе на полулежачем стуле в темной комнате. Все участники в руке держали чашку, чтобы, если они заснут, чашка упала, издала шум и разбудила их.

Поскольку разные стадии сна отмечены различными паттернами мозговых волн, исследователи смогли отслеживать с помощью электроэнцефалограммы, когда участники переходили от первой стадии к более глубокой.

В результате эксперимента было обнаружено, что участники, которые провели не менее 15 секунд в гипногии, имели 83% шансов решить задачу оригинальным способом по сравнению с 30-процентным шансом для тех, кто оставался бодрствующим или проваливался в глубокий сон.

Это впечатляющий результат, утверждают ученые.Неясно, почему эта стадия сна повышает креативность, но поскольку это полусознательное состояние, в котором вы теряете контроль над некоторыми своими мыслями, но все еще в некоторой степени осознаете, создается идеальное состояние, в котором есть возможность уловить и запомнить хорошие идеи.

Если вам интересна эта техника, вы можете попробовать ее сами, предлагают ученые. Они отмечают, что в эксперименте участвовали обычные люди, а не гении, а предмет, который они использовали, стоит всего три евро.

09.12.2021