Развитие через игру. Как игрушки влияют на когнитивное развитие детей
Исследователи факультета психологии МГУ выявили связь между высокими показателями когнитивной гибкости у детей и их предпочтением малореалистичных игрушек, что поможет родителям и педагогам создать условия для развивающей игры.
Поддержанное Российским научным фондом исследование показало, что традиционная игра сокращается из-за роста цифровых развлечений. Тем не менее, для развития детей важен атрибут игры — игрушка. В современном мире игрушки занимают уникальное и противоречивое место в развивающей среде детей. Новые технологии делают игрушки «умными», привлекая внимание детей и родителей, но стандарты оценки их развивающего потенциала пока не разработаны.
Коллектив ученых провел эксперимент с дошкольниками, предложив им выбрать наиболее и наименее привлекательную игрушку. Результаты показали, что дети с высокими показателями когнитивной гибкости предпочитают малореалистичные игрушки, тогда как дети со слабой или средней способностью к когнитивному переключению выбирают игрушки, близкие к их опыту.
«Эти связи могут быть объяснены тем, что реалистичная игрушка позволяет развить содержательную игру со сложным увлекательным сюжетом,»
- Маргарита Гаврилова, руководитель проекта
В исследовании также выяснилось, что выбор реалистичных игрушек позитивно связан с показателем слухоречевой рабочей памяти. Дети, выбирающие игрушки, близкие к реальной жизни, удерживают больше слухоречевой информации.
«Мы обнаружили, что игрушки, которые с теоретической точки зрения обладают наибольшим развивающим потенциалом, далеко не всегда желанны и интересны для детей,»
- Вера Сухих, научный сотрудник МГУ
Большинство детей выбрали игрушечную кассу как наиболее реалистичную игрушку, а сказочного дракона — как наименее привлекательную. Дети объясняли выбор игрушечной кассы тем, что часто бывают в магазине с родителями и знакомы с ролевыми действиями продавца и покупателя. В то же время сказочный дракон оказался непопулярен из-за невозможности придумать сюжеты с его участием.
Это исследование поможет в будущем разработать научно обоснованные рекомендации для родителей и педагогов о том, как создавать условия для развивающей игры дошкольников, используя игрушки, соответствующие их когнитивным способностям и предпочтениям.