Развитие через игру. Как игрушки влияют на когнитивное развитие детей

Развитие через игру. Как игрушки влияют на когнитивное развитие детей

Исследователи факультета психологии МГУ выявили связь между высокими показателями когнитивной гибкости у детей и их предпочтением малореалистичных игрушек, что поможет родителям и педагогам создать условия для развивающей игры.

Поддержанное Российским научным фондом исследование показало, что традиционная игра сокращается из-за роста цифровых развлечений. Тем не менее, для развития детей важен атрибут игры — игрушка. В современном мире игрушки занимают уникальное и противоречивое место в развивающей среде детей. Новые технологии делают игрушки «умными», привлекая внимание детей и родителей, но стандарты оценки их развивающего потенциала пока не разработаны.

Коллектив ученых провел эксперимент с дошкольниками, предложив им выбрать наиболее и наименее привлекательную игрушку. Результаты показали, что дети с высокими показателями когнитивной гибкости предпочитают малореалистичные игрушки, тогда как дети со слабой или средней способностью к когнитивному переключению выбирают игрушки, близкие к их опыту.

«Эти связи могут быть объяснены тем, что реалистичная игрушка позволяет развить содержательную игру со сложным увлекательным сюжетом,»

  • Маргарита Гаврилова, руководитель проекта

В исследовании также выяснилось, что выбор реалистичных игрушек позитивно связан с показателем слухоречевой рабочей памяти. Дети, выбирающие игрушки, близкие к реальной жизни, удерживают больше слухоречевой информации.

«Мы обнаружили, что игрушки, которые с теоретической точки зрения обладают наибольшим развивающим потенциалом, далеко не всегда желанны и интересны для детей,»

  • Вера Сухих, научный сотрудник МГУ

Большинство детей выбрали игрушечную кассу как наиболее реалистичную игрушку, а сказочного дракона — как наименее привлекательную. Дети объясняли выбор игрушечной кассы тем, что часто бывают в магазине с родителями и знакомы с ролевыми действиями продавца и покупателя. В то же время сказочный дракон оказался непопулярен из-за невозможности придумать сюжеты с его участием.

Это исследование поможет в будущем разработать научно обоснованные рекомендации для родителей и педагогов о том, как создавать условия для развивающей игры дошкольников, используя игрушки, соответствующие их когнитивным способностям и предпочтениям.

Вице-президент РАН Михаил Пирадов о продлении жизни. Форум «Здоровое общество»
Биочипы на МКС. Прорыв в борьбе с ослаблением мышц у астронавтов