«Готов к любой ситуации». Психолог МАИ рассказал, как пилоту управлять умным самолетом

«Готов к любой ситуации». Психолог МАИ рассказал, как пилоту управлять умным самолетом

Современные летательные аппараты становятся все умнее: огромное количество функций, которые раньше исполнял человек, теперь выполняет машина. С одной стороны, это делает полет безопаснее. С другой – известны случаи, когда неисправность автоматики ставила в тупик полностью полагавшихся на нее пилотов, что приводило к катастрофам. В День психолога, который отмечают 22 ноября, доктор психологических наук, летчик первого класса профессор кафедры 920 МАИ Николай Лысаков рассказал о том, к чему должен быть готов пилот, управляющий современным самолетом.

На заре истории мировой авиации знаменитый военный летчик и методист Петр Нестеров, первым выполнивший «мертвую петлю», утверждал, что управлять самолетом нужно разумом, а не инстинктами. Теперь с разумом летчика соседствует электронный «мозг» высокоавтоматизированного самолета, который во многих случаях сам принимает решения, в том числе, например, блокируя определенные действия пилота.

Так, в современной гражданской авиации вмешательство летчика в управление самолетом требуется в основном на относительно коротком промежутке полета: при взлете, посадке, отклонениях в режиме работы систем, внесении коррекции в траекторию маршрута и т.д. Большую часть полета пилот просто «сканирует» показания приборов. И здесь возникает риск его «выпадания» из контура управления самолетом.

Раньше, когда летчик взлетал, он все время считал в уме: когда какие действия ему необходимо выполнить в полете, и поэтому находился, как говорят в авиации, «в контуре управления» самолетом. Сейчас пилот фактически только фиксирует показания приборов. И здесь возникает опасность принять все, что выдает машина, на веру. Возьмем простой пример из повседневной жизни. Приходит школьник, который по факту уже должен знать арифметику, на кассу супермаркета. Ему со 100 рублей дают сдачу 20, хотя должны дать 50 рублей. Школьник вежливо благодарит и уходит. Почему? Потому что он не считает в уме. Он привык доверять машине (компьютеру, калькулятору). Отсутствие постоянной тренировки привело подростка к снижению способности оперативно выполнять элементарные математические операции. В авиации может происходить такая же постепенная деградация, которая приводит к пассивному присутствию пилота в системе управления летательным аппаратом.

  • Николай Лысаков, доктор психологических наук, летчик первого класса, профессор кафедры 920 МАИ

Электроника самолета – это всегда запрограммированные типовые решения. Однако внешних факторов, которые влияют на результат полета, так много, что их очень сложно формализовать. Полет в сложной навигационной обстановке при заходе на посадку в крупных аэронавигационных узлах, применение оружия и воздушный бой (в военной авиации), тушение пожаров (в авиации МЧС), испытательный полет – все это требует от пилота качеств, которых нет у машины.

Коренное отличие между искусственным и человеческим интеллектом в авиации в том, что летчик действует, а любая автоматизированная система управления – только функционирует. В автоматизированной системе отсутствует мотив деятельности, а есть только вариативность операций.

  • Николай Лысаков

Задача автопилота – помощь летчику в условиях полета, которые уже известны. Поэтому решение в сложной ситуации зачастую возможно только при творческом подходе человека, а это накладывает на него дополнительную ответственность: требует постоянной работы над собой, саморазвития, потому что на определенном этапе никто не может заставить летчика учиться.

В современной авиации средний летчик уже не нужен. Сейчас техника меняется настолько быстро, что получить прекрасное базовое летное образование и на этом остановиться уже недостаточно. Нужен летчик высочайшего уровня, который при этом занимается профессиональным саморазвитием. Такой высококвалифицированный пилот не будет слепо доверять показаниям бортового компьютера, который может выйти из строя. И его компетентность как специалиста тесно коррелирует с психическим состоянием: летчик-профессионал никогда не подастся панике по причине отказа автоматических систем.

  • Николай Лысаков

Обеспечение эффективной работы летчика в контуре управления современными самолетами – одна из самых актуальных в современной авиации задач, и ее решение возможно при объединении усилий и совместной работе методистов летного обучения, разработчиков авиационной техники и тренажеров, инженеров, авиационных психологов и врачей и, безусловно, при действующей системе ранней профессионализации молодежи (технопарки, ДОСААФ, кадетские авиационные корпуса). Качественная профессиональная подготовка не исключает риски, но позволяет подготовить к ним пилота, а, значит, увеличить шансы на успешное преодоление нештатных ситуаций.

Летчик-профессионал идет к самолету с мыслью, что у него все пройдет благополучно, но при этом прорабатывает в уме все возможные варианты отказов и особых случаев. И он готов к любой ситуации, готов профессионально и психологически. Если же пилот говорит, что самолет никогда не отказывает – это опасный пилот, потому что он должен сформировать у себя внутри эту готовность, и тогда сложившаяся опасная ситуация будет уже не аварийной, а просто особой, к которой он готов так же, как и к штатной процедуре полета.

  • Николай Лысаков

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России

Изображение: freepik

Роботы-хирурги спасают жизни. Первая роботизированная двойная пересадка легких
После выброса плазмы. Ученые изучают, как Солнце восстанавливает корону