2.09.19
Стартовал новый учебный год. Для многих родителей он обещает быть очень сложным. На носу – ОГЭ или ЕГЭ, ребенок – уже не ребенок, а тинэйджер. И резко перехотел учиться. Старые приемы, которые прекрасно работали раньше, уже не действуют. Как быть? «Поиск» обратился за советом к детскому психологу, консультанту по проблемам детско-родительских отношений Надежде Махмутовой.
Два самых ответственных школьных экзамена — ОГЭ и ЕГЭ — приходятся на подростковый возраст. В чем опасность такого сочетания с точки зрения психологии?
Опасность такого сочетания в том, что у детей в этом возрасте происходит «гормональный взрыв». Для некоторых подростков (особенно если наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях) родители перестают быть значимым авторитетом. На первое место выходит окружение. Подростки пытаются доказать «своим», что они крутые – поэтому успешность сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ во многом определяется средой, в которой подросток проводит время.
Соответственно, если друзья достаточно благополучны, и сдача ЕГЭ и ОГЭ стоит в приоритете у лидеров группы, то ребенок будет стремиться доказать, что он тоже «крут» и может сдать этот экзамен. Если же в компании круто пить и курить, а экзамены — это «пустая трата времени», даже репетиторы, как правило, мало что могут изменить.
ВНИМАНИЕ: в подростковом возрасте родители могут сохранять авторитет если:
-в семье благоприятный психологический климат;
-мнение ребенка учитывалось;
-строятся партнерские отношения с детьми.
Поэтому рекомендую об этом задуматься задолго до того, как ребенок достигнет подросткового возраста.
Что делать родителям, если ребенок внезапно отказывается учиться? Есть какие-то универсальные лайфхаки?
Первым делом нужно выяснить причину. В числе основных:
— ребенок просто не понимает для чего это надо;
В этом случае нужно объяснять на примерах. Цель – заинтересовать.
— проблемы с учителями или сверстниками;
Как правило, эту проблему решить сложнее всего, т.к. подросток отказывается от помощи. Не пытайтесь ходить к учителям за спиной у ребенка – нарветесь на скандал. Единственный вариант – внутренняя мотивация.
— семейное неблагополучие;
Тут без комментариев.
— плохая компания;
Вытянуть ребенка из плохой компании ОЧЕНЬ сложно. Поэтому рекомендую не допускать попадание его туда.
— гиперреактивность;
Поможет спорт, особенно плавание.
— зависимость от гаджетов.
Если не удается справиться самим – к психологу.
Ну и всегда рекомендую посмотреть – не слишком ли Вы нагрузили ребенка (куча кружков, подготовка к экзаменам, домашние дела). Для подросткового возраста характерен очень быстрый физический рост, при этом огромная нагрузка на сердце. И порой такая апатия и отсутствие желания учиться – результат перегруза.
А теперь давайте разберем конкретные ситуации. Ребенок не учится, но при этом уверен, что у него все и так получится. Как донести до него, что так просто ничего не бывает?
Тут я не совсем согласна с формулировкой вопроса. Если, к примеру, ребенок мечтает стать художником – прекрасно рисует, а мама наседает на него с алгеброй – то бунт вполне обоснован.
И, к тому же, не рекомендую проецировать свою установку «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» на ребенка – очень усложняет в дальнейшем жизнь.
Очень рекомендую ВСЕМ родителям с 14-15 лет отводить своих детей на профориентацию к хорошему психологу. Тогда и у Вас не будет излишних требований к знаниям по алгебре к ребенку гуманитарию, и у подростка начнется вырисовываться картинка его будущей жизни.
Что эффективнее в этой ситуации: метод кнута (отобрать телефон, лишить компьютера, не пустить на вечеринку) или метод пряника? Какие побочные эффекты могут быть у обоих методов?
Кнут и пряник в этом возрасте практически не работают. Если же результат есть – он краткосрочный. Более того, когда используете эти методы – отдавайте себе отчет это МАНИПУЛЯЦИЯ. Дети от нас очень быстро учатся и готовьтесь – скоро будут пробовать манипулировать в ответ.
Важнее формировать и развивать внутреннюю мотивацию. Это кропотливое и долгосрочное занятие – но оно того стоит. Условно можно выделить 2 типа внутренних мотивов:
— познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное»);
- социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
Тут нужно отыскать крючок, который ВАЖЕН именно для ребенка.
Возьмем другую крайность: ребенок так боится экзаменов, что априори уверен, что он их никогда не сдаст. Как ему помочь?
Одно дело просто страх и небольшой мандраж, с которым ребенок может справиться. В этом случае рекомендую:
— здоровый сон в течение как минимум месяца до экзаменов;
— здоровое, сбалансированное ПИТАНИЕ;
-помочь в подготовке (при необходимости обеспечить репетиторство);
— поделитесь своими ритуалами, которые Вы использовали перед экзаменом (монетка в туфле или конспекты под подушкой);
— дыхательная гимнастика ( вдох на 10 счетов, задержка дыхание на 10 счетов, выдох на 10 счетов – повторить 5-7 раз);
— акцентировать внимание на сильных сторонах подростка, избегая при этом его промахи;
— поверьте в ребенка, покажите ему свою уверенность в нем;
— поддерживайте дома благоприятный психологический климат.
Другое дело панический страх – тут к психологу, работать самостоятельно достаточно сложно.