Новый «Джокер» — это диагноз зрителю? Почему мы любим кино про психов
«В кино они часто сильные, изобретательные, всегда продумывают тысячу шагов вперёд, их невозможно обмануть — детективы ломают голову, как же их поймать. А в реальной жизни обычно психопат не способен себя реально оценивать, что сильно затрудняет продумывание на несколько шагов вперёд. Во-вторых, чаще всего они не адаптированы к окружающему социуму «, — говорит олигофренопедагог, психолог Антонина Баранова.
Недавно она подготовила авторскую лекцию по этой теме, на которой разбирает образы харизматичных персонажей с точки зрения науки. Спойлеров постараемся избежать, но они всё же будут. И это нисколько не лишает художественной ценности фильмов! Так что если не смотрели какой-то из них и боитесь узнать подробности раньше времени, заносите название в свой список, пропускайте абзац и переходите к следующему. Но для начала давайте разбираться.
Кто такие психопаты?
Психопаты — это люди с расстройством личности, симптомы которого обязательно проявляются в детском и подростковом возрасте, то есть в тот период, когда и формируется психика. А ко взрослому возрасту она остаётся недоформированной. Люди с психопатией ведут себя аномально, причём проявляется это не избирательно, а во всех сферах и во всех ситуациях. При других заболеваниях (о них нужно говорить отдельно) человек тоже может себя вести псиохопатоподобным образом в момент стресса или давления. Но настоящий психопат такой круглосуточно. Главная общая черта психопатов — они социально не адаптированы, попросту не способны жить по установленным условиям и правилам. В отличие от здорового человека, который способен оценить ситуацию, даже если оказался в ней впервые и даже если это не прописано в каких-то правилах, люди с психопатией чаще не могут оценивать ситуацию, для них многие вещи могут быть неочевидными. В психологии это называется ригидностью.
«Что-то не так с Кевином», реж. Л. Рэмси, 2010 г.
Это идеальная иллюстрация симптомов. У Кевина есть межличностные трудности во всех сферах: он плохо общается с семьёй, он упрям, негибок, то есть ему сложно приспособиться к чему-то новому в его окружении. Очевидно, что ему не достаёт сочувствия и, конечно, его психическое развитие осталось незавершённым: он не может проявлять эмпатию ни к своей семье, ни к своим одноклассникам. Режиссёр нам показывает героя с его детского возраста и придерживается симптоматики до самого конца фильма. Чего не скажешь о других кинематографистах.
«Американский психопат», реж. М. Хэррон, 2000 г.
«Молчание ягнят», реж. Д. Демме, 1990 г.
В этих картинах персонажи основаны на личности Эдварда Гина (реального серийного убийцы) и позиционируются как люди с психопатией. Вообще-то людей с таким типом расстройства насчитывается порядка 10-12 %. Это довольно много. А значит называть психопатом Гина всё равно что обвинять каждого десятого жителя планеты в том, что он раскапывает труп соседки. Это, к счастью, не так.
«Психо», реж. А. Хичкок, 1960 г. (Уж этот фильм все посмотрели?)
Несмотря на то, что герой фильма Норман Бейтс (его прототипом тоже стал Эдвард Гин) действительно подходит по некоторым параметрам расстройства личности, у него при этом есть 2 личности, а значит налицо диссоциативное расстройство. Кроме того, его то и дело опутывают галлюцинации, сверхидеи, бредовые состояния. Это уже признаки шизофрении, а не психопатии. У Бейтса сверхценные идеи бытия его матери: он ею одержим, он притворяется ею и ощущает себя ею, при этом он держит её труп у себя дома. Получается, что Хичкок в данном случае собирает вообще самые страшные вещи, которые могут быть в психиатрии, в одном человеке, хотя все они абсолютно не сочетаются.
Кто такие социопаты?
Социопаты — это люди с асоциальным расстройством личности. Они бессердечны, им абсолютно не важны чувства окружающих. При этом они не понимают эти чувства, а не просто никак не отреагировали на них. Хотя им абсолютно наплевать: все окружающие люди для них — просто средства для того, чтобы добиваться своих целей. Они регулярно нарушают установленные в обществе правила и традиции. Делают это совершенно спокойно, не имея при этом никаких внутренних сокрушений. Совесть для этих людей — понятие расплывчатое, она должна существовать для других — для них она не существует. То есть если вы для них сделаете что-то плохое, они, естественно, взбунтуются.
Конечно, они виртуозно врут (потому что им наплевать на чужое мнение), ничем не выдавая себя (в отличие от здоровых людей, которые как минимум думают, что могут быть уличены во лжи, как максимум — краснеют и вообще не могут говорить неправду).
«Старикам тут не место», реж. братья Коэн, 2007 г.
Идеальный пример героя с признаками социопатии — Антон Чигур (персонаж Хавьера Бардема). Его отношение к убийству вторит характеристикам расстройства личности — это просто его работа, которую он хочет делать и просто её делает. И, кстати, мы не видим какой-то экстражестокости, у него есть цель — убить, и он просто убивает. Без скальпов и ношения костюмов из кожи. Как и положено социопату, он патологически не способен адаптироваться к обстоятельствам. То есть он не может перестать охотиться за человеком, за которым он охотился, он не может не завершить действия, несмотря на изменившиеся условия, при которых любой нормальный человек уже бы пересмотрел своё поведение и тактику. Даже в моменты опасности, когда за Чигуром уже самим начинается охота, ему очень сложно приспосабливаться.
Показательна в этом фильме сцена, когда он покупает у мальчишек рубашку.
Итак, вы (даже если вы 12-летний мальчишка) видите окровавленного человека с переломом руки, он просит у вас рубашку, чтобы сделать повязку. Ваша реакция? Правильно, вы даёте ему эту рубашку. И уж вряд ли просите за это деньги, правда же? А Чигур платит, даже настаивает на покупке. Просто потому, что не ожидает такой простой человеческой реакции как сочувствие. У него и к себе такое … неволнительное отношение: он в этой ситуации абсолютно спокоен. Почему? Правильно, потому что психопат. Точнее, социопат.
«Дом, который построил Джек», реж. Л. Триер, 2018 г.
Да, есть момент, когда нам показывают обсессивно-компульсивный момент (об этом расстройстве подробнее ниже): в доме, когда Джек возвращается стереть следы крови, которой нет. Но это единичный случай — мы его не учитываем.
Мы смотрим на постоянные проявления в течение экранного времени. Итак, режиссёр показывает нам героя в детстве на примере сцены, в которой он отрывает лапку у утёнка. Он делает это не из жестокости, это можно объяснить просто как интерес: мальчик запускает птенца обратно в озеро, чтобы посмотреть, как он будет плыть дальше. То есть налицо недостаток эмпатии, сочувствия и полное отсутствие отношения к боли окружающего, которое (в норме) человек испытывает так же к животным, как и к людям.
Отличительная черта взрослого Джека — объяснять все свои поступки, которые не очень вписываются в наши общественные представления, какими-то благородными мотивами. Как будто он не просто убивает людей, а «творит искусство». Такие «благородные проявления» тоже свойственны состоянию психопатии.
У него появляется сверхценная идея построения дома: эта идея перекрывает весь мысленный процесс героя, что обычно свойственно всё-таки шизофреникам. У психопатов не настолько часто проявляются такие сильные сверхценные идеи. Так что перед нами снова персонаж со смешанными чертами от разных расстройств психики.
Кто такие нарциссы?
Нарциссическому расстройству личности свойственны бесконечная напыщенность, абсолютная и всепоглощающая уверенность в себе. Что тут плохого? При таком расстройстве человек может тяготеть и к сильной жёсткости, непримиримости с окружающими людьми, безграничной эксплуатации этих самых окружающих. Он попросту считает себя исключительным, лучше всех. А потому власть, деньги, лучшие машины, лучшие женщины, лучшие костюмы, самое дорогое, самое лучшее должно быть у них. Лучшее место на работе должно быть отдано ему. Единственному. Просто потому, что так он себе это представил. Такие герои поглощены идеями об идеальном будущем: от белой яхты на лазурном море до идеальной любви. Вот я лично спрашиваю вновь: и что же плохого в этом расстройстве? Наверное, просто слово «расстройство».
«Поймай меня, если сможешь», реж. С. Спилберг, 2002 г.
Герой Леонардо Ди Каприо (ну кто ещё может сыграть самовлюблённого персонажа лучше?) встречает девушку и тут же в неё влюбляется, хочет построить с ней отношения на всю жизнь, потому что это такая же цель — идеальная любовь. Но это не любовь, говорят психологи, а скорее тяга к истории о настоящей красивой любви, такая же, как тяга к истории о настоящей красивой работе, настоящей власти и т.д.
Кто такие параноики?
Параноидные расстройства личности характеризуются подозрительностью. Параноики ищут заговоры, они чувствительны к отказам, переворачивают фразы людей на поиск угроз, ревнивы, обидчивы, ищут везде подвох, очень сильно себя переоценивают. При этом они постоянно страдают от того, что якобы кто-то хочет сместить их с работы. Или что все вокруг им завидуют и хотят заполучить их место, отсюда и ревность — в работе она тоже есть.
«Стрингер», реж. Р. Элсвит, 2013 г.
Луис Блум фанатеет от своей работы, полагая, что он лучший в своём деле, несмотря на то, что только что к ней приступил. При этом он уверен, что все остальные хотят его каким-то образом сместить. Это, конечно, свидетельство параноидного поведения. НО. Герой Джейка Джилленхола быстро переходит в нарциссическое расстройство личности, то есть он безапелляционно уверен в собственном превосходстве. Да, у параноиков тоже есть схожая черта: они считают, что окружающие хотят их как-то уничтожить из-за того, что они делают что-то лучше. При нарциссическом расстройстве же у них вообще нет никаких вопросов о том, что они лучшие. Сначала герой фильма просто работает и зациклен на себе, что логично при паранойе, остальные люди ему не очень доверяют и вовсе «недостойны» помогать, потому что замышляют против него что-то плохое. Но в какой-то момент мы видим, что персонаж Джилленхола использует окружающих людей, потому что окружающие люди — это просто способ добиться своей цели. Это уже проявление нарциссического расстройства. К концу фильма герой вообще переходит к первому типу, который мы рассмотрели: резко переключается на абсолютную холодность, жестокость, ему вдруг становится на всех наплевать, что не свойственно ни параноидным импульсам, так как параноики одержимы всеми остальными, ни нарциссическим, потому что люди в их глазах лишь должны служить достижениям личной цели.
Вселенная «Гарри Поттер»
Аластор Грюм — ярчайший представитель параноидного расстройства личности в кино: высокомерен, считает, что все остальные не дотягивают до его уровня, даже если это неправда, бывает очень грубым, постоянно переворачивает чьи-то слова, неправильно оценивает ситуацию. Один из немногих персонажей, который остаётся «верен» диагнозу и не переходит в другие состояния с бредовыми идеями, галлюцинациями. Несмотря на то, что в некоторых вариантах перевода Alastor «Mad-Eye» Moody называют Аластор «Шизоглаз» Хмури, он не шизоик, а параноик.
Да, кстати, кто такие шизоики?
Шизоидное расстройство личности протекает, как правило, без яркого проявления эмоций, поскольку таким людям самим проявлять эмоции сложно и считывать с других, как вы догадались, тоже. Они очень сдержанно радуются, очень сдержанно расстраиваются. Они заперты в своём мирке, очень любят фантазировать и очень не любят разговаривать. Строить социальные связи — для них вообще пытка. Они не реагируют на похвалу, не реагируют и на критику: им всё равно, как вы к ним относитесь, как вы оцениваете их работу и проч. И очень мало вещей, от которых они действительно получают какое-то удовольствие, чаще всего они связаны с их миром фантазий, куда они сбегают. Вот почему это не самый популярный вид расстройства у кинематографистов. Скучно.
Сериал «Сообщество»
Эбед Надир одержим гик-культурой и фантазирует только внутри неё. Да, у него постоянно свои мысли, при этом ему всё равно, участвуют ли окружающие люди, поддерживают ли его фантазию или нет, она у него всё равно держится, независимо от какой-то отдачи, это единственная вещь, которая его радует. Он избегает любых социальных взаимодействий, у него есть единственный друг из компании, вообще же он очень тяжело сходится с людьми. Как типичный шизоид не понимает, когда он может кого-то обидеть своими словами, он почти не выражает эмоций и не выговаривает их словесно.
Обсессивно-компульсивное расстройство
Для людей с этим расстройством характерны одержимость порядком и перфекционизмом, они очень строго относятся к себе.
Ими владеет постоянный контроль над собой и над ситуацией, контроль над окружающими людьми тоже. Если вы что-то нарушаете в их порядке и укладе, они не делают исправления, они делают всё заново. Им свойственна ритуальность. Если они что-то сделали и день сложился удачно, то они будут это делать постоянно. Если не говорить о клинических случаях, то могут быть такие проявления: например, начинается день с того, чтобы надеть сначала левый ботинок, потом правый. Никак не нарушая последовательность.
Сериал «Клиника»
Доктор Кейси. Его утро на работе начинается с того, что он заходит в помещение и трогает каждую вещь. Он бесконечно моет руки, считая их всё ещё грязными.
«Лучше не бывает», реж. Дж. Л. Брукс, 1997 г.
У героя Джека Николсона Элвина Адала есть определённые правила питания: он приходит в одно и то же кафе. Он разгоняет всех остальных, чтобы сесть именно за свой стол. Когда его любимая официантка не выходит на работу, он идёт к ней домой узнать, почему. Это ярчайший пример обсессивно-компульсивного расстройства. Правда, дальше в фильме сплошные несоответствия. Взять хотя бы такую черту персонажа: он очень легко совершает покупки, а люди, которым настолько важен порядок, очень тяжело расстаются с какими-нибудь старыми вещами. Часто можно заметить, что они годами используют одно и то же. И они очень щепетильно относятся к своим ресурсам, а значит, трата денег — не про них. Ещё один момент, который смущает психологов: персонаж быстро привыкает к собаке, которую ему подкидывают, хотя это полное нарушение его повседневной жизни. Люди с обсессивно-компульсивным расстройством даже не посмотрят на собаку. Конечно, это уже сценарная задумка — иначе смог бы он завести романтические отношения? Если бы он был на той стадии, на которой можно оказаться при его нарушениях, скорее всего, нет.
«Авиатор», реж. М. Скорсезе, 2004 г.
Пик обсессивно-компульсивного расстройства Говарда Хьюза в исполнении Леонардо Ди Каприо приходится на тот момент, когда он сидит голым у себя в комнате. Хотя до этого нам достаточно одной детали: герой носит с собой мыльницу и постоянно моет руки. Но судя по сцене в комнате, расстройство его прогрессирует, а это, увы, тоже не совсем правдиво. Болезнь обычно находится на одном уровне. Но это, без сомнений, для зрителя скучно.
Ну, и наконец, кто такие ипохондрики?
Это вы, если все или какие-то из признаков расстройств обнаружили вдруг у себя. К счастью, это лечится хорошим кино и самоиронией.
Более подробно о типах психических расстройств можно узнать на лекции Тони Барановой 23 ноября, которая пройдёт в МШК, там же будет рассказ о женских образах в кино (не только истерических).