Мимика предсказывает поведени. Ученые НИУ ВШЭ исследуют эмоции
Исследователи Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ применили технологии автоматического распознавания эмоций для изучения благотворительного поведения. Они показали 45 участникам фотографии собак, нуждающихся в помощи, и предложили сделать пожертвования. Чем сильнее участники испытывали грусть и гнев, тем больше денег они готовы были отдать в благотворительные фонды. Исследование опубликовано в журнале Heliyon.
Благотворительное поведение является сложным психологическим процессом, мотивы которого полностью не изучены. Эмоциональное состояние — один из ключевых факторов, влияющий на готовность отдавать свои ресурсы другому. В большинстве исследований благотворительного поведения используются субъективные методы, что часто приводит к противоречивым результатам. Участники не всегда понимают свои чувства или не готовы о них говорить открыто. Исследователи из НИУ ВШЭ первыми в мире использовали программу автоматического распознавания эмоций FaceReader для объективной оценки эмоций и их влияния на благотворительность.
«Сейчас аффективные вычисления находятся еще на ранних стадиях своего развития и не так широко используются в индустрии, однако в ближайшие годы можно ожидать их повсеместного внедрения в различные сферы бизнеса и науки».
- Анна Шепеленко, младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ
В ходе эксперимента участникам показывали фотографии собак в различных условиях, включая бездомных, домашних, больных и здоровых, и предлагали пожертвовать деньги на их поддержку. Выражения лиц участников фиксировались программой FaceReader. Оказалось, что чем сильнее участники испытывали грусть и гнев, тем больше денег они были готовы пожертвовать.
Основные результаты исследования показали, что люди склонны больше жертвовать тогда, когда призывы к благотворительности вызывают у них неприятные эмоции. Примечательно, что по данным самоотчетов, эмоции удивления, отвращения и страха также способствовали увеличению пожертвований, однако программа FaceReader это не подтвердила. Различия могли возникнуть из-за разницы во времени фиксации эмоций и их самоотчета, что могло изменить восприятие участниками своих эмоций.
«Данное исследование вносит вклад в изучение благотворительного поведения, и мы надеемся, что полученные результаты будут полезны для некоммерческих организаций».
- Анна Шепеленко, младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ
Результаты также показали, что пожертвования были связаны с индивидуальным восприятием ценности денег. Чем выше была субъективная значимость вознаграждения (320 рублей), тем меньше испытуемые готовы были отдавать на благотворительность, при этом персональный уровень финансового состояния не влиял на размер пожертвований.
Исследователи отмечают, что для дальнейшего изучения влияния эмоций на благотворительность следует проводить лонгитюдные исследования, чтобы регистрировать изменения поведения благотворителей в течение длительного времени.