Лучше понимать чувства. Психологи выяснили, как музыка влияет на развитие эмоций у дошкольников

Лучше понимать чувства. Психологи выяснили, как музыка влияет на развитие эмоций у дошкольников

Сейчас около 2 миллионов детей в нашей стране посещают дополнительные занятия по музыке. Это связано с тем, что интуитивно родители понимают важность музыкального образования для развитии памяти, внимания, речевых и моторных навыков, что подтверждается многочисленными исследованиями.

Однако данных о роли музыкального образования в развитии эмоциональной компетентности не так много, именно поэтому в нашем исследовании мы хотели сосредоточиться на этом аспекте.

  • Александра Долгих, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук

Способность понимать природу, причины и следствия своих и чужих эмоций, а также то, как управлять эмоциями в повседневной жизни необходимо человеку для того, чтобы эффективно работать и общаться с другими людьми, выстраивать отношения и заводить знакомства.

Исследователи показали, что музыкальное образование способствует развитию эмпатии у детей, помогая им лучше понимать чувства других людей. Сравнение развития эмоций у детей на протяжении двух лет, которые посещали музыкальные занятия и не посещали их, продемонстрировало существенный рост по всем показателя понимания эмоций в пользу первых. Важно подчеркнуть, что изначально различий в способности понимания эмоций не было.

Во многом такие различия объясняются тем, что на начальном этапе обучения игре на инструменте дети часто разучивают мелодии с «говорящими» названиями и понятными словами. По названию или тексту песни ребенок может легко представить себе сюжет или ситуацию, которую он должен передать музыкально. Таким образом, ребенок может связать настроение композиции с сюжетом или образом, который «описывает» эта музыка.

Кроме того, исполнение музыки подразумевает передачу музыкального настроения. Например, при исполнении песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» от ребенка требуется продемонстрировать веселое и дружелюбное настроение. Для этого педагог просит детей представить пляшущие облака, кузнечика со скрипкой и смеющихся друзей. Эти образы помогут прочувствовать и передать радость.

В процессе обучения музыке ребенок узнает, что определенные эмоции можно испытывать, если представить или вспомнить ситуацию, которая их вызывает, и что эти воспоминания также могут служить причиной возникновения эмоций.

  • Анастасия Якушина, преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ

Таким образом, проведенное исследование подчеркивает позитивное влияние систематических занятий музыкой на развитие эмоциональной компетентности детей как одной их составляющих гармоничного развития.

Фото: ru.freepik

Быстрее и дешевле. Ученые представили новый метод получения вольфрама
Нужно доработать. Михаил Мишустин дал поручения по национальному проекту «Продолжительная и активная жизнь»