Как темперамент ребенка влияет на воспитание. Результаты исследования психологов МГУ

Психологи МГУ провели исследование, которое показало, что темперамент ребенка влияет на выбор родительских практик. Анализ данных от 478 матерей дошкольников по всей России выявил, как особенности характера детей определяют подходы родителей к воспитанию.

Родительские практики — это систематические и осознанные действия, направленные на воспитание детей. Эти практики часто определяются темпераментом ребенка, что подтверждает исследование, поддержанное Российским научным фондом. В нем приняли участие 478 матерей дошкольников из различных регионов России, которые отвечали на вопросы о своих воспитательных методах и заполняли опросник, оценивающий темперамент их детей.

На первый взгляд может показаться, что воспитательные практики полностью зависят от родителей. Однако исследование показало, что выбор методов воспитания часто обусловлен индивидуальными особенностями ребенка, включая его темперамент.

«Эффективно подобранные воспитательные практики должны быть созвучны темпераменту как родителя, так и ребенка.»

  • Наталья Руднова, научный сотрудник факультета психологии МГУ

Результаты исследования показывают, что родители интуитивно адаптируют свои воспитательные подходы к индивидуальным особенностям своих детей. Например, у детей с хорошими навыками регуляции поведения родители чаще используют разнообразные обучающие практики: чтение, рассказывание историй, изготовление поделок, пение и обучение стихам. Такие родители также чаще проявляют эмоциональную теплоту, хвалят и обнимают своих детей. Это логично, так как легче и приятнее заниматься с ребенком, который ведет себя спокойно и интересуется тихими занятиями.

Основные выводы исследования касаются детей, которые испытывают трудности с регуляцией поведения и эмоций, часто испытывают тревогу и раздражительность. Эти особенности сами по себе являются фактором риска для развития, но также влияют на изменения в применяемых воспитательных методах. Дети с низким уровнем самоконтроля часто недополучают необходимый опыт обучающих занятий и поддержки взрослых.

«Если ребенок не обладает высоким самоконтролем, с ним нужно заниматься только больше. Конечно, это тяжело. Но «на кону» его будущее.»

  • Наталья Руднова, научный сотрудник факультета психологии МГУ

На основании результатов исследования рекомендуется родителям, чьи дети испытывают трудности с регуляцией поведения, уделять больше времени совместным занятиям, направленным на когнитивную стимуляцию. Такие активности, как чтение, разговоры о мире, обучение письму и рукоделию, способствуют развитию как когнитивных, так и регуляторных навыков у детей, что облегчит дальнейшее усвоение знаний.

Форум «Ребенок в цифровом мире» состоялся 1-2 июня 2024 года. Это событие, проходившее уже в четвертый раз, было организовано МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований при поддержке ЮНЕСКО, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре.

Нет комментариев