От киновари до каротина. История красной краски
Красный цвет издавна соотносится для человека с важнейшими понятиями, причем диаметрально противоположными, своего рода полюсами, между которыми умещается все человеческое существование… Сегодня в мире насчитывается более 200 красных пигментов, природных и искусственных. Какие минералы, растения, животные помогали людям создавать «идеальный красный»?
От красных минералов до покрасневших белил
Красный – цвет радости, праздника, душевного подъема, победы. По утверждениям психологов, красный и его оттенки стимулируют мозговую и сердечную деятельность, прибавляют энергии, бодрости. Однако красный цвет может и возбуждать, и, в конце концов, истощать, вызывать эмоциональную усталость. Этот цвет совсем не прост, он двойственен. Это цвет крови, которая есть жизнь, но, будучи пролита, – смерть, жертва. Это цвет пламени, то греющего, то сжигающего.
Из глубины веков до нас дошли свидетельства интереса человека к красному цвету. Археологами были найдены специально обработанные кусочки красной охры, или оксида железа, проще говоря – красноватой глины, которым более двухсот пятидесяти тысяч лет. Скорее всего, древние люди раскрашивали ими лицо и тело.
Позднее из охры стали делать собственно краску, образцы которой обнаружили в мастерской первобытного человека, насчитывающей около ста тысяч лет. Причем там, где не было залежей красной охры, в дело шла более распространенная желтая: ее обжигали при высокой температуре, чтобы удалить воду, и она приобретала красный цвет. Затем охру растирали, и полученный порошковый пигмент смешивали с водой или животным жиром. Эта краска входила в число тех, которыми тридцать с лишним тысячелетий назад, то есть в эпоху верхнего палеолита, были выполнены рисунки в пещерах – французской пещере Шове и испанской Альтамире.
А со времен античности получила широкую известность киноварь. Поначалу так называли целую палитру красных красок растительного и минерального происхождения. Но постепенно киноварью стали называть пигмент из алого минерала – сульфида ртути. Ею окрашивали стены в интерьерах, расписывали посуду, использовали в косметике, хотя уже древние римляне знали, что киноварь вредна для здоровья. Именно поэтому сегодня ее используют редко.
Некогда киноварь называли также суриком, но позже второе название закрепилось за другим пигментом, который получали из обожженных свинцовых белил. Как гласит легенда, открыли такой способ получения красной краски случайно: бочонки с белилами везли морем, в порту на судне случился пожар. Бочонки не сгорели, но обуглились. В результате греческий художник Никий получил взамен ожидавшейся им белой краски новую, привлекавшую своим ярким, красно-оранжевым оттенком. К слову, свинцовые белила, как и сульфид ртути – вещество токсичное. Но древних это не слишком пугало: в античную эпоху из сурика, как и из киновари, делали даже румяна.
Средневековые миниатюристы ценили киноварь и сурик за яркость и выразительность, которые требовались для украшения рукописных книг. Само слово «миниатюра» восходит к названию киновари на латыни – «minium». В наше время свинцовые белила практически вышли из арсенала художников, но их производным – суриком – до сих пор покрывают стальные конструкции: железнодорожные вагоны, морские и речные суда, защищая их от ржавчины, ведь эта краска остается стойкой даже в соленой воде.
Пурпурная красота
Красные краски животного и растительного происхождения также известны человеку с глубокой древности, потому что сырье для них всегда находилось под рукой. Сорвал цветок, из стебля или корней которого потек яркий сок, или раздавил червячка, выпустившего красную жидкость, - и примитивная краска готова. А если собрать растения или насекомых, высушить, растереть, да еще смешать с другими составляющими, то, во-первых, можно варьировать оттенки, а во-вторых, получится более стойкий и удобный в использовании красящий материал.
Таким красителем стал пурпур, который добывали из морских брюхоногих моллюсков – иглянок. Археологические раскопки показали, что пурпур использовали уже 10 000 лет назад. Но востребованным в серьезных масштабах этот краситель красного цвета с фиолетовым оттенком стал позже. Считается, что его распространение – заслуга финикийцев, поставивших добычу пурпура на поток. Особенно ценился тот, что производили в средиземноморском городе Тире: окрашенные тирским пурпуром ткани не выцветали и не линяли. На окраску одного килограмма шерсти шло 30 000 моллюсков или три с лишним килограмма красителя-сырца, а стоимость пурпурного шелка поднималась еще выше. Пурпур во времена античности был самым дорогим красителем.
Одежды пурпурного цвета имели роскошный вид, но позволить их себе могли только люди состоятельные или облеченные властью. Порфира – мантия пурпурного цвета – стала отличительным знаком царской власти. В Древнем Риме и Византии облачаться в пурпур имел право лишь император. В Византии продолжали изготавливать пурпурный краситель по античным рецептам и в Средние века, но после завоевания Константинополя в XV веке турками-османами секрет его производства был утрачен. Восстановили его только в XVII-XVIII столетиях.
Из корней растения марена обыкновенная, содержащего пигменты ализарин и пурпурин, изготавливали крапп – краситель красно-коричневого, малинового, фиолетового оттенков. Применяли его для окраски тканей еще древние египтяне, греки и римляне. Марену с давних пор не только собирали, но и культивировали. Известно, что император Карл Великий всячески поощрял выращивание этого растения. Позднее во Франции и Голландии появились целые плантации марены. Крапп шел на окраску сукна, в которое одевали армию. Так, например, в Англии солдат даже прозвали «красными мундирами». В России из крапового сукна также шили элементы военной формы. И знаменитые «краповые береты», головные уборы особого оттенка, до сих пор являющиеся знаком отличия в частях спецназа, тоже получили свое название от этого красителя.
В 1868 году немецкие химики синтезировали ализарин из антрацена – углеводорода, находящегося в каменноугольном дегте – создав, таким образом, первый искусственный краситель. Вскоре марену перестали разводить в промышленных масштабах, но ее использование как источника краски продолжается до сих пор.
На основе пигмента из марены изготавливают краску краплак. Она полупрозрачна и потому хорошо подходит для работы лессировками, то есть для нанесения слоями, особенно поверх непрозрачного слоя, в результате чего цвет выходит сочным и насыщенным. Живописцы Возрождения и барокко высоко ценили краплак за возможность изображения богатых тканей. Но на свету эта краска способна выцветать, поэтому вместо нее сегодня чаще используют синтетическую – все тот же ализарин.
Прекрасные червячки
Легендарный правитель ацтеков Монтесума брал их в качестве дани с захваченных городов, а у испанцев, завоевавших в XVI веке ацтекскую империю, этот товар стал вторым по значимости после серебра. Речь о кошенили, как обобщенно называют кокцид – семейство полужесткокрылых надсемейства червецов. Она «поставляет» один из самых известных природных красителей – кармин, обладающий красным цветом с оттенком пурпура.
В Араратской долине на корнях злаков обитает араратская (армянская) кошениль. Из нее делали малиновый краситель, который шел на окраску ковровой пряжи и богатой одежды. А в Средиземноморье издавна знали дубовую кошениль (кермес), живущую на листьях дуба Кермесского и дуба Палестинского. В Центральной и Северной Европе собирали с корней травянистых растений и специально выращивали польскую кошениль. Обитает она и в России, преимущественно на корнях земляники. Прежде этих насекомых именовали просто - червецами, отсюда и пошло старинное русское название красного цвета: червленый, червонный. Русские иконописцы называли красную краску «червлень». Но синонимом красного было и «кармазиновый» («кармазинный»), происходящее от все того же кармина.
О том, как собирали на Руси червеца, оставил записи немецкий и русский ученый XVIII века Петр Симон Паллас: «С половины июня до половины июля… бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвой в собирании червца (Coccus polonicus). Они ищут сего насекомого по сухим и тощим местам по большей части около корня земляницы… также при редко растущей траве, мохна называемой…» Краской из червеца крестьяне красили нити или ткань для праздничной одежды, красными нитками вышивали нарядные рубахи и сарафаны. Возможно, поэтому с XVII столетия слово «червленый» («чермный») стало вытесняться словом «красный» – «красивый».
Но самая известная кошениль – родом из Южной и Центральной Америки и Мексики, где она селится на кактусах рода опунция. Ацтеки не только собирали червяков в естественных условиях, но и разводили. Для получения одного килограмма кармина требовалось в среднем 150 000 самок: именно они, в отличие от самцов, неподвижно сидят на листьях. Их счищали специальными щетками, высушивали и измельчали. Кармином окрашивали пряжу и ткани, делали из него косметические средства и художественные краски.
Начиная с эпохи Великих географических открытий европейцы, познакомившись с мексиканской кошенилью, больше других насыщенной карминовой кислотой, стали отдавать ей предпочтение. В итоге «мексиканка» почти вытеснила другие виды.
Использовать кармин из кошенили продолжили и после того, как в 1991 году была синтезирована искусственная карминовая кислота: натуральный краситель оказался дешевле. Мы знаем его как пищевой краситель Е120. Правда, кармин отличается нестойкостью к свету и влаге, поэтому его окраску стабилизируют, получая кальциевые или алюминиевые соли карминовой кислоты. Применяют Е120 в мясной, рыбной, молочной, кондитерской промышленностях, при производстве алкогольных и безалкогольных напитков.
Несмотря на то, что натуральный кармин безопасен, существует предубеждение против добавки «из червей». Что ж, выбор у потребителя есть: при производстве продуктов питания или косметики используют немало других органических красителей красной гаммы, прежде всего, на основе пигментов растительного происхождения. Это каротин (Е160а) – тот самый, что придает окраску моркови, экстракт паприки (Е160с), ликопин (Е160d), присутствующий в помидорах и арбузах, а еще свекольный красный, или бетанин (Е162), антоцианы (Е163), содержащиеся в красном винограде, шиповнике, вишне, черной смородине, затем экстракт гибискуса и другие.
Очаровательные красные. Или нет?
Сегодня многие натуральные красители потеснены искусственными, синтетическими. Создавать вещества, аналогичные по составу и свойствам природным, начали еще в давние времена: к примеру, уже в древнем Китае и в арабских странах в эпоху Средневековья искусственную киноварь получали, сплавляя ртуть и серу – элементы, из которых состоит натуральная. Кстати, ренессансные художники использовали преимущественно искусственную киноварь. Ее производство было делом опасным, занимались им опытные умельцы. Ртуть и серу нагревали в закрытой реторте, образовывался сульфид ртути черного цвета, а потом после возгонки нагреванием и конденсации сульфид становился красным.
Искусственные красные красители стали активно синтезировать, начиная со второй половины XIX века. Они достаточно просты в производстве и дешевы, придают изделиям более яркий, насыщенный и стойкий цвет, к тому же их требуется добавлять гораздо меньше, чем натуральных.
В пищевой промышленности без красных красителей теперь не обойтись: потребителю хочется не только приятного вкуса, но и насыщенного цвета. И здесь вовсю идут в дело красители синтетические, сырьем для которых служат, как правило, каменноугольная смола и продукты нефтепереработки. Подобные красители могут входить в состав соленой красной икры и красной рыбы, колбас и сосисок, мороженого и конфет, алкогольных и безалкогольных напитков, йогуртов, желе. Но, естественно, возникают вопросы, безопасно ли использовать эти красители в производстве продуктов питания.
Да, есть примеры негативного воздействия на здоровье человека. Достаточно вспомнить пищевой краситель Е121, или «цитрусовый красный». Раньше им не только подкрашивали соки, йогурты, конфеты, мороженое, но и придавали с его помощью особо аппетитный вид апельсинам, мандаринам, грейпфрутам. Позже выяснилось, что цитрусовый красный опасен, и его почти повсюду запретили. «На подозрении» Е122, он же кармазин, или азорубин, а также Е123 (амарант), который с размахом применяли в пищевой промышленности и даже при производстве детского питания. Сегодня целый ряд стран, в том числе Россия, отказались от использования амаранта, найдя ему замену: Е129 или «красный очаровательный АС».
Красители, не идущие в пищу, тоже нередко проявляют себя не с лучшей стороны: там – ртуть, там – свинец, там – кадмий. Если они и не наносят вреда непосредственно потребителю, то загрязняют окружающую среду. В качестве примера можно привести тот же кадмий: в краске ведет себя прилично, но при производстве способен попадать в почву и в продукты питания, где проявляет свои вредные свойства. Наиболее стабильным, нетоксичным и долго сохраняющимся оказался знаете какой пигмент? Та самая красная охра, которой пользовались еще древние люди. Она и сегодня востребована. Например, из нее делают краски для различных поверхностей.
От Виллы Мистерий до красных флагов
Среди красок в палитре художников красному отведена одна из ведущих ролей. Например, в искусстве каменного века на стенах пещер присутствуют изображения со следами ладоней, припорошенных вокруг красной охрой. От времен античности до нас дошло мало произведений живописи, но среди тех, что сохранились, выделяется роспись Виллы Мистерий (II-I вв. до н. э.) в Помпеях, где сцены представлены на ярко-красном фоне, усиливающем их праздничный характер.
В искусстве Византии, Руси, средневековой Западной Европы красному придавалось особое значение: он символизирует кровь Спасителя и мучеников за веру. Красным изображали и покрывало Богородицы на византийских и русских иконах, который писали ба́гором – темно-красной с фиолетовым оттенком краской, напоминающей пурпур.
Изобилует красным и его оттенками живопись барокко, особенно много на картинах и фресках тканей красного цвета. Парадные портреты эпохи барокко редко обходились без красной драпировки позади запечатленного человека, что придавало его облику торжественности.
В XIX веке в среде русской аристократии возникла мода на наряды в народном духе, в том числе красного цвета. При царе Александре III стало модным носить кумачовые косоворотки из мужского праздничного костюма крестьян. Николай II любил надевать такую рубаху, в которой он и был изображен на портрете кисти Бориса Кустодиева.
Искусство русского авангарда, яркое и дерзкое, во многом развивалось под знаком красного цвета, который звучит на картинах Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Василия Кандинского, Казимира Малевича… А «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, написанное в 1912 году, воспринимается как символ своего времени.
Еще в период революционных событий 1905 года на улицах появились красные знамена, на одеждах – красные банты. Февраль 1917 года также сопровождался алыми флагами и бантами. После Октябрьской революции красное знамя стало государственным символом, а красный цвет - ведущим в цветовой гамме: красными были не только знамена, но и пионерские галстуки, косынки комсомолок, кремлевские звезды…
Красный вихрь
Именно красный цвет объединил творчество двух русских художников, Филиппа Малявина (1869-1940) и Абрама Архипова (1862-1930), чьи работы представлены на выставке «Адепты красного. Малявин&Архипов”, недавно открывшейся в Государственной Третьяковской галерее.
В русских деревнях, откуда художники были родом, красные сарафаны носили девушки и молодые замужние женщины до рождения первенца. Невеста на второй день после свадьбы, когда продолжалось празднование, надевала красный сарафан. Слова народной песни «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» означают «не выдавай меня замуж».
Красные одеяния крестьянок Малявин писал киноварью, кадмием красным, краплаком. Приступая к работе над большим полотном «Вихрь», он искал такое связующее, чтобы цвет горел изнутри, сиял во всем своем великолепии. Поэтому обратился за советом к художнику Игорю Грабарю, знатоку разных живописных техник.
«…Он просил меня дать ему какой-нибудь рецепт связующего вещества, поднимающий светосилу и интенсивность цвета… – вспоминал Грабарь. – Я дал ему рецепт, главными составными частями которого были: венецианский терпентин (получаемый из живицы растворитель для красок, усиливающий их блеск, прозрачность и эластичность – Прим. авт.) и копаловый лак, предупредив его, что успех зависит от правильности дозировки: слишком большой перевес терпентина может сделать картину почти несохнущей, почему его надо регулировать смолой – копалом, расплавленным в льняном масле.
На этом связующем веществе он стер краски, которыми с того времени стал писать все свои картины. Ими написан и «Вихрь» в Третьяковской галерее. Неумеренное количество венецианского терпентина… превратило красочное тесто этой картины в массу, до сих пор не затвердевшую, в летние дни распускающуюся и даже грозящую прийти в движение. Но яркость красок, их блеск действительно изумительны, оставляя далеко позади яркость простых масляных красок».
Рассмотреть в подробностях многочисленные оттенки красного на картинах Малявина и Архипова посетители выставки смогут до 16 февраля 2025 года.
Ирина Кравченко
Изображение на обложке: AI-generated by A.Romantsova