Вряд ли будет преувеличением сказать, что каждый в детстве ребенок мечтал бы найти клад с золотом. Повзрослев, некоторые дети в каком-то смысле воплощают свою мечту и становятся нумизматами — коллекционерами и исследователями старинных монет. Среди них особое место занимают монеты Византии — государства, оказавшего особое влияние на историю нашей страны, в том числе через золотые монеты, которые чеканили ее правители. Увидеть их своими глазами можно на выставке «От рассвета до заката: византийские монеты из коллекции Г.А. Щетинина», которая недавно открылась в Государственном изобразительном музее имени А.С. Пушкина. В состав камерной экспозиции вошли 64 золотые и 2 серебряные монеты, созданные в Византии в IV–XIV веках и отменно сохранившиеся до наших дней. А подробнее о том, чем примечательно византийское золото, расскажем в этой статье.
Весной 1928 года в городе Никольске-Уссурийском Приморского края родился мальчик. Он вырос в семье военного и в 1942 в возрасте четырнадцати лет сбежал на фронт, чтобы служить в разведке. После войны он перебрался в Москву, где поступил в пограничное училище. Казалось бы, юношу ждала военная карьера, однако с детства у него было еще одно необычное увлечение — он собирал старинные монеты. В начале 1960-х годов он всерьез занялся нумизматикой и вскоре после возглавил Московское Нумизматическое общество. Имя героя Великой Отечественной — Герольд Александрович Щетинин — стало широко известным в кругах любителей старинных монет, однако собранную им за десятилетия коллекцию долгое время практически никто не видел. Все изменилось совсем недавно, в 2023 году, когда Щетинин решил передать ее в ГМИИ имени А.С. Пушкина. И вот два года спустя легендарная коллекция стала основой интереснейшей выставки, для которой сотрудники Пушкинского отобрали наиболее интересную и сохранную ее часть — золотые монеты, которые чеканились в Византии на протяжении более чем одиннадцати столетий. В этой статье рассказываем об истории византийской золотой чеканки, а также о том, чтó при помощи монет византийские императоры хотели сказать своим подданным и как образ Христа на них уживался с образом Зевса.

Империя, которой не было
Начать стоит с того, что такого государства, как Византия, не существовало. Так называлась восточная часть Римской империи, которая никуда не исчезла после того, как варварские племена завоевали западную часть в 476 году н.э. Восточная же просуществовала еще почти тысячу лет — до 1453 года, когда Константинополь пал под ударами турок-османов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сами византийцы совершенно искренне считали себя римлянами, ромеями по-гречески. Что касается названия Византия, то оно было придумано учеными только в эпоху Возрождения: Визáнтием в древности назывался небольшой городок на месте будущего Константинополя.
Основателем новой столицы и вместе с тем самой Византии традиционно считается Константин I Великий (306-337) — первый император, принявший христианство и уравнявший последователей новой веры в правах с язычниками. С его же именем связано и введение новой золотой монеты — сóлида.
Солид — чистое константинопольское золото
Это название происходит от латинского слова solidus, что означает «твердый», «надежный». Под надежностью имелось в виду стабильное качество и вес монеты — каждый солид состоял из золота на 98-99 %, и по крайней мере в теории должен был весить 4,55 грамма, то есть ровно 1/72 часть римского фунта, который, в свою очередь, весил 327,45 грамма. На практике, конечно, были погрешности, но власти допускали отклонение от нормы, хотя и не более чем на полграмма.
На оборотной стороне золотых византийских солидов раннего времени зачастую встречается загадочное сокращение CON OB. Ученые долго ломали голову над этой загадкой, но в конце концов ответ был найден: вероятнее всего, оно расшифровывается как Con[stantinopoli] ob[ryziacum], то есть «чистое константинопольское золото». Именно в Константинополе, столице империи, находился главный монетный двор, а поэтому сокращение CON OB как знак качества впоследствии стали штамповать и на монетах, выпущенных в других частях государства. Кстати, у этой загадки есть еще один смысл. Дело в том, что в греческом языке, где числа записывались при помощи букв, OB означает еще и число 72 — ровно столько солидов, как мы помним, умещалось в римском фунте.

Христос и Зевс в одном лице: что изображали на византийских монетах
Император Константин и его преемники во многом следовали античной традиции чеканки монет, поэтому солиды несут позднеримские и раннехристианские черты одновременно. Например, образ императора на этих монетах все еще обладает портретным сходством с изображаемым человеком — такой вывод можно сделать, сравнив внешность Константина на его монетах со знаменитым мраморным бюстом из Капитолийских музеев в Риме. На оборотной же стороне солида зачастую можно видеть языческую богиню Викторию (прим. ред.: богиня победы в римском пантеоне), однако в руке она держит уже не пальмовую ветвь, а большой украшенный жемчугом крест. Вместе с тем на монетах IV–V веков появляется хризма — монограмма имени Христа, украшающая шлем императора. Со временем христианских элементов на монетах становится все больше: в VI веке в руках правителя оказывается держава, а над его головой из облаков возникает Десница Божья, держащая императорский венец. Все эти символы призваны донести до подданных идею о том, что император — наместник Бога на земле, — а власть его носит божественный характер.
Причудливое сочетание языческих и христианских черт особенно ярко проявляется в первых изображениях Христа, возникающих на монетах в самом конце VII века. При императоре Юстиниане II (он правил дважды — в 685–695 и в 705–711 годах) так называемый Трулльский церковный собор постановил, что Спасителя следует изображать в его человеческом облике. Последствием этого решения стало появление на солидах Юстиниана II образа Христа, скопированного с античной статуи Зевса Олимпийского работы Фидия (V век до н.э.), память о которой к тому времени была еще жива. Это был античного вида мужчина среднего возраста с бородой и длинными волосами, который при этом держал в руках христианские атрибуты. Образ Христа периода второго правления Юстиниана разительно отличается от первого: теперь это молодой мужчина с восточными чертами лица и кудрявой шевелюрой, отчего этот тип получил название Сирийского. Любопытно, что после этого изображение Христа на византийских монетах пропадает почти на полтора столетия.

Прощай, солид! Византийские монеты в эпоху перемен
В VIII и первой половине IX века Византия вступает в очень сложный период своей истории — период иконоборчества. Многие императоры этой эпохи включаются в активную борьбу со злоупотреблениями в почитании икон, которое христианские мыслители приравнивали к идолопоклонству. Это не могло не сказаться на иконографической программе византийских монет. Все христианские символы, за исключением креста, в это время были запрещены, а чеканщики акцентировали внимание на изображениях правителей. Уникальным явлением этого времени стала традиция изображать на реверсе монеты портреты умерших отцов и дедов правящих императоров. Нередко их образы сопровождались пояснениями: pater, то есть «отец», или pap’ — сокращение от греческого pappous, «дед». Доходило до того, что на одной монете теснилась вся семья правителя в трех поколениях. Например, на лицевой стороне солида Константина VI (780–797) изображен сам император и его мать Ирина, а на оборотной — его отец Лев IV (775–780), дед Константин V (741–775) и прадед Лев III (717–741).

К концу иконоборческой эпохи Византия давно уже была грекоязычной империей. Именно поэтому, когда из религиозного потрясения она попадает в потрясение экономическое, император Никифор II Фока (963–969), вводя новую золотую монету уменьшенного веса для экономии казенных средств, дает ей греческое название. Она называлась номисма тетартерóн и была всего на треть грамма легче прежнего солида, который, кстати, тоже получил греческое имя — номисма стáмена, то есть «устойчивая». Казалось бы, треть грамма — разница не очень существенная, однако византийские менялы очень неохотно принимали их на рынке. Императоры же были вполне довольны такими нововведениями: налоги они принимали только номисмой стамена, а вот выплаты из казны делали тетартеронами.
При преемниках императора Никифора II содержание золота в византийских монетах начинает неуклонно снижаться, а концу XI века номисма тетартерон вообще целиком чеканится из серебра. Судьба бывшего солида, то есть номисмы стамена, оказалась не более завидной: вместо плоской он приобрел выпукло-выгнутую форму и стал чеканиться на более тонком и широком кружке, чем это было раньше. «По всей видимости, это было связано с тем, что такая форма обеспечивала монете необходимую прочность, поскольку монетные заготовки с середины XI века становятся более тонкими» — поясняет заведующий отделом нумизматики Пушкинского музея Сергей Коваленко.

В погоне за золотом: последние века Византии
1204 год стал кульминацией экономической и военной катастрофы в истории Византии. В этом году западноевропейские рыцари-крестоносцы, поддавшись уговорам венецианцев, захватили Константинополь и учинили в столице страшные погромы. Империя распалась на несколько самостоятельных государств и была объединена лишь в 1261 году новым императором из династии Палеологов Михаилом VIII (1261-1282). С этого времени константинопольский монетный двор возобновил чеканку золотой монеты, однако она была далека от прежнего стандарта. При Михаиле VIII она содержала лишь 70% золота, а при его сыне Андронике II (1282-1328) — 60%.
Иконография монетных изображений XIV–XV веков тоже серьезно меняется: в ней явственно ощущается бедственное положение империи, буквально прижатой турками к берегам Эгейского и Черного морей. Андроник II Палеолог чеканит монету, на лицевой стороне которой изображен бюст Богоматери Оранты, молящейся о защите города, крепостных стен и башен, которыми она окружена. Обратная сторона являет нам самого императора, простершегося ниц перед фигурой Христа, благословляющего его на царство.

К середине XV века от Византии остается лишь Константинополь с предместьями и несколько островов в Эгейском море — турецкий султан практически стоял у ворот столицы. Уже в 1367 г. византийские императоры перестали чеканить золотые монеты, на смену которым пришли три типа серебряных и два типа медных монет. Примечательно, что именно в это время на медных монетах мелькают изображения двуглавого орла, воспринятого затем в качестве государственного символа московскими царями. Впрочем, до сих пор неясно, был ли он знаком власти императора Византии или правителя рангом пониже — деспота Мореи (прим. ред.: один из высших придворных титулов в Византии, а после 1204 года — титул правителей некоторых независимых государств, как Морея; происходит от греческого «деспотис»). Как бы то ни было, в 1453 году история Византии завершается, но монетное дело империи не исчезает бесследно. Его традиция продолжила жить в Древней Руси и в Московском царстве, которые испытывали ее колоссальное влияние на протяжении столетий. Однако это уже совсем другая история…
Автор текста: Александр Ковалев
Изображения на обложке: ГМИИ имени А. С. Пушкина; Freepik


