Кладоискательство имеет многовековую историю. Расхитители египетских гробниц, царские особы, авантюристы всех мастей и даже целые крестьянские артели… Кто только ни занимался охотой за бесхозными сокровищами. А ведь есть еще и археологические экспедиции, которые ищут клады во славу науки… В нашей статье мы посмотрим на это загадочное и романтическое занятие с научной, исторической и юридической сторон.
Сколько кладов от нас скрыто?
Нетрудно догадаться, что слово «клад» произошло от глагола «класть, кладу». В старину «кладом», или «кладью», называли любую, необязательно драгоценную вещь, которую подальше от чужих глаз положил хозяин.
Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля, клад — это деньги и богатство, положенные в землю; т.е. скрытое сокровище. А с точки зрения Финансово-кредитного энциклопедического словаря, «клад» — это «деньги или ценности, зарытые в землю или скрытые другим способом, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них права».
Согласно подсчету американских ученых, в земле хранятся сотни тысяч кладов, включающих не менее 300 тонн золота и в десятки раз больше серебра. В среднем на каждого жителя Земли приходится по 60 граммов желтого и 2,5 кг белого благородных металлов.
Тысячелетиями люди пытались сохранить накопленное: забрать с собой в загробную жизнь, спрятать от внешнего врага, сохранить от пожара. Чтобы клад остался в сохранности, даже придумывали специальную тару. Например, для денежного клада, спрятанного в земле, на Руси использовали кубышку — небольшой горшочек с узким горлышком. Его округлая форма выдерживала высокое давление, а запечатанное деревянной пробкой горло не пропускало влагу. Кстати говоря, отсюда и пошло выражение: «хранить деньги в кубышке». Конечно, для хранения кладов могли использовать не только кубышки, но и любые другие емкости: глиняные, металлические, деревянные, даже холщовые мешки и берестяные короба… Главное было спрятать сокровище понадежнее. Именно «спрятанность» и есть главная отличительная характеристика «клада».
История кладоискательства
Первыми «профессиональными кладоискателями» можно назвать египетских расхитителей гробниц. Впрочем, сокровища, которые искали они, с точки зрения современников были не бесхозными. В 1935-м году учеными был найден папирус Амхерста-Капара, относимый к царствованию фараона Рамзеса IX, в котором описано одно из самых древнейших уголовных дел, связанное с грабителями могил. В попытках защитить царские усыпальницы фараоны вынуждены были держать специальную охрану на западном берегу Нила, где располагались «города мертвых». Но это не уменьшало количество грабителей. Например, древнейшая пирамида Египта, усыпальница Джосера, построенная в 2670-м году до н.э., по мнению исследователей, была разграблена спустя всего полвека после постройки. Когда же времена фараонов миновали, опустошение их гробниц превратилось в промысел, которым занимались иногда целые селения.
Не меньше египтян любили искать клады и русские крестьяне. Так, в XVII веке в Сибири распространилось «бугрование»: промысел по раскопкам древних курганов в поисках клада. Его название, по-видимому, произошло от слова «бугор», то есть холм, поскольку многие древние курганы по виду напоминали природные холмы. По свидетельству историка Сибири Герарда Миллера количество сибирских кладоискателей в то время приравнивалось к числу охотников за соболями.
Под магическое обаяние кладов попадали даже царские особы. Так, царь Иван Васильевич Грозный в 1547 году смог собственноручно отыскать клад, замурованный в стене Софийского собора в Новгороде. Любил царь и прятать клады. До сих пор воображение кладоискателей тревожит легендарная Либерия — собрание древних книг и документов, привезенных в Россию из Константинополя в качестве приданого его бабушки Софьи Палеолог и якобы спрятанное позже подозрительным Грозным подальше от завистливых глаз.
Страстью к кладоискательству отличалась и царевна Екатерина Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской, родная сестра царевны Софьи и сводная Петра I. Она мечтала найти старинные сокровища и даже держала при себе для этого специальных «ворожей». Одна из них якобы видела «пророческие сны», предсказывавшие местонахождение кладов. О своих снах она сообщала царевне, а та посылала в нужное место доверенных людей. Так, услышав, что за 220 верст от Москвы у крестьянина в хлеву стоит котел денег, Екатерина Алексеевна отправила туда дворцового сторожа. Будучи уверенной в реальности видения, она сразу же наняла охрану для вывоза сокровища. Но клад так и не нашли.
Что такое клад с точки зрения науки?
Что вы прежде всего представляете себе, когда слышите слово «клад»? Наполовину скрытый в земле бочонок с золотыми монетами, шкатулку с украшениями, замурованную в кирпичной стене… Но археологи мыслят иначе.
Орудия труда, вооружения и военного снаряжения, кухонной утвари и других предметов быта вне зависимости от своей «драгоценности» и состояния — все это тоже может относиться к кладу с научной точки зрения и иметь для ученого не меньшую ценность, чем бочонок с золотом. Ведь клады оцениваются археологами прежде всего с точки зрения их культурной и научной значимости.
Вы можете задать логичный вопрос: а чем же, в таком случае, клад отличается от других предметов, найденных при археологических раскопках? Ведь и первое, и второе может находиться в земле.
Для археолога главная особенность клада в том, что присутствуют фактические данные о намерении скрыть его от посторонних. Но как понять, пытался ли человек несколько веков назад спрятать предмет? В публикации Вестника Пермского университета археолог Юрий Сериков относит к кладам прежде всего предметы, «найденные за пределами культурного слоя поселений (стоянок). А также плотно уложенные изделия, что свидетельствует о нахождении их в какой-то емкости. Скопления изделий, зарытых в яму и перекрытых камнем или плитой, также можно называть кладами. В других случаях скопления изделий, интерпретируемого как клад, слово «клад» необходимо брать в кавычки».
Для археологов клад очень ценен своей «закрытостью»: все содержимое в нем, как правило, остается непотревоженным, без включения предметов из другого культурного слоя.
Археологи выделяют разные виды кладов: «личные», клады торговцев (партии товаров), клады литейщиков (куски металла для переплавки, инструменты); вотивные клады (жертвенные предметы, которые и не предполагалось раскапывать в будущем) и т.д. Последние часто располагаются там, где их будет практически невозможно найти, например, в в торфяниках.
Невероятно, но, несмотря на все усилия археологов, свыше 90% старинных кладов обнаруживается по воле случая, например, при прокладке дорог или строительных работах. Так, в 1959 году в Могилеве группа археологов упорно, но безрезультатно искала клад, упомянутый в исторических источниках. В итоге клад действительно был найден, но не археологами, а ... сантехниками, которые при прокладке коммуникаций обнаружили под фундаментом здания тайник XVII века.
Как ищут клады в XXI веке?
Кладоискатели далекого прошлого могли воспользоваться разве что обрывком карты или, в лучшем случае, компасом. Сегодня им на помощь приходят наука и техника, позволяющая «прощупать» землю и даже посмотреть, что кроется в стенах каменных сооружений.
Например, современный георадар позволяет исследовать грунт на глубине до 60 метров. Прибор действует по принципу генерации импульсов, которые при попадании на предмет отражаются от него и регистрируются в виде графика. Данные графика помогают понять размер предмета и глубину его залегания. Но чтобы суметь «прочитать» такой график, нужны опыт и навыки.
Используют при поиске кладов и микрокамеры, позволяющие заглянуть в труднодоступные или недоступные места, в том числе пещеры и гроты.
А с помощью подводного металлоискателя можно выявить даже самые незначительные примеси золота и серебра в реках и озерах. Такой металлоискатель создает вокруг поисковой катушки электромагнитное поле. Когда в это поле попадает металлический предмет, он создает собственное вторичное электромагнитное поле, которое улавливает металлоискатель. Сигнал передается в наушники или на дисплей.
Так что можно сказать, что наука сделала кладоискательство вполне технологичным видом деятельности. И вот тут самое время поговорить о наименее романтической из составляющих этого занятия: о правовом статусе кладов.
Клад найден. Что дальше?
С этим вопросом редакция портала «ПОИСК» обратилась к юристу Оливии Ливингстон. По словам эксперта, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, если человек находит клад, то, по общему правилу, он имеет право на половину его стоимости. Вторая половина должна быть передана государству. Однако важно учитывать ряд обстоятельств, которые могут повлиять на это правило.
- Место находки. Если клад найден на частной территории, то право собственности на клад может принадлежать ее владельцу. В этом случае находчик может получить вознаграждение, но не будет иметь право на половину стоимости клада.
- Тип клада. Если клад имеет историческую или культурную ценность, то его находка может регулироваться более строгими правилами, и находчик может получить меньшую долю или вовсе не получить ничего.
- Условия находки. Если клад был найден в процессе профессиональной деятельности (например, археологических раскопок), то доля находчика может быть определена в зависимости от условий договора или закона.
Что будет, если найти клад и попытаться его присвоить? Тут, как говорится, тоже возможны варианты. Если клад будет признан культурным наследием и, главное, важным для науки предметом (например, украшением I-II веков до н.э.), нашедшему за незаконное распоряжение может грозить привлечение к ответственности, а именно наказание в виде штрафа до 1 миллиона рублей, а также лишения свободы на срок до 6 лет. Часто такие дела возбуждаются против «черных археологов». Так, в 2023 году во Владимирской области рассматривалось в суде дело четырех участников криминальных раскопок на археологических объектах. К этому времени «черные археологи» уже успели незаконно завладеть 999 предметами.
Так что, если вы нашли клад, необходимо сообщить об этом в местное отделение полиции, а для проведения оценки клада можно обратиться к представителям музея.
Клад или не клад?
Бывает и так, что обнаруживший клад счастливчик поначалу принимает его буквально за хлам, не подозревая об истинной ценности найденного. Достаточно вспомнить рассказ Артура Конан Дойла «Обряд дома Месгрейвов», где корону английского монарха Карла Первого
сначала приняли за куски ржавого металла.
Конечно, если найдены монеты из золота или серебра, такое случается редко. Но другие древние вещи, даже из драгоценных металлов, часто оцениваются находчиками совершенно непредсказуемо.
Золотой сосуд II тысячелетия до н.э. — в свинарнике
В 1924-м году в Болгарии два брата Цветановы с работниками облагораживали виноградник и неожиданно в земле обнаружили металлические сосуды желтого оттенка. Крестьяне поделили найденное между собой. Самый крупный сосуд в форме широкой вазы весом в 4,5 кг достался Тодору Цветанову, который определил его в качестве корыта… в домашний свинарник. Однако некоторые крестьяне все же решили обратиться к специалистам за оценкой найденного. И узнали, что найденные им сосуды сделаны из чистого золота. Ювелир, оценивавший предметы, сообщил о находке властям, и клад попал в Национальный Археологический музей в Софии. Ученые считают, что вылчитранский клад принадлежал фракийским племенам второй половины II тысячелетия до н.э.
Археологическая сенсация от школьника-прогульщика
В 1961-м году в молдавском села Карбуна школьник отправился на прогулку вдоль строящейся дороги. По пути он заметил канаву, а в ней проглядывающий из земли сосуд. Оказалось, что он обнаружил
уникальное собрание изделий медно-каменного века (периода между неолитом и бронзовым веками) из 850 предметов, владельцем которых, по мнению ученых, была племенная жрица. Сокровище попало в Молдавский республиканский историко-краеведческий музей.
Древняя чаша из золота — гнет для капустного бочонка
Осенью 1974-го года в селе Крыжовлин Одесской области тракторист вспахивал школьный участок и случайно заметил выглядывающий из-под земли предмет необычной формы. У находки, напоминавшей сосуд, была только одна ручка. Механизатор принес находку домой, где ей быстро нашли применение, приспособив как гнет для бочонка с капустой. Сосед, случайно зашедший в гости, обратил внимание на тяжесть «гнета» и предположил, что загадочная находка может быть из золота. Только после этого тракторист отправился с кладом в ломбард, где узнал, что «гнет» для капустного бочонка — уникальная золотая чаша эпохи средней бронзы. Весной археологи нашли на том же поле вторую ручку золотого сосуда.
Мужской пояс IV – V веков н. э. — под слоем антиржавщины
В 2011-м году лишившийся работы житель села Волниковка в Фатежском районе Курской области промышлял сдачей металлолома, вооружившись лопатой и металлоискателем. Неожиданно он наткнулся на «ведро» явно старинных артефактов. Кладоискатель решил, что перед продажей вещам стоит придать «товарный вид» и начал их отмывать «антиржавчиной». В итоге он нашел попупателя, который согласился заплатить за «клад» 50 тысяч рублей. К счастью, о сделке узнали силовики. В итоге находчик получил за порчу клада 150 часов принудительных работ. А клад передали в Курский областной музей археологии, где эксперты оценили найденное в 1 000 000 долларов. Среди артефактов были предметы конской упряжи, две парадные мужские портупеи с мечом и кинжалом, мужской пояс и другие ценности IV – V веков нашей эры.
Серебряные римские монеты — в консервной банке
В 2022-м году житель Калининградской области ставил в огороде забор. Когда он делал углубления в земле, лопата уперлась во что-то твердое. Это оказалась немецкая консервная банка с крышкой, наполненная монетами. Мужчина был далек от нумизматики и, хотя сомневался в том, что найденные монеты могут быть ценными, он все же отвез клад в Калининград и сдал в местное отделение полиции. Экспертиза установила, что найденные монеты – римские денарии, за каждый из которых находчик получил по 3 000 рублей. Было же их в банке 200 штук.
Так что обращаться при находке клада к специалистам не только безопасно, но и выгодно.
Валерия Стопичева
Изображение на обложке: Freepik