Романтики, странники, поэты, ученые: в России отмечают День этнографа

Романтики, странники, поэты, ученые: в России отмечают День этнографа

Образ этнографа в нашем коллективном сознании, как правило, ассоциируется с незабвенным Шуриком из «Кавказской пленницы»: этакий тревел-блогер с фольклорным уклоном, отправившийся в экспедицию на поиски старинных легенд и тостов... Но кто он на самом деле – современный этнограф? Чем занимается? Попробуем разобраться.

Людей этой профессии действительно отличает некий романтический флер — недаром говорят, что этнограф в душе немного поэт и странник, которого неуемная жажда знаний толкает к поиску самобытных культур. Сегодня у этих хранителей культурной памяти нашей страны профессиональный праздник. Праздник сравнительно молодой. Отмечать его предложил в конце 1970 годов основатель кафедры этнографии и антропологии Ленинградского госуниверситета доктор исторических наук Рудольф Фердинандович Итс. Дату выбрали идеальную — 17 июля. Во-первых, на середину лета приходится пик этнографических экспедиций. А во-вторых, в этот день в 1846 году родился основоположник отечественной этнографической науки — Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

Есть такая наука «народы описывать»

Своими корнями этнография или, как говорили до XIX века, «народоописание» или «народоведение», уходит в древний Египет — в конец II тысячелетия до н. э., когда начались первые стихийные наблюдения за соседними народами. Результаты этих наблюдений фиксировали всюду — на папирусе, на стенах гробниц, на вазах. Этнографы обнаружили сотни египетских рисунков с изображением представителей чужеземных племен — хеттов, семитов — несущих в себе информацию об их характерных этнических признаках, включая особенности строения тела, цвет кожи, разрез глаз.

Первым в истории этнографом, намеренно наблюдавшим за другими народами ради изучения их традиций, считается древнегреческий историк Геродот: в V веке до н. э. он описал обычаи и ритуалы персов и скифов. Своя плеяда народоописателей была и в Древнем Риме: Гиппократ пытался понять связь между темпераментом народа и его географической средой, а Юлий Цезарь всерьез интересовался нравами покоряемых им племен.

Средневековье тоже не было равнодушно к этнографическим знаниям. Так, книга «Путешествие Марко Поло» (ок. 1300 года) о путешествиях венецианского купца рассказала европейцам о культуре народов, встреченных им на Великом Шелковом пути. А датированное 1475 годом «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина стало первым описанием обычаев Индии и Персии в отечественной этнографии.

Путешествия Марко Поло. Изображение: Wikimedia Commons

Рождение этнографии в России: «под крылом» Российского географического общества

Началом же полноценного становления этнографии как науки в России можно считать 1845 год, когда было основано Императорское Русское географическое общество. Причем Отделение этнографии в структуре РГО появилось одним из первых. Задача перед первыми отечественными этнографами была поставлена благородная: «Познание племен, обитающих в пределах государства, со стороны нравственной, общественной и языковедения, ибо важные для истории сведения и события, кои теперь могли бы еще быть сохранены, через немногие десятилетия погибнут невозвратно».

Уже в 1846 году состоялась первая этнографическая экспедиция под эгидой РГО: Андрей Шегрен посетил Курляндию и Лифляндию, изучив местные племена ливов и кревингов.

Каких только профильных комиссий не образовывали этнографы в ту пору: песенную, музыкальную, сказочную, языковую... Именно на эти материалы Владимир Даль опирался при составлении своего «Толкового словаря живого великорусского языка».

В 1869 году членом РГО стал и Николай Миклухо-Маклай. На тот момент путешественнику было всего 23 года, но за его плечами уже были поездки в Италию, на Канарские острова, Красное море. А вскоре Николай Николаевич добился отправки этнографической экспедиции на острова Океании. В итоге он стал первым, кто открыл европейскому миру быт, язык и культуру папуасов Новой Гвинеи.

Н. Миклухо-Маклай с папуасом Ахматом, 1874-1875 год; Маршруты путешествий Н. Миклухо-Маклая в Австралии, Океании и Юго-Восточной Азии. Изображение: Wikimedia Commons; Kaidor/CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

По сей день Миклухо-Маклая считают воплощением классического образа «полевого» этнографа. В сущности, именно с него и начался в этнографии так называемый «культ поля». Его последователи убеждены, что для хорошего ученого главный метод исследования — включенное наблюдение. Но где бы была этнография, если бы не «кабинетные» этнографы, посвятившие себя академическому оформлению новой дисциплины? Под руководством одного из них, Дмитрия Анучина, в 1884 году в Московском университете была открыта кафедра этнографии и географии. Именно Дмитрию Николаевичу этнография обязана своим вхождением в круг академических дисциплин: он положил начало университетскому преподаванию этнографии, став автором и лектором первого тематического курса.

Российские этнографические выставки XIX века

Популяризации науки об этносах способствовало создание при Московском университете Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). С его подачи в Москве в 1867 году с триумфом прошла первая Всероссийская этнографическая выставка. «Наша общественность лучше знакома с основными чертами племен Африки и Австралии, чем с племенами, населяющими Россию. Ничто не может быть более подходящим для целей нашего общества, чем знакомство этих племен с массами», — так перед учеными мужами сформулировал просветительскую миссию экспозиции ее инициатор, молодой антрополог, член ОЛЕАЭ Анатолий Богданов. И к нему прислушались! Причем на самом высоком уровне: поддержка была получена даже от императора Александра II, почтившего присутствием церемонию открытия.

За два месяца на выставке побывали более 83 тысяч человек. Особый интерес публики вызвали 300 манекенов в национальных одеждах, демонстрирующих сцены из туземной жизни. В другом разделе экспонировались 450 комплектов костюмов, 500 образцов музыкальных инструментов, тысячи предметов домашней утвари, а также более двух тысяч рисунков и фотографий. Все экспонаты после закрытия выставки были переданы в Румянцевский музей. Ныне они хранятся в основанном в 1902 году Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Российский этнографический музей. Изображение: Российский Этнографический Музей

В 1879 году по инициативе все того же ОЛЕАЭ в Москве прошла Антропологическая выставка. На этот раз этнографию в название выносить не стали, ибо считалось, что «она занимает подчиненное положение и служит как дополнительный источник сведений». Но экспозиция в итоге получилась именно этнографической — и именно эта ее часть привлекла наибольшее внимание посетителей.

Близкая и далекая: современность в зеркале этнографии

В 1930 году в нашей стране был создан Институт по изучению народов СССР, «наследником» которого ныне является Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Именно с его подачи в 1994 году в госстандарт высшего географического образования включили курс "этнологии".

Чулымцы, ингилойцы, кайтагцы, багулалы... Сегодня Россия насчитывает почти две сотни этнических групп (согласно переписи населения 2021 года — 194). Численность почти 60-ти из них составляет менее 1000 человек, а у двух десятков самых малочисленных групп не наберется и сотни носителей коренного этноса. И именно этнографии отводится одна из ключевых ролей в понимании этого культурного многообразия мультинациональной России. В настоящее время специалисты Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН заканчивают выпуск начатой еще в 1992 году 35-томной серии «Народы и культуры», посвященный этнографии нашей многонациональной родины.

Изображение: Институт этнологии и антропологии РАН

За последние несколько десятилетий в предметной области этнографии произошел существенный пересмотр. Она более не воспринимается как наука о народах прошлого, пребывающих на ранних ступенях развития. В поле ее изучения теперь все этнические общности — как отставшие в эволюции, так и высокоразвитые, как малочисленные, так и многомиллионные. А главное — не только существовавшие вчера, но и живущие сегодня. «Огромное ядро современного этнографического знания — изучение повседневной "бытовой" культуры и изменений в ней, процессов формирования новых групп населения со специфической культурой, осознание ими своего своеобразия, взаимосвязь последнего с этническим самосознанием», считает заведующий Сектором этнической экологии Института этнологии и антропологии РАН Анатолий Николаевич Ямсков.

Этно как тренд XXI века

Ярким показателем проникновения в современное общественное сознание этнографической тематики можно считать нынешнюю моду на этнику. Мы оделись в костюмы с восточным орнаментом, пристрастились к бурятской кухне, стали завсегдатаями якутского праздника Ысыах, превратились в фанатов этнической музыки… А приставка «этно» при выборе досуга стала неким знаком того, что нам и в самом деле предлагают нечто заслуживающее внимание.

Этника — это не обязательно что-то далекое и экзотическое. Это прежде всего самобытное. А в нашей стране даже поездка в соседний регион с его специфическим узором на косоворотке уже может стать частью этнографического исследования. Не случайно этнотуризм — путешествие в поселения, где живут национальные меньшинства — один из неугасающих досуговых трендов.

Основные регионы этнического туризма в России — Северный Кавказ, Тува, Хакасия, Ямал, Якутия, Чукотка. Все более востребованным направлением последних лет стали путешествия в «мертвые» поселения или отдаленные аулы. Скажем, в затерянную в скалах Дагестана деревню Гамсутль, заброшенную людьми более 60 лет назад. Туристы нарекли ее одним из «мест силы» и приезжают туда за «особой аурой».

Деревня Гамсутль. Изображение: Slavyanochka, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Вместе с тем этнографические процессы обнаруживают и все новые болевые точки. Сегодня одно из таких проблемных мест — столкновение национальных традиций с вызовами цивилизации. В числе таковых — прежде всего глобализация, размывающая уникальные национальные черты. Урбанизация, ассимиляция, изменение климата — не менее серьезные угрозы для сохранения традиционного образа жизни и культуры коренных народов. И без помощи профессиональных этнографов, вовремя поднимающих актуальные проблемы и предлагающих эффективные методы их решения, не обойтись. Ниже перечислим лишь несколько трендов современной этнографии.

  • Сохранение языков. Последняя версия выходящего под эгидой ЮНЕСКО «Атласа языков, находящихся под угрозой исчезновения» содержит около 2500 «мертвых» наречий. В нашей стране выходит своя «Красная книга языков народов России», которая включает сведения о 66 диалектах малочисленных народов. Около 20 языков, в том числе айнский, камасинский, коттский, относят к числу полностью вымерших. Однако «мертвый» язык вовсе не означает, что он полностью исчез – отнюдь. В науке есть такое понятие, как «ревитализация» — возрождение языка за счет усилий лингвистов, фольклористов и, конечно, этнографов. Нередко на помощь в этом вопросе приходят современные технологические разработки. Так, возрождать забытый саамский диалект помогает приложение «Самь Килл», созданное по инициативе общины коренного народа саами.
  • Цифровая этнография. Современные технологии упрощают и проведение этнографических изысканий. В этнографии даже появился отдельный раздел — нетнография, или онлайн-этнография, которая подразумевает виртуальное наблюдение за какими-либо событиями в режиме онлайн. В сфере интересов этнографа лежат и вопросы проявления этничности в социальных сетях — при их изучении тоже не обойтись без виртуальных методов. А такие инструменты, как BIM, AutoCAD, Revit просто незаменимы для этнографа при цифровой визуализации объектов материальной культуры без привлечения реальных предметов. Например, методы лазерного сканирования и фотограмметрии уже были успешно использованы при составлении ортофотопланов римского Пантеона и объектов Историко-архитектурного музея ИАЭТ СО РАН.
Сотрудник лаборатории «ЦифрА» Павел Чистяков поясняет нюансы процесса сканирования. Изображение: ИАЭТ СО РАН
  • Федеральная этнографическая экспедиция. Уже три года в нашей стране действует Федеральный закон №402 "О нематериальном этнокультурном достоянии РФ". Одна из форм учета этого достояния — Реестр объектов нематериального культурного наследия. Для его пополнения уникальными сведениями со всех уголков нашей необъятной родины при поддержке Министерства культуры РФ был инициирован масштабный проект — серия региональных этнографических экспедиций. За три года этнографы побывали в 37 регионах России, их «улов» впечатляет — выявлено более 150 объектов нематериального национального достояния. Реестр пополнили и традиции вождения троицких хороводов в Кировской области, и престольные гуляния в Татарстане, и мокшанская парная пляска в Мордовии, и технология пошива национальной одежды в Ямало-Ненецком АО, и рецепты поморской кухни в Мурманской области, и обряд встречи лебедей в Бурятии... В 2025 году стартовал четвертый сезон этнографических экспедиций. Организаторы намерены отправиться еще в 17 регионов страны — от Адыгеи до Иркутской области.
Фольклорно-этнографическая экспедиция по выявлению объектов нематериального этнокультурного наследия в Ямало-Ненецком автономном округе. Изображение: Министерство культуры Российской Федерации

Этнографические находки на территории России происходят регулярно. Так, в 2024 году башкирские ученые из Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН совершили целый ряд открытий в изучении национальных костюмов. Выяснилось, в частности, что многие архивные рисунки местных нарядов атрибутированы ошибочно.
«К материалам экспедиций XIX века были приложены гравюры. Они воспринимались как истина в последней инстанции. Но стоило прикоснуться к ним и сразу выявилось много открытий. Так, изображение уфимской татарки из книги Миллера превратилось в изображение казанской татарки. Чтобы их идентифицировать, пришлось заново переводить текст и детально исследовать костюм», рассказала старший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН Елена Нечвалода.

А еще местным специалистам удалось восстановить считавшийся давно утраченным чувашский обряд серен. Но главное — сразу в двух селах Башкортостана выявлены представители древнейшей этносословной группы — мордва-мурза, происходившие некогда от сословий служилого населения.

Часть этнографических открытий совершается с участием археологов и антропологов: этнография давно перестала считаться лишь их помощницей, сегодня эти дисциплины действуют в дружном тандеме на благо науки. Так было и в Якутии, где в районе Кердюгена обнаружены останки мужчины, погребенного 4000 лет назад вместе с оружием. Эксперты СВФУ совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН провели кропотливую работу по 3D-сканированию, оцифровав более 400 материалов захоронения. Реконструкция дала представление о внешности и снаряжении охотника-воителя каменного века, а сравнительный анализ позволил датировать памятник ымыяхтахской культурой позднего неолита.

Кердюгенский воин, 3d-модель. Изображение: Северо-Восточный федеральный университет

****

Наш рассказ об этнографии был бы неполон, не упомяни мы о «десяти заповедях этнографа», сформулированных в конце XIX века исследователем народов Сахалина и Приамурья Львом Штернбергом. Перечислять все не будем, но самые важные назовем:

«Не делай кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны: несть ни эллина, ни иудея, ни белого, ни цветного».

«Не навязывай насильно исследуемому народу своей культуры: подходи к нему бережно и осторожно, с любовью и вниманием, на какой бы ступени культуры он ни стоял».

Ну и самое главное:

«Не профанируй науки, не оскверняй этнографии карьеризмом: настоящим этнографом может быть только тот, кто питает энтузиазм к науке, любовь к человечеству и к человеку».

Изображение: Freepik

Автор текста Татьяна Лянная

Изображение на обложке: Freepik

Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.

Инцидент с дружественным огнем. Давно потерянное поле сражения вновь обнаружили ученые
Цифровая триада и вызовы ИИ: как на InfoSpace ищут формулу технологического будущего России